Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Архипенко Федор Федорович
       
Годы жизни: р.1921

Он родился 30 октября 1921 г. в деревне Авсимовичи Бобруйского уезда Могилевской губернии. С 4-х лет воспитывался дедом и бабкой. Стремясь дать внуку образование, дед отвез 12-летнего паренька в Бобруйск, где он окончил 9 классов и аэроклуб. Его летные способности были замечены, и, не успев закончить 10-й класс, юноша был направлен в Одесскую военную авиационную школу. В школе Архипенко сразу проявил характер, настояв, чтобы его зачислили в эскадрилью И-16, и наотрез отказался обучаться на И-15. Сомнения приемной комиссии основывались на невнушительном внешнем виде курсанта. Невысокого роста и худенький, он был, однако, хорошим стайером и футболистом. В октябре 1939 г. мл. лейтенант Архипенко в числе других 11 выпускников летной школы был направлен "для дальнейшего прохождения службы" в 17-й иап, базировавшийся в районе Ковеля и вооруженный "чайками".

"В первый день войны аэродром Велицк бомбили 4 раза группы по 40-60 бомбардировщиков. Можно представить, какой страх и ужас царили на аэродроме - многие летчики и техники стали седыми", - вспоминал Федор Федорович. В тот день ему выпало быть оперативным дежурным по аэродрому, на младшего летчика произвели неизгладимое впечатление выдержка и выправка зам. командира 13-й сад героя Испании Ивана Лакеева, прилетевшего на аэродром около полудня и взявшего в свои руки руководство деморализованными полками. Когда около 16 часов Лакеев отпустил его с КП, он по собственной инициативе выполнил первый полет в военном небе; прошел от Бреста до Равы-Русской, попал под огонь зенитной артиллерии и, встретив незнакомый И-153, привел его на свой аэродром... Через несколько дней в полку осталось 6 самолетов, и Архипенко в числе других оставшихся в живых летчиков 17-го иап попал в Ростов-на-Дону, где наскоро переучился на ЛаГГ-3. Выполнив зачетный полет первым, он был назначен на дежурство в готовности ╧ 1 и отдежурил в кабине двое суток непрерывно, к концу не то засыпая, не то теряя сознание, - о дежурном звене просто забыли. Когда на третьи сутки командир дал команду вылезти из самолетов, на аэродроме появился командующий ВВС округа и, не вникая в детали, приказал быстренько расстрелять все звено. Под пистолетом растерянного порученца, кому были вменены обязанности палача, Архипенко не потерял присутствия духа, а поддерживал своих товарищей, вселяя надежду, что расстреливать не будут - отправят на фронт. И действительно, командир полка майор Дервянов решительно вступился за летчиков, добился отсрочки исполнения абсурдного приговора и нашел в себе мужество проигнорировать его.

В августе 1941 г. 17-й иап был направлен под Киев. Здесь Архипенко одержал свои первые победы. В воздушной схватке над Кременчугом сбил Ме-109 и подбил другой самолет, с дымом ушедший за Днепр. Через несколько дней на прикрытии бомбардировщиков он сбил Хе-112 (интересно откуда - румынов в этом районе просто не было), ярко вспыхнувший после прицельной очереди, а еще через день по всем правилам (огонь по стрелку, затем по моторам) сбил Ю-88.

15 октября при штурмовке частей противника в районе Сум был подбит самолет И. Савина, и тот совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Замыслив спасти товарища, Архипенко приземлил свою машину рядом, но на пробеге подломилось шасси... 10 дней переодетые в гражданскую одежду летчики пробирались через немецкие тылы к линии фронта, однажды даже были остановлены патрулем, но белорусская речь Архипенко и их мальчишеский вид обманули бдительных немцев. В холщовой рубахе, босиком, выходил с оккупированной территории худенький юноша, которому было суждено уничтожить несколько эскадрилий Люфтваффе. В канун своего 20-летия он пересек линию фронта и после короткой проверки СМЕРШем вернулся в родной полк.

Вскоре 17-й иап вместе с 508-м и 438-м иап вошли в состав 205-й иад, которой в то время командовал подполковник Е. Савицкий. Летом 1942 г. Архипенко после десятиминутного инструктажа впервые взлетел на Як-1. Первый же вылет на новой для него машине оказался боевым - сопровождение Ил-2. Однако "як" в полку был всего один, и весь 1942 г., всю Сталинградскую битву, Архипенко летал на ЛаГГе с бортовым номером 4.

