главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Лейкауф Эрвин
       
Годы жизни: 1918 - 2007

Эрвин Лейкауф (Erwin "eykauf) родился 22 января 1918 г. в городе Ансбахе (Ansbach), расположенном в 40 км юго-западнее Нюрнберга, в семье железнодорожного стрелочника Георга Лейкауфа.

Уже в ранней юности Эрвин увлекся авиацией. Он строил модели планеров и самолетов и с успехом участвовал в региональных и даже в национальных соревнованиях по авиамоделизму. Окончив планерную школу в Хессельберге (Hesselberg), Лейкауф начал летать на настоящих планерах.

В 1936 г. Лейкауф был призван в Люфтваффе и направлен в военную авиашколу "Дрезден" ("uftkriegschule Dresden), начальником которой тогда был оберет-лейтенант Оскар Кригбаум (Oskar Kriegbaum). Затем в 1937 г. он прошел дополнительную подготовку в военной авиашколе "Берлин-Гатов" ("uftkriegschule Berlin-Gatow), которой руководил оберет Юлиус Шульц (Julius Schulz). В 1938 г. Лейкауф получил свидетельство летчика-истребителя, по жесткая военная дисциплина тяготила его, и потому в том же году оп решил оставить службу, чтобы получить высшее техническое образование.

В 1938 г. Лейкауф поступил в Высшую техническую школу в Мюнхене, где начал изучать аэродинамику и самолетостроение. Однако его планам стать авиационным инженером не суждено было сбыться. В конце августа 1939 г., за несколько дней до начала Второй мировой войны, Лейкауф снова был мобилизован и направлен в офицерское училище в Иллесхайме (Illesheim).

Весной 1940г. обер-фельдфебель Лейкауф был направлен в I./JG21 под командованием гауптмана Фритца Ульча (Fritz Ultsch) и включен в состав 3./JG21 во главе с обер-лейтенантом Георгом Шнейдером. В это время группа базировалась на аэродроме в Мёнхенгладбахе, в 25 км западнее Дюссельдорфа, и формально подчинялась командиру JG27 оберст-лейтенанту Максу Ибелго, чей штаб располагался там же.

Утром 10 мая 1940 г. Лейкауф совершил свой первый боевой вылет. Он потом вспоминал: "Девятого май мы получили приказ о том, что па следующий день мм должны быть готовы к действиям против Запада. Все мы думали, что это только учения и что война против Запада никогда не начнется. Например, я помню инструктора в школе в Гатове, который говорил: "Господа, за исключением войны, все может случиться". В пять часов утра 10 мая мы собрались на брифинг и получили полетные задания. Нам сообщили, что паши парашютисты уже ведут бой. Все мы были очень удивлены, но удивление скоро сменилось волнением. Наш командир эскадрильи закончил брифинг словами: "За фюрера и Рейх! Бог на нашей стороне!"

В 06.30 "Мессершмитты" 1./JG21 поднялись в воздух, чтобы нанести удар по бельгийскому аэродрому Синт-Трейден (Sint Truiden), в 58 км восточнее Брюсселя. В ходе этого вылета командир группы гауптман Ультч сбил английский Фейри "Файрфлай" (Fairey "Firefly").

Около десяти часов утра истребители I./JG21 сопровождали несколько групп Ju-87, атаковавших цели юго-западнее Маастрихта. Это был второй боевой вылет группы, в ходе которого обер-фельдфебель Лейкауф одержал свою первую победу, сбив в районе г. Тонгерена (Tongeren), в 16 км северо-западнее Льежа, бельгийский истребитель Глостер "Гладиатор" (Gloster "Gladiator").

Лейкауф позднее рассказывал: "В ходе своего второго вылета я потребовал "Гладиатор", когда три наших самолета встретили группу вражеских истребителей. Я не помню, сколько их точно было, только лишь то, что они превосходили пас численностью. Все они исчезли, избегая боя, кроме одного, который развернулся навстречу нам. В то время мы были еще настолько "зеленые", что паша стрельба большей частью была неточной. Однако я сумел поразить "Гладиатор", и он загорелся. Пшют выпрыгнул па парашюте, в то время как его самолет врезался в землю".

В ходе второго боевого вылета I./JG21, кроме Лейкауфа. по одному "Гладиатору" сбили обер-лейтенант Шнейдер и лейтенант Ханс-Эккехард Боб. После полудня "Мессершмитты" группы в районе Тирлемонта сбили еще два "Гладиатора". Всего же в течение 10 мая пилоты I./JG21 совершили по пять боевых вылетов над Бельгией.

