Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Кноке Хейнц
       
Годы жизни: р.1921

В боях над Западной Европой Хейнц Кноке (Heinz Knoke) сбил 33 самолета союзников, на его счету было 16 В-17 и 3 В-24. Самого Кноке сбивали семь раз, и он четырежды выпрыгивал на парашюте, причем один раз это произошло над Северным морем и ему пришлось провести в резиновой шлюпке несколько часов, прежде чем его подобрал спасательный катер. В ходе войны Кноке был четыре раза тяжело ранен, и последнее ранение положило конец его летной карьере.

Хейнц Кноке родился 24 марта 1921 г. вг.Хамельна в 38 км юго-западнее Ганновера.

Отец Хейнца с первых дней участвовал в Первой мировой войне. В звании фельдфебеля он воевал в составе 10-й роты 18-го пехотного полка и за бои во Фландрии был награжден. В 1915 г. в рано Ипра он попал в плен к французам и четыре года провел в лагере для военнопленных на острове Белль-Иль в Бискайском заливе. В 1919 г. он вернулся в Хамельн, где затем в течение долгого времени служил полицейским. В марте 1920 г. он женился на Анне Маертенес (Anna Maertens), которая была самой привлекательной из все рей местного плотника и каменщика Вильгельма Маертенса.

Юный Хейнц быстро узнал, что такое дисциплина и послушание приказам. Он потом вспоминал:

"Я был далеко не идеальным ребенком, и мой отец должен был твердой рукой направлять меня па правильный путь. Он с раннего твер приучал меня к дисциплине и повиновению. Главным средством моего воспитания был длинный кожаный ремень, с которым задняя часть моего тела стала очень хорошо знакома. Отец обращался со иной, как фельдфебель с юным новобранцем. Однако я знаю, что он меня любил, и я благодарен ему теперь.

В качестве детской площадки мне служила казарма с длинными коридорами и залами. В раннем возрасте я уже знал, как чистить винтовку заряжать и стрелять из нее, мог также установить в боевое положение станковый пулемет. Я никогда не пугался звуков стрельбы. Солдаты были моими друзьями и товарищами, вместе с которыми я проводил много времени".

В 1931 г. Хейнц окончил начальную школу (Volksschule) и продолжил учебу в местной гимназии. Тогда же он вступил в союз бойскаутов (Pfadfmderbund).

В 1935 г. Хейнцу исполнилось 14 лет и он, как большинство сверстников, мог и даже был обязан вступить в "Гитлерюгенд". Однако тогда он этого не сделал и только спустя два года, когда быть членом "Гитлерюгенда" для молодого немца стало просто опасно, Кноке вступил в эту организацию.

6 июля 1938 г. Хейнц Кноке впервые поднялся в воздух. Это произошло во время авиационной выставки, которая проходила на большом аэродроме рядом с Клоппенбургом. Пятидесятиминутный обзорный полет над городом на старом транспортном самолете стоил всего несколько марок.

В начале лета 1939г. Кноке заявил о своем желании добровольцем вступить в Люфтваффе и стать военным летчиком. 5 июля он вместе с четырьмя другими кандидатами был вызван для предварительного отбора. Спустя четыре дня по результатам медицинского обследования, различных тестов на физическую выносливость и умственные способности былии отобраны только двое, и одним из них был Кноке.

30 октября 1939 г. он был призван на военную службу и 15 ноября прибыл в 11-й учебный полк Люфтваффе, расквартированный в Шеневальде в 81 км южнее Берлина. Начались рутинные будни начальной военной подготовки: построения, строевые занятия, маневры, учебные стрельбы, спортивные занятия, лекции, хозяйственные работы, проверки и т.д. Кноке затем написал о тех днях: "Еще раз подтвердилось, что я не одаренный в военном отношении человек. Мой унтер-офицер даже говорил, что если я когда-нибудь получу офицерское звание, то он сразу попросит об отставке и еще в течение семи лет будет отказываться от своих рождественских подарков".

8 января 1940 г. Кноке был направлен в офицерскую авиашколу. Учеба в ней тоже не была похожа на пикник. Курсантам сразу же было сказано: "Вы должны быть твердыми, твердыми как крупповская сталь. Любой, кто ослабнет, будет отчислен". Днем жизнь курсантов проходила между плацем и учебными классами, а затем еще до позднего вечера они просиживали за книгами в своих комнатах.

Интенсивные занятия были оправданны, и уже 17 февраля в 13.05  впервые поднялся в воздух на учебном FW-44.  

1 июня 1940 г. Кноке было присвоено звание унтер-офицера, а 16 августа он получил сертификат пилота. Кноке предстояло стать летчиком-истребителем, и через несколько дней он был направлен в 1-ю истребительную авиашколу, располагавшуюся в г. Вернойхене в 25 км северо-восточнее Берлина. Там инструктором Кноке стал обер-фельдфебель Кюхл (Kiihl), имевший опыт боев над Польшей и Францией.

1 октября Кноке получил звание фенриха. Из-за плохой погоды обучение в Вернойхене несколько затянулось, и потому курсанты начали осваивать полеты на Bf-109 только в октябре. Для молодых и неопытных пилотов это было трудным и очень опасным делом. "Мессершмитт" был значительно скоростней старых учебных бипланов, на которых они привыкли летать, и каждую неделю в Вернойхене происходили одна - две аварии, заканчивавшиеся смертельным исходом. Так, 12 октября одним из первых разбился и погиб фельдфебель Шмидт (Schmidt).

В декабре обучение в Вернойхене было завершено, а 18 декабря 1940 г. произошло событие, оставившее глубокий след в душе юного Кноке. В тот день в берлинском "Спортпаласте" ("Sportpalast") перед тремя тысячами будущих офицеров вермахта, кригсмарине, Люфтваффе и СС выступил Адольф Гитлер. Кноке вспоминал:

"Фюрер, сопровождаемый фельдмаршалом Кейтелем и гросс-адмиралом Редером, медленно шел по длинному центральному проходу к трибуне. В течение нескольких минут в зале стояла абсолютная тишина. Затем Гитлер начал говорить. Яне думаю, что в мире когда-нибудь бьш более блестящий оратор, чем он. Магнетизм его личности был непреодолим. Мы - три тысячи молодых идеалистов -очарованно слушали его слова и воспринимали их всеми нашими сердцами. Никогда прежде мы не испытывали такого глубинного патриотизма. Каэюдып из нас тогда поклялся отдать свою жизнь за Германию в грядущих битвах. Я никогда не забуду выражения экстаза, которое видел па лицах вокруг себя в тот день. Время проверило нашу готовность к высшим жертвам. Большинство из этих трех тысяч потом погибли в боях на земле, на море и в воздухе".

На следующий день, 19 декабря 1940 г., фенрих Кноке бьл направлен в JG52.2 января 1941 г. он прибыл Гронинген (Groningen), где базировалась учебно-боевая эскадрилья JG52 во главе с обер-лейтенантом Олшлёгером (Ohlschlager). 1 марта 1941 г. Кноке было присвоено звание обер-фенриха., а 21 апреля он, наконец, получил звание лейтенанта.

23 мая 1941 г. Кноке был переведен в II./JG52 под командованием гауптмана Эