Реклама...

    


 

 
    главная люди и авиация асы второй мировой ссср
 
    Гонтарь Владимир Михайлович
       
Страна: СССР
Годы жизни: 1916 - 1943

Родился в 1916 году. В Красной армии с 15.08.1935 г. Образование - семилетка; в 1935 г. закончил один курс с/хозяйственного института. 15.8.1935 г. поступил и в 1937 г. закончил 11-ю военную школу пилотов Киевского военного округа в Луганске, а в 1938 году экстерном и летное военное училище. Проходил службу в различных авиационных подразделениях на Дальнем Востоке. 4.11.1938 г. ему было присвоено в/звание "лейтенант". 23.02.1939 г. Гонтарь В.М. принял военную присягу. С 4.07.1040 г. он - старший летчик 2 штурмового авиаполка ДВФ (самолеты Р-10, Р-5ССС, И-15бис).

После переучивания на летчика-истребителя, Гонтарю В.М. 13.01.1941 г. было присвоено воинское звание старший лейтенант и 28.05.1941 г. он был назначен на должность командира звена 307 истребительного авиаполка Дальневосточного фронта.

Именно там, на Дальнем Востоке, в 307 истребительном авиаполку Василий познакомился со старшим сержантом Федоровым И.В., будущим Героем Советского Союза. Летали вместе на И-16. Затем их дороги разошлись... Федоров в декабре 1942 года был направлен на переучивание на самолеты Як-1, а через несколько месяцев, 5 августа и Гонтарь В.М. был вновь откомандирован на курсы усовершенствования. На этот раз штурманов и, по окончании курсов, 4.06.1943 г. поступил в распоряжение Начальника отдела кадров 3-го истребительного авиационного корпуса (3 ИАК) на должность штурмана - заместителя командира авиаэскадрильи этого авиакорпуса. 15.06.1943 г. старший лейтенант Гонтарь Владимир Михайлович получает назначение в 274-й истребительный авиационный полк (позднее Оршанский Краснознаменный ордена Кутузова), командиром которого был майор Корнилов Н.С., а с октября 1943 г. майор Волчков Николай Григорьевич.

С апреля 1943 г. 274 иап вошел в состав 278 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 3-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) и в составе дивизии сразу включился в бои на Кубани.

Закончив боевые действия на Кубани, полки дивизии в составе 3-го ИАК в июне-июле 1943 г перебазировалась на аэроузел Шехмань Тамбовской обл. Степного фронта, где пополнялись личным составом и материальной частью, а также вели ограниченные боевые действия в интересах фронтов, готовившихся к операции на Курской дуге. В июне 1943 г. дивизии было присвоено почетное наименование Сибирская. Были получены новые самолеты Як-9. Вместе с Гонтарь В.М. в это время в 274 ИАП воевал и ст. лейтенант Маркин Николай Васильевич, имевший на своем счету 16 личных побед и 17 в группе. 03.09.43 г. полки дивизии в составе 3 ИАК перебазировались на аэроузел Шахты Южного фронта, войдя (03.09.1943 г.) в состав 8 ВА Южного, а с 20.10.43г. 4-го Украинского фронта. Начались бои за освобождение Донбасса и выход к Крыму. Работа дивизии сильно осложнялась необходимостью частого перебазирования. Так, за три недели сентября, было сменено 7 аэроузлов. Летчиками дивизии в сентябре 1943 г. произведено 2282 боевых вылетов, проведено 192 воздушных боев, в которых сбит 171 самолет противника.

О том, как проходили бои летчиков полка и ст.лейтенанта Гонтарь в том числе, свидетельствуют выдержки из наградных листов. "... Так, 14.9.1943 г. в районе прикрытия наземных войск младший лейтенант Василенко в составе четырех наших истребителей встретился с группой до тридцати Ю-87 под прикрытием восьми Ме-109. Наши истребители, несмотря на огромное превосходство сил противника смело атаковали бомбардировщики, разогнали их и не дали бомбить наземные войска. Василенко в этом бою будучи ведомым у старшего лейтенанта Гонтарь, самоотверженно отбивал от него несколько атак истребителей, тем самым обеспечил ему возможность сбить один Ю-87. Всего в результате боя группа сбила три Ю-87 и один Ме-109." [ЦАМО, Ф.33, Оп.686044, Д.1984, л.54] А вот выдержка из Наградного листа самого Гонтарь Владимира Михайловича. "...21.9.1943 года старший лейтенант Гонтарь вылетел в составе шестерки на прикрытие наземных войск. В районе прикрытия встретили до восемнадцати Ю-87 под прикрытием десяти Ме-109. Находясь в ударной группе старший лейтенант Гонтарь со своим ведомым смело кинулся в атаку на бомбардировщиков, расстроил их боевые порядок и обратил в бегство..."

В Дневнике боевой работы 278 ИАД за этот день скупо отмечалось: "...Прикрытие наземных войск в районе Васильевка - Лукьяново - Пятихатки. Прикрытие Пе-2. Летало 61 самолет. 93 самолетовылета. Налет 89 часов. Сбито 8 самолетов противника" [ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.21, л.5.] В этих боях погибли 10 летчиков дивизии.

До 12.10.43 г. дивизия действовала на Б.Токмаковском направлении, а затем - на Мелитопольском. 3-й авиакорпус, а в его составе 274 ИАП вел боевые действия на главном направлении действий войск 4-го Украинского фронта. Основной задачей было: в воздушных боях и штурмовыми ударами по аэродромам противника уничтожать его авиацию, удерживать господство в воздухе и надежно прикрывать наши наземные войска. Опять начались тяжелые затяжные бои. Но теперь у летчиков был хороший опыт боев на Кубани и они уверенно били врага. В октябре 1943 г. летчиками дивизии было сбито 77 самолетов противника. Погибли 8 своих летчиков, потеряны 12 самолетов.