До конца боев во Франции Лейкауф успел одержать еще одну победу, сбив французский истребитель MS-406.

6 июня 1940 г. I./JG21 была переименована в III./JG54, и Лейкауф теперь летал в составе 8./JG54 под командованием обер-лейтенанта Эггера (Egger).

Во второй половине 12 августа 30 бомбардировщиков Do-17Z из II./KG2 под прикрытием 20 Bf-109E из III 7JG54 совершили налет на английские аэродромы в Хаукинге и Мэнстоне. В ходе боев со "Спитфайрами" из 54 и 64 Sqdn. RAF, а также "Харрикейнами" из 32 и 56 Sqdn. RAF пилоты III./JG54 одержали пять побед. Одна из них была на счету обер-фельдфебеля Лейкауфа, который в районе мыса Данджнесс сбил "Спитфайр".

В то же время III./JG54 потеряла двух пилотов: ефрейтор Штабнер (Stabner) погиб, а обер-лейтенант Альбрехт Дресс (Albrecht Dress), сбивший в том же бою "Харрикейн" офицера Бартона (Barton), совершил вынужденную посадку в районе Маргита и попал в плен. Обер-лейтенант Антон Шён (Anton Schon)- из 9./JG54 и лейтенант Йозеф Эберле (Josef Eberle)3 из 8./JG54 получили ранения, но смогли дотянуть до своего аэродрома.

К концу 1940 г. на счету лейтенанта Лейкауфа было уже пять побед.

В апреле 1941 г. он участвовал в боях на Балканах, а затем с 22 июня - в боях на Восточном фронте. 6 июля 1941 г. в районе г. Острова Псковской области Лейкауф атаковал и сбил СБ-2, однако и Bf-109F-2 W.Nr.6788 тоже был подбит. Бортстрелок уже горящего бомбардировщика продолжал вести огонь и сумел попасть в радиатор двигателя "Мессершмитта". Лейкауф совершил вынужденную посадку в 25 км за линией фронта и затем в течение суток пробирался к позициям собственных войск. После того как немецкие части заняли район Острова, его истребитель был найден и отремонтирован.

В октябре 1941 г. лейтенант Лейкауф был назначен адъютантом командира II1./JG54 гауптмана Рейнхарда Зейлера. В этот период группа действовала в районе Волхова и Лейкауф выполнил множество боевых вылетов, штурмуя позиции советских войск.

30 марта 1942 г. его BM09F-4 W.Nr.7492 из-за плохих погодных условий совершил вынужденную посадку в районе Красногвардейска.

В начале лета 1942 г. пилоты III./JG54, в т.ч. и Лейкауф, начали совершать боевые вылеты в качестве ночных истребителей. При этом Bf-109F-4 Лейкауфа совершенно не был приспособлен для подобных операций, а для освещения взлетно-посадочной полосы использовались фары грузовиков, установленных вдоль нее.

В ночь с 22 на 23 июня 1942 г. Лейкауф в районе Волхова в течение 50 минут сбил сразу шесть советских самолетов. После этого общее число его побед достигло 23. Сбитые самолеты были в основном тихоходными бипланами Р-5, и Лейкауф, чтобы успешно атаковать их, должен был выпускать ь.асси н закрылки "Мессершмитта", а также до предела убирать обороты его двигателя. Лейкауф потом вспоминал, что в лунном свете, отраженном от поверхности реки, советские самолеты, летевшие на очень малой высоте, были видны только как слабые тени или силуэты на горизонте.

После этого успеха фамилия лейтенанта Лейкауфа была упомянута в сводке Главного командования вермахта от 26 июня 1942 г. Кроме того, за этот вылет он получил от командующего 1-м воздушным флотом генерал-оберста Альфреда Келлера "Почетный кубок за особые достижения в воздушной войне". А 4 августа 1942 г. Лейкауф был награжден Германским Крестом в Золоте.

29 сентября 1942 г. его Bf-109G-2 W.Nr.13613 был подбит зенитным огнем в районе Дубровки (Псковская обл.). Лейкауф получил ранение и совершил вынужденную посадку за линией фронта. И снова ему удалось благополучно вернуться обратно.