Под Сталинградом Архипенко провел несколько исключительных по своей сложности и важности разведок: одну - под Калачом, в условиях крайне ограниченной видимости, другую - в районе Ворошиловграда, покрыв расстояние, превышающее расчетную дальность полета. Из второй разведки он вернулся в режиме планирования, перетянув через Дон, разделявший советские и немецкие войска, на высоте нескольких десятков метров и посадив машину на снег... В январе 1943 г. он "нашел" ушедшие в прорыв части 3-й танковой армии, за что командарм П. Рыбалко лично наградил его орденом Отечественной войны 2-й степени... В апреле 1943 г. в Новокузнецке полк был перевооружен на Як-7Б и летом с аэродрома под Прохоровкой принимал участие в Курской битве, где комэск лейтенант Архипенко сбил 12 самолетов. На земле во время налета немецкой авиации он был ранен в ногу и руку (речь шла даже об ампутации руки). Однако, несмотря на такое тяжелое ранение, выбыл из строя всего лишь на две недели. В июле 508-й иап, где он тогда воевал, вновь был перевооружен теперь на "Аэрокобры". Вскоре после переучивания командование "махнуло" непокорного комэска Архипенко на другого своенравного аса - П. Чепиногу, воевавшего в 27-м иап (129 гиап). Архипенко принял 1-ю эскадрилью полка, где его замом недолго был выдающийся советский ас Н. Гулаев. Парой они провели лишь один бой, в котором сбили по самолету: Гулаев - Ме-109, Архипенко - Ю-87... К концу октября 1943 г. ему удалось выпестовать сильную эскадрилью, где особенно выделялась шестерка: Архипенко - Бургонов, Королев - Мариинский, Лусто - Глотов. Полк, где воевал Архипенко, возглавляли известные асы - В. Бобров, затем В. Фигичев. Под их командованием Архипенко провел эскадрилью с минимальными потерями через сражение за Днепр, жестокие бои в Молдавии, Румынии, Польше, Чехословакии, Германии.

Сам Федор Федорович на всю жизнь запомнил один бой под Воронежем: "Во время этого воздушного боя при лобовой атаке летчик Ме-109 выстрелил, и я видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, как ложится шар в лузу при игре в биллиард. На встречных курсах мы проскочили друг от друга в 4-5 метрах. Снаряд прошел между моей рукой и правым боком, ударил возле бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров... Если бы у немца не кончился боезапас, он мог бы очередью перерезать меня".

23 марта 1944 г. четверка Архипенко схватилась в тяжелом бою с несколькими десятками "лаптежников", сбила 8 немецких самолетов. Горючее было выработано полностью, и летчики приземлили самолеты неподалеку - на берегу Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы увели корову. Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки, дал ей 700 рублей, и та, не откладывая, привела на свой двор корову, которую купила по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы, вроде такой: "Десятка (позывной, по бортовому номеру)! Вижу стадо коров и твою Буренку"...

Весенние бои 1944 г. в Молдавии складывались для летчика счастливо, он сбил 11 самолетов противника. Это был уже изощренный воздушный боец и тонкий тактик. Незаурядная летная одаренность, проявившаяся еще в аэроклубе, обернулась к тому времени высочайшим мастерством пилотирования.

"Уже где-то к лету 1943 г. я обрел уверенность, что истребителю меня не сбить, - вспоминал Архипенко, - я мог упредить любой его маневр, перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут вопрос в точности и неожиданности атаки..."
 
Свои последние боевые вылеты замкомандира 129-го гиап по ВСС гвардии майор Архипенко провел в паре с Б. Головановым, сменившим Н. Бургонова, чей самолет был сбит в районе Ясс зенитным огнем. Над Польшей он одержал свою последнюю победу, а последний вылет выполнил в небе Германии.
Всего за войну Архипенко совершил 467 боевых вылетов, из них 235 - на И-153, ЛаГГ-3 и Як-1, 69 - на Як-7Б и 163 - на "Аэрокобре", провел более 30 штурмовок, в 102 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 14 самолетов противника. Сам сбит не был. Среди уничтоженных им машин: 3 Хе-111, 2 Ю-88, До-215, Хш-129, "Савойя-Маркетти", около двух десятков Ю-87, один Хе-112, несколько Ме-109 и ФВ-190.

