Уголок неба ¦ Цапов Иван Иванович

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Цапов Иван Иванович
       
Годы жизни: р.1922

Родился 13 ноября 1922 года в деревне Воскресенск, ныне Починковского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал модельщиком на заводе "Борец" в Москве. С 1940 года в Красной Армии. Окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Балтике

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был командиром звена, комиссаром истребительной эскадрильи, заместителем командира и командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Кронштадта, Ленинграда, Моонзундского архипелага, островов в Финском заливе.

К началу июня 1944 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) гвардии капитан И. И. Цапов совершил 530 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 11 самолётов противника.

Вот отрывок из его воспоминаний: "Нельзя забыть блокаду Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944-го. В это время мы прикрывали свои корабли, наносили бомбоштурмовые удары по кораблям противника находящимся в Балтийском море и Финском заливе, штурмовали танковые колоны и мотопехоту противника, вели трудные воздушные бои. В 1944 году мне пришлось выручать нашу подводную лодку, которая попала в сети в Финском заливе. Финский залив, в наиболее узком своем месте, был перегорожен специальными боновыми заграждениями. Лодка возвращалась с боевого задания, и попала в эти, охраняемые сторожевыми кораблями, заграждения. Корабли противника стояли тихо, без хода, с помощью акустики они сразу же пеленговали лодку, если она пыталась запустить свои двигатели и прорваться. И вот моей эскадрилье, а к тому времени я был уже командиром эскадрильи, которая базировалась на Лавенсари, была поставлена задача: нанести удар по немецким кораблям, вынудить их запустить свои двигатели и начать активное маневрирование. В это время наша подводная лодка, обнаружив с помощью своей акустики, что корабли дали ход, начнет прорыв. Мы произвели расчеты по выполнению этой задачи. Нужный район находился далеко от аэродрома, и для длительной штурмовки кораблей у нас не хватило бы топлива. Поэтому была поставлена задача – сделать два захода на корабли и во что бы то ни стало заставить их запустить свои двигатели. Однако, при подходе к данному району мы столкнулись с отвратительной погодой. Она сломала все наши предварительные расчеты, и горючего на обратный путь могло уже не хватить. Поэтому я принял решение: три самолета немедленно отправляются назад, не выполняя боевую задачу, а я продолжу ее выполнение в одиночку.

На своем Ла-5 я пробил облачность с высоты 5000 до 600 метров и вышел точно на корабли. Под облаками шел проливной дождь. Произведя две атаки и выполнив задачу, я стал возвращаться на свой аэродром. Оба берега Финского залива были заняты противником, и в целях сэкономить топливо, я принял решение возвращаться домой над южным побережьем залива, которое было занято немцами. Когда прибыл на свой аэродром, продолжительность полета была уже запредельной. Измерили остаток горючего, его оставалось буквально на 1–2 минуты полета…"

22 июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего произвёл 543 успешных боевых вылетов. В 68 воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов лично и 11 в группе с товарищами.

После завершения боевых действий в Европе, получил назначение на Дальний Восток, в ВВС Тихоокеанского флота. Участвовал в непродолжительных боевых действиях против японской армии в августе 1945 года.

После войны продолжал служить в ВМФ. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1960 году - Военную академию Генерального штаба. Был в инспекции ПВО.

С 1985 года генерал - лейтенат авиации И. И. Цапов - в запасе. Живёт в Москве.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
 

СПИСОК ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Место падения
* Тройкой 23.08.4 Ме-109 Ст.Рассику
* Тройкой 12.12.41 Фоккер Д-21 Сев.острова Лавенсаари
* Тройкой 01.01.42 Ме-109 Зеленец
* Четверкой 13.07.42 Сикорский Р-н острова Соммерс
* Парой 30.07 42 Ю-88 Р-н острова Лавенсаари
1. Лично 20 08.42 Ме-109 Р-н города Таппо
* Тройкой 21 08 42 Ю-88 Р-н острова Соммерс
* Парой 15.01 43 Ме-109 Шлиссельбург
2. Лично 24.01.43 Ме-109 Мга
* Парой 23.01.43 Ю-88 Раб поселок №6
* Четверкой 23.01.43 Ю-88 Раб поселок № 6
* Четверкой 14.02.43 Ю-87 Поповка
* Парой 14 02.43 Ю-87 Поповка
3. Лично 14.02 43 Ю-87 Степановка
4. Лично 26.07.43 ФВ-190 Р-н острова Гогланд
5. Лично 14 02.44 Ю-87 Каиука
6. Лично 14 02.44 Ю-87 Каиука
7. Лично 14.02.44 ФВ-190 Каиука
8. Лично 16.05.44 ФВ-190 Гаккалово
9. Лично 16.05.44 ФВ-190 Гаккалово
10. Лично 28.05.44 ФВ-190 Б Вогрунд
11. Лично 30.05.44 ФВ-190 Б Тютерс
12. Лично 27.07.44 Ме-109 Нарвский залив
13. Лично 27.07.44 Ме-109 Нарвский залив

Ла-5Ф, 3-й ГвИАП ВС БФ, пилот - к-н И. Цапов, 1944 г.

 


(с) М. Жирохов, 2006-11-18



Уголок неба. 2009 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100