В феврале 1943 г. III./JG54 во главе с майором Рейнхардом Зейлером была переброшена во Францию и 12 февраля прибыла на аэродром Вендевиль (Vendevill) в районе Лилля. Вместо нее на Восточный фронт из Франции была направлена 1./JG26 под командованием майора Йоханнеса Зейферта (Johannes Seifert). Согласно приказу инспектора истребительной авиации генерал-майора Адольфа Галланда предполагалось, что вскоре во Францию должна была перебазироваться вся JG54, a JG26 в свою очередь заменить ее на Восточном фронте. Однако этот приказ был отменен и дело ограничилось переброской только этих двух групп. При этом I./JG26 уже в июне 1943 г. вернулась обратно, в то время как III./JG54 до самого конца войны действовала в Западной Европе.

6 апреля 1943 г. обер-лейтенант Лейкауф был назначен командиром вновь сформированной 12./JG54, которая действовала совместно с III./JG26 во главе с гауптманом Куртом Руп-пертом (Kurt Ruppert).

14 мая 1943 г. аэродром Вевелгем, где базировалась 12./JG54, атаковали английские бомбардировщики. "Мессершмитты" начали взлетать по тревоге, когда на аэродром уже падали бомбы. Едва оторвавшись от земли, Bf-109G-6 W.Nr. 19632 обер-лейтенанта Лейкауфа взрывной волной был отброшен к железнодорожному полотну. Лейкауф не пострадал, но самолет получил тяжелые повреждения.

10 июня 1943 г. 12./JG54 была переименована в 12./JG26 и уже официально вошла в состав JG26. При этом сам Лейкауф был совсем не рад этому, так как хотел не только остаться в JG54, но и вернуться на Восточный фронт. Добиться этого ему помог трагический случай.

13 июня в районе Ноймюнстера во время атаки группы В-17 бортстрелками с бомбардировщиков был сбит Bf-109G-6 W.Nr. 16425 командира III./JG26 гауптмана Курта Рупперта. Рупперт успел выпрыгнуть на парашюте, но в момент раскрытия купола от сильного рывка стропы лопнули и Рупперт разбился. 15 июня новым командиром группы был назначен гауптман Рольф Хермихен (Rolf Hermichen), однако уже 4 июля его сменил бывший командир 7./JG26 гауптман Клаус Митуш (Klaus Mietusch).

Лейкауф познакомился с Митушем еще до войны, и тот по старой дружбе помог ему перевестись обратно в JG54. 27 июня 1943 г. обер-лейтенант Лейкауф был назначен командиром 11 ./JG54, которая начинала формироваться на аэродроме Йесау около Кенигсберга и должна была быть оснащена FW-190.

25 августа 1943 г. Лейкауф снова вернулся на Восточный фронт, когда 11./JG54 прибыла на аэродром Сиверский, в 58 км южнее Ленинграда. Уже вскоре он одержал свою 30-ю победу, сбив Р-40, а 19 сентября на счету Лейкауфа был один Ил-2.

С 10 сентября по 10 октября 1943 г., пока не прибыл новый командир IV./JG54 гауптман Рудольф Зиннер (Rudolf Sinner), обер-лейтенант Лейкауф исполнял обязанности командира группы.

В августе 1944 г. JG54 была реорганизована и состав ее групп был увеличен до четырех эскадрилий, при этом 11 ./JG54 была переименована в 14./JG54.

31 октября 1944 г. обер-лейтенант Лейкауф был назначен адъютантом IV./JG54, но уже вскоре был переведен во II./JG3.

26 марта 1945 г. Лейкауф прибыл в JG7, где прошел подготовку для полетов на реактивном Ме-262, однако до конца войны он так и не успел совершить на нем ни одного боевого вылета.

Всего на счету Лейкауфа было 33 победы, из которых 28 он одержал на Восточном фронте.

После Второй мировой войны Лейкауф стал фармацевтом и поселился в небольшом городке в Вестфалии. Авиация осталась для него только в виде полетов на планерах.

По сей день Эрвин Лейкауф все свободное время уделяет своему старому увлечению - изготовлению масштабных моделей. Он увлекся постройкой плавающих моделей подводных лодок периода Второй мировой войны и изготовил целую серию высоко детализированных моделей в масштабе 1:40, начиная от небольших немецких лодок типа VIIC до японских подводных крейсеров.

Умер 7 октября 2007 года.



Bf 109E-4 Эрвина Лейкауфа,  8./JG 54, Guines, Франция, октябрь 1940 года




Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100