главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Штейнхофф Йоганесс "Маки"
       
Годы жизни: 1913-1994

Йоганнес "Маки" Штейнхофф (Johannes Steinhoff). - Всего побед - 176 (148 - Восточный фронт, 28 - "Битва за Англию", Северная Африка, Средиземноморье и Западный фронт, в том числе 4 4-х моторный бомбардировщик, 6 на Me.262). Первый бой : Германская бухта, декабрь 1939 год. Всего вылетов: 993 . Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями и мечами.  

Лишь 6 из своих 176 воздушных побед "Маки" Штейнхофф одержал, летая на реактивном Me 262, но как командир JG 7, первой и истории авиации эскадры реактивных самолетов, он активно занимался разработкой тактики боя, необходимой для машин нового поколения.

Войну Штейнхофф начал командиром эскадрильи 10./NJG 26 ночных истребителей, оснащенной Мессер-шмиттами Bf 109D. Несмотря на это, свою первую победу он одержал днем, отправив к земле 18 декабря 1939 года английский бомбардировщик "Веллингтон". Как упоминалось ранее, затем он перешел в подразделение дневных истребителей. В течение всей "Битвы за Англию" он возглавлял эскадрилью 4./JG 52, а потом в составе этой части принимал участие во вторжении в Россию. В феврале 1943 года Штейнхофф одержал свою 150-ю воздушную победу, а в следующем месяце был назначен командиром JG 77, размещенной в Тунисе. Здесь на его долю выпала незавидная участь прикрывать с этой эскадрой отход и эвакуацию немецких войск сначала из Северной Африки, а затем - с Сицилии. В декабре 1944 года Штейнхофф получил под командование JG 77. 


Bf.109G-2 II./JG.52, Ростов, 1942 год

Основной задачей Штейнхоффа была подготовка его новой части к ведению боевых действий. Одним из его первых новшеств стал отказ от истребительных звеньев-четверок и возврат к прежним звеньям-тройкам. В этом был смысл. Реактивные Me 262 не могли взлетать с травяных, неровных площадок - им требовалась длинная взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием. А со стандартной ВПП, в случае необходимости, одновременно взлетали, выстроившись в ряд, сразу три истребителя. Строй четверок раньше использовался потому, что обеспечивал надежное взаимное прикрытие самолетов, но для Me 262 эффективной защитой от атак вражеских истребителей служила скорость полета. Как отмечалось ранее, Эгон Майер из JG 2 успешно применял "тройки" против тяжелых бомбардировщиков, только активное вмешательство истребительного эскорта могло помешать этим атакам.

Следующей проблемой, вставшей перед Штейнхоффом, был способ атаки. Скорость реактивных самолетов, конечно, являлась превосходным средством для внезапного нападения или ухода от вражеских истребителей сопровождения, однако она же приводила пилотов люфтваффе в замешательство при атаке тихоходных бомбардировщиков противника. По словам Штайнхоффа:

"...Стремительные броски на цель сверху исключались из-за опасности превышения максимально допустимой скорости, при пикировании самолет не мог эффективно "притормозить", и поэтому проконтролировать ускорение во время такого маневра было невозможно. Лобовая атака строя бомбардировщиков - любимый тактический прием экспертов, когда цель, лишенная большей части оборонительного огня, попадала под шквальный обстрел несущихся на нее истребителей, - также исключалась, так как суммарная скорость сближения самолетов (более 1100 км/час) практически лишала пилотов возможности резко отвернуть после залпа".

Даже при заходе бомбардировщику в хвост скорость сближения была все-таки велика. Таким образом, пока атакующим оружием истребителя были пушки и пулеметы, идеального решения этой проблемы просто не существовало. Компромиссным решением была атака бомбардировщика сзади с расстояния 5 километров и с превышения 1500 метров. Me 262 переходил в пологое пикирование, выходя на дистанцию полутора километров по горизонтали и на 450-500 метров ниже вражеского самолета. Из этой точки уже можно было осуществить более или менее привычную атаку, однако при этом пилотам все же приходилось подставлять себя под оборонительный огонь хвостовых установок противника и потери среди немецких истребителей были все-таки довольно существенными.

Вскоре, в результате разногласий с главным командованием, Штейнхофф покинул JG 7. Вслед за этим он стал одним из организаторов нового подразделения - JV 44. В апреле 1945 года Штейнхофф встретился в одном из воздушных боев с американскими "Лайтнингами". Он тут же предпринял атаку с пикирования: 

"Силуэты "Лайтнингов" стремительно приближались, и у меня в запасе оставались считанные секунды, чтобы я смог сосредоточиться и выйти на огневую позицию позади одного из американских истребителей, летевшего в стороне от основного строя. Но поскольку американцы были заблаговременно предупреждены о нашем приближении, то, прежде чем я успел открыть огонь, они уже ушли в вираж. Стволы моих пушек задергались от выстрелов. Я попытался обойти свою цель на вираже, но центробежная сила вдавила меня в сиденье так, что я с трудом смог повернуть голову, провожая взглядом уходящий от меня "Лайтнинг". Затем выпустились предкрылки и мой самолет резко встряхнуло - я превысил допустимую перегрузку". 

Me 262 с его непомерно высокой удельной нагрузкой на крыло не годился для воздушной карусели. Поэтому "Лайтнинги" по нисходящей спирали ускользнули от "Мессершмиттов". Штейнхофф был не в состоянии за ними следовать. Реактивный самолет по причине своей высокой скорости не мог выполнять такие крутые виражи.

Иоганнес Штейнхофф пережил войну и стал руководителем возродившихся западногерманских ВВС. Однако незадолго до окончания военных действий он едва не погиб. 8 апреля 1945 года "Маки" Штейнхофф предпринял попытку взлететь с наспех отремонтированной взлетно-посадочной полосы. Но во время разбега его истребитель Me 262 наскочил на плохо засыпанную воронку от бомбы и сломал шасси. В результате возникшего пожара Штейнхофф чудом остался жив, получив сильнейшие ожоги. У него было обезображено лицо и полностью выжжены веки. Долгие годы Штайнхофф не мог закрывать глаза, до тех пор, пока в 1969 году хирург из британских Королевских ВВС сделал ему новые веки, взяв для этого кожу с руки.



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100