Один из сильнейших советских летчиков-истребителей, официально одержавший 30 личных и 14 групповых побед [интересно, что известный исследователь М. Быков насчитал по документам 16 групповых побед, что и отражено в данном списке побед]. При этом из 12 неприятельских самолетов, сбитых им в Курской битве, лишь 2, уничтоженных прямо над своим аэродромом, по волюнтаристскому решению командира полка, были записаны на личный счет летчика, остальные зачли как групповые. Это было явной несправедливостью, но, к сожалению, именно так командир среагировал на принципиальность младшего лейтенанта. И хотя уже в августе 1943 г. на счету Архипенко было 11 личных и 12 групповых побед, высшую степень отличия он получил только после войны, а последний боевой орден - Красного Знамени (4-й!), нашел его спустя почти полвека... Характер и фронтовая судьба Архипенко во многом сходны с судьбой Покрышкина: те же беззаветное служение Родине, отказ от приспособленчества и принципиальность в ущерб личным интересам, те же несгибаемая твердость и мужество, с каким он сносил и ратные тяготы и несправедливость. Так же, как Покрышкин, Архипенко одержал свои первые победы в первые дни войны, так же после неудачной попытки вывезти товарища выходил с территории, занятой немцами, так же подвергался гонениям за новаторство и независимость суждений, так же был обойден официальным признанием побед и наградами и так же неколебимо верил, что "счет войны - главный..."

Полковник Архипенко служил в ВВС до 1959 г. В июне 1945 г. он окончил краткосрочные курсы, а в 1946 г. стал слушателем 23 приема ВВА. Вместе с ним в академию тогда были приняты Г. Речкалов, Д. Глинка, А. Колдунов, В. Попков и другие известные асы. В начале 50-х гг. Архипенко освоил реактивную технику: летал на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21. В одном из тренировочных полетов с самолета сорвало фонарь и летчик получил тяжелую травму, но он нашел в себе силы приземлить поврежденную машину.

В 1968 г. он окончил Московский инженерно-экономический институт.

Был жив в 1995 году.

Герой Советского Союза (27.6.45). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной Звезды, медалями.

СПИСОК ПОБЕД АСА

Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная 17.08.41 Хе-113 17 иап
2.   20.08.41 Ю-88  
* в паре 14.09.41 Хе-111  
* в паре 07.06.42 Ю-87  
3. личная 20.07.42 Ме-109  
* в паре 08.08.42 Ме-109  
4. личная 09.01.43 Ме-109 508 иап
* в паре 03.02.43 Ме-109  
* в паре 28.02.43 Хш-126  
5. личная 28.02.43 ФВ-189  
* в группе 07.07.43 Ю-87  
* в группе 07.07.43 Ю-87  
* в группе 07.07.43 Ю-87  
* в группе 07.07.43 Ю-87  
* в группе 07.07.43 Ю-87  
* в группе 07.07.43 Ю-87  
* в группе 07.07.43 Ме-109  
* в группе 07.07.43 Ме-109  
6. личная 08.07.43 Ю-87  
* в группе 08.07.43 Хе-111  
* в группе 08.07.43 Хе-111  
7. личная 09.07.43 Ю-87  
8.   24.10.43 Ю-87 129 гиап
9.   30.10.43 Ю-87  
10.   15.12.43 Ю-87  
11.   15.12.43 Ю-87  
12.   08.01.44 Ме-109  
13.   10.01.44 Ю-87  
14.   17.01.44 Ме-109  
* в паре 19.03.44 ФВ-190  
15. личная 19.03.44 ФВ-190  
16.   21.03.44 Ю-87  
17.   26.03.44 Ю-87  
18.   30.03.44 Ю-87  
19.   15.04.44 ПЗЛ-24  
20.   17.04.44 Ме-109  
21.   04.05.44 ФВ-190  
22.   07.05.44 Ме-109  
23.   30.05.44 Ме-109  
24.   31.05.44 Ме-109  
25.   01.06.44 Хш-129  
26.   02.06.44 Ю-87  
27.   06.06.44 Ме-109  
28.   11.08.44 ФВ-190  
29.   17.08.44 ФВ-190  
30.   17.01.45 ФВ-190  




(с) М.Жирохов, 2003, 2007



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:




            
Rambler's Top100 Rambler's Top100