Уголок неба ¦ Грицевец Сергей Иванович

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Грицевец Сергей Иванович
       
Годы жизни: 1909-1939

Сергей Грицевец родился 19 Июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области, в семье крестьянина. В Советской Армии с 1931 года. Окончил Оренбургскую военную школу пилотов в 1932 году и школу воздушного боя в 1936 году. Командовал звеном, отрядом, полком.

В Июне 1938 года, в составе группы из 34 летчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. В воздушных боях уничтожил 30 самолетов противника лично и 7 в группе. В одном из боев на И-16 сумел сбить 7 самолетов (из них 5 Фиатов Cr.32),  но и его машина была серьезно повреждена.  18 Августа 1938 года - в день Авиации, сбил 2 "Фиата". Со своими летчиками порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника. За подвиги в небе Испании, 22 Февраля 1939 года Сергею Ивановичу Грицевцу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Особенно отличился в заключительных и самых тяжелых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "мессера" вооруженные пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней Августа советскими и испанскими летчиками было сбито 72 вражеских самолета.

Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 Октября 1938 года, когда было поднято в воздух около 100 истребителей республиканских ВВС в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро, совместными усилиями советских и испанских летчиков, было сбито 3 "мессера" и 5 "фиатов". Наши потери составили 3 самолета (все летчики спаслись на парашютах).

Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 летчиков прибывших вместе с Грицевцом в Июне 1938 г, осталось в строю лишь 7.

Участник боев с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол летом 1939 года. Летал на И-16, затем командовал отдельной группой новейших истребителей И-153. В воздушных боях лично сбил 12 японских самолетов. 26 Июня над территорией, занятой противником, был сбит самолет командира 70-го ИАП Майора В.Забалуева. В этом бою участвовал и Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнем японской пехоты. За победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза (Указ от 29 Августа 1939 года).

Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых летчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полетов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится летчику на прицельную очередь, - говорил он - Только одна секунда !

Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским летчиком - истребителем имея 42 личные победы.

Сергей Грицевец погиб в авиационной катастрофе 16 Сентября 1939 года, вылетев к новому месту назначения, когда в его самолет врезался приземляющийся истребитель. За время службы был награжден Орденами Ленина (дважды) и Красного Знамени (дважды). На месте его гибели, в деревне Болбасово Оршанского р-на Витебской области, установлен памятник. Бронзовый бюст - в гор. Барановичи и мемориальная доска - в Минске.

Список известных побед

 
№  Дата сбитый тип
с-та
Примечания
война в Китае
  29.4.1938  вражеский самолет  И-16 предположительно
Гражданская война в Испании
  6.07.1938 Ме-109 И-16 

 

 
  6.07.1938    
  13.08.1938 Хе-111 совершил в\п
  14.8.1938 Fiat CR.32  
  18.8.1938  
  18.8.1938  
  3.10.1938  
  5.10.1938 Bf-109  
Халхин Гол
  22.6.1939 Ki-27 И-16   
  16.6.1939  вражеский самолет  
  16.6.1939  
? 16.6.1939 в группе
  28.8.1939 Ki-27 И-153  

 

И-16 Сергея Грицевца, республиканские ВВС, 1938 г.

 



Уголок неба. 2008 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100