22.10.1943 г. старший лейтенант Гонтарь В.М. был представлен к награде. В Наградном листе отмечалось: "Старший лейтенант Гонтарь В.М., участвуя в боях на Южном фронте с 7.9.1943 года произвел 60 боевых вылетов, провел 10 воздушных боев. Отличный летчик - истребитель, умело руководит боем. Боевые задания всегда выполняет отлично. В воздушном бою проявляет смелость и решительность... За проявленную в боях смелость и отвагу, за проведенные им 60 успешных боевых вылетов, достоин награждения орденом Отечественной войны первой степени". [ЦАМО. Ф.3, Оп.686044, Д.1984, л.55]. Приказом командира 3 ИАК ╧ 021/н от 30.10.1943 г. старший лейтенант Гонтарь В.М. был награжден орденом "Отечественной войны" первой степени.

В первые дни ноября 1943 г. дивизия действовала на Крымском направлении, а с 07.11.43 г. - на Никопольском. В это время в полк пришел командиром звена будущий Герой Советского Союза Киселев Иван Михайлович. Воевал там и заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Комардинкин К.П., который к середине октября 1943 г. произвел 90 боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 18 и сжег на земле 3 транспортных самолета противника. В ноябре 1943 г. Комардинкину К.П. было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени.

Боевая работа велась в сложных метеоусловиях. Тем не менее, в ноябре было произведено 614 боевых вылетов, проведено 20 групповых воздушных боев, в которых сбито 11 самолетов противника. В декабре 1943 г. произведено 260 боевых вылетов, проведено 13 групповых воздушных боев, в которых сбит 21 самолет противника. (Источник: Чернаткина А.Е. От Кавказа до Берлина. ≈ М.: www.allaces.ru, 2004.)

3 декабря 1943 г. 274 иап в составе 12 боевых экипажей в течение дня перебазировался с аэродрома Нижние Серагозы на аэродром Теодоровка. [См.: ЦАМО, Ф.20248, Оп.1, Д.16, Л.311] Из отчета о боевых действиях 278 ИАД в декабре 1943 года: "... Действия наземных войск в декабре месяце можно разбить на три периода: Первый период с 3 по 10.12 - переход в наступление 3 гв. Армии в районе Бол.Белозерка - Гючевка в общем направлении на Каменка. Второй период: с 18.12 по 22.12 - вторичный переход 3 гв. Армии в наступление по тем же направлениям. Как в первый период, так и во второй, части 3 гв.Армии успехов не имели, за исключением как только улучшили свои позиции. Третий период с 25 по 27.12 характеризовался переходом 3 гв.Армии в общем направлении на Водяное. За отчетный период, было 2 летных дня, ограниченных летных - 3 и нелетных - 26. Нелетные дни: 10-балльная облачность с высотою 50-150 метров, туман, снегопад при видимости 100 м. до 500 м. [ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.13, л.69,70]

В этих, неблагоприятных условиях, базируясь на аэродроме Теодоровка (ныне район 2 км.восточнее пос. Догмаровка) приходилось вести боевую работу летчикам 274 истребительного авиаполка. А работы было много. В оперативной сводке авиадивизии за этот день значилось: "274 иап в течение дня 19.12.1943 г. прикрывал боевые порядки наземных войск в районе Стаханов, вел свободную охоту в районе Давыдов Брод, Грушевской Кут, Красногригорьевка и проводил штурмовку аэродрома противника Большая Костромка. Летало 17 самолетов из них 11 - Як-1 и 6 - Як-9" [ЦАМО, Ф. 20248, Оп.1, Д.16, Л.335]. Наверное поэтому, "...19.12.1943 г. при штурмовке автоколонны в районе Новоивановка летчиком 274 иап ведущий лейтенант Степочкин, ведомый мл.лейтенант Григорович, вследствии отсутствия осмотрительности ведущего за ведомым и непринятия противозенитного маневра был потерян мл.лейтенант Григорович, который с боевого задания не вернулся, предположительно сбит ЗА (зенитной артиллерии - авт) противника". (См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.13, л.71). В этот же день "...19.12.1943 г. при выполнении задания в зоне истребления пара 274 иап летчик ст.лейтенант Гонтарь и ведомый мл.лейтенант Макарчук вследствии отсутствия осмотрительности у ведомого за своим ведущим при развороте мл.лейтенант Макарчук потерял своего ведомого ст.лейтенанта Гонтарь, который с боевого задания не возвратился, предположительно сбит огнем ЗА противника" (См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.13, л.71). В оперативной сводке 278 ИАД было конкретизировано: "Не вернулся с боевого задания старший лейтенант Гонтарь на самолете Як-9 номер 0509. В 15.00 ведомый младший лейтенант Макарчук его потерял в 5 км. южнее Днепровка" [ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.16, л.335], а также "... Лейтенант Григорович на самолете Як-9 номер 0446 и старший лейтенант Гонтарь на самолете Як-9 номер 0509 не вернулись с боевого задания..." [См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.16, л.334].

Радиостанциями самолеты не были оснащены, поэтому, связи Пункта управления полетами с самолетами находящимися в воздухе не было. Что произошло с самолетом старшего лейтенанта Гонтарь В.М., после потери его ведомым, не знает теперь никто. До 15 января 1944 г. продолжались безуспешные поиски погибших летчиков...

по материалам сайта: http://bashurow.narod.ru/GontarWM.htm
 


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100