главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Цапов Иван Иванович
       
Годы жизни: р.1922

Родился 13 ноября 1922 года в деревне Воскресенск, ныне Починковского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал модельщиком на заводе "Борец" в Москве. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Балтике

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром звена, комиссаром истребительной эскадрильи, заместителем командира и командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Кронштадта, Ленинграда, Моонзундского архипелага, островов в Финском заливе.

К началу июня 1944 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) гвардии капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника.

Вот отрывок из его воспоминаний: "Нельзя забыть блокаду Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944-го. В это время мы прикрывали свои корабли, наносили бомбоштурмовые удары по кораблям противника находящимся в Балтийском море и Финском заливе, штурмовали танковые колоны и мотопехоту противника, вели трудные воздушные бои. В 1944 году мне пришлось выручать нашу подводную лодку, которая попала в сети в Финском заливе. Финский залив, в наиболее узком своем месте, был перегорожен специальными боновыми заграждениями. Лодка возвращалась с боевого задания, и попала в эти, охраняемые сторожевыми кораблями, заграждения. Корабли противника стояли тихо, без хода, с помощью акустики они сразу же пеленговали лодку, если она пыталась запустить свои двигатели и прорваться. И вот моей эскадрилье, а к тому времени я был уже командиром эскадрильи, которая базировалась на Лавенсари, была поставлена задача: нанести удар по немецким кораблям, вынудить их запустить свои двигатели и начать активное маневрирование. В это время наша подводная лодка, обнаружив с помощью своей акустики, что корабли дали ход, начнет прорыв. Мы произвели расчеты по выполнению этой задачи. Нужный район находился далеко от аэродрома, и для длительной штурмовки кораблей у нас не хватило бы топлива. Поэтому была поставлена задача √ сделать два захода на корабли и во что бы то ни стало заставить их запустить свои двигатели. Однако, при подходе к данному району мы столкнулись с отвратительной погодой. Она сломала все наши предварительные расчеты, и горючего на обратный путь могло уже не хватить. Поэтому я принял решение: три самолета немедленно отправляются назад, не выполняя боевую задачу, а я продолжу ее выполнение в одиночку.

На своем Ла-5 я пробил облачность с высоты 5000 до 600 метров и вышел точно на корабли. Под облаками шел проливной дождь. Произведя две атаки и выполнив задачу, я стал возвращаться на свой аэродром. Оба берега Финского залива были заняты противником, и в целях сэкономить топливо, я принял решение возвращаться домой над южным побережьем залива, которое было занято немцами. Когда прибыл на свой аэродром, продолжительность полета была уже запредельной. Измерили остаток горючего, его оставалось буквально на 1√2 минуты полета┘"

22 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 543 успешных боевых вылетов. В 68 воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов лично и 11 в группе с товарищами.

После завершения боевых действий в Европе, получил назначение на Дальний Восток, в ВВС Тихоокеанского флота. Участвовал в непродолжительных боевых действиях против японской армии в августе 1945 года.

После войны продолжал служить в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Был в инспекции ПВО.

С 1985 года генерал - лейтенат авиации И. И. Цапов - в запасе. Живёт в Москве.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
 

СПИСОК ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Место падения
* Тройкой 23.08.4 Ме-109 Ст.Рассику
* Тройкой 12.12.41 Фоккер Д-21 Сев.острова Лавенсаари
* Тройкой 01.01.42 Ме-109 Зеленец
* Четверкой 13.07.42 Сикорский Р-н острова Соммерс
* Парой 30.07 42 Ю-88 Р-н острова Лавенсаари
1. Лично 20 08.42 Ме-109 Р-н города Таппо
* Тройкой 21 08 42 Ю-88 Р-н острова Соммерс
* Парой 15.01 43 Ме-109 Шлиссельбург
2. Лично 24.01.43 Ме-109 Мга
* Парой 23.01.43 Ю-88 Раб поселок ╧6
* Четверкой 23.01.43 Ю-88 Раб поселок ╧ 6
* Четверкой 14.02.43 Ю-87 Поповка
* Парой 14 02.43 Ю-87 Поповка
3. Лично 14.02 43 Ю-87 Степановка
4. Лично 26.07.43 ФВ-190 Р-н острова Гогланд
5. Лично 14 02.44 Ю-87 Каиука
6. Лично 14 02.44 Ю-87 Каиука
7. Лично 14.02.44 ФВ-190 Каиука
8. Лично 16.05.44 ФВ-190 Гаккалово
9. Лично 16.05.44 ФВ-190 Гаккалово
10. Лично 28.05.44 ФВ-190 Б Вогрунд
11. Лично 30.05.44 ФВ-190 Б Тютерс
12. Лично 27.07.44 Ме-109 Нарвский залив
13. Лично 27.07.44 Ме-109 Нарвский залив

Ла-5Ф, 3-й ГвИАП ВС БФ, пилот - к-н И. Цапов, 1944 г.

 


(с) М. Жирохов, 2006-11-18



Уголок неба. 2009  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100