главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Чурилин Алексей Павлович
       
Годы жизни: 1916-1982

Сбив в марте 1945 г. 9 Ме-109, а в апреле уничтожив еще 4 неприятельские машины, А. Чурилин стал самым результативным летчиком победной весны. В Венгрии в боях 10 и 23 марта, 5 и 11 апреля ему четырежды (!) удалось сделать по дублю, сбив 8 Ме-109Г-12 - одну из самых совершенных модификаций знаменитого "мессера".

Попав на фронт в конце 42-го, он открыл боевой счет 611-го иап, сбив эРэСом, выпущенным со своей "Чайки", Ме-109.

Серьезный и строгий, далекий от всякой авантюры, он был в то же время горячим, быстро "заводящимся" человеком. Воздушный бой он буквально творил, выдумывая на земле и в воздухе новые пилотажные фигуры, приемы взаимодействия, защиты и нападения, строя при этом все свои импровизации на точном расчете. Здесь и бои на виражах, с неожиданным и резким уменьшением их радиуса, и стремительные атаки строя вражеских самолетов, когда с пикирования в упор он поражал неприятельскую машину и, выполнив резкий боевой разворот, на форсаже снизу атаковал следующую.

Он был замечательным наставником молодых пилотов. Часто меняя ведомых, он неустанно "вывозил" молодежь. Меняясь со своим ведомым ролями, он не только надежно прикрывал его, но подсказывал момент и способ неотразимой атаки. Девять ведомых Чурилина, летая с ним в паре, сбили 20 самолетов противника. За последние два года войны летчик не потерял ни одного из них.

Характерным примером его наставничества является один из боев 11 апреля 1945 г., когда эшелонированное по высоте звено Чурилина "зажало" пару Ме-109. Его ведомый мл. лейтенант Н. Чуриков (около 150 боевых вылетов, 6 личных побед) получил команду "Подойти ближе и сбить заднего", которую уверенно выполнил. "Теперь главного", - услышал он в наушниках спокойный голос командира. Однако ведущего удалось лишь подбить, и, оставляя длинный дымный след, он со снижением стал уходить. Младший лейтенант начал было преследование, по Чурилин оставил его: "Не горячись. Сам сдохнет".

Чурилин стал истребителем уже в зрелом возрасте, в двадцать пять (родился на хуторе Ширявский, на Южном Урале, 26 декабря 1916 г.), закончив Сталинградскую военную авиационную школу пилотов накануне войны. До призыва в армию в 1940 г. успел окончить сельхозтехникум и поработать инкассатором.

Комэск 611-го иап (288 иад, 17 ВА) майор Чурилин совершил более 300 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 30 неприятельских машин. Сам сбит не был. В составе группы уничтожил на земле 21 самолет противника. Воевал на И-153, на ЛаГТ-3, на Як-1 с надписью "Металлург Донбасса" на борту, а с конца февраля 1945 г. - на Як-3.

Полковник Чурилин служил в ВВС до 1972 г. Летал на сверхзвуковых машинах. После демобилизации жил и работал в Новороссийске. Умер 23 августа 1982 г.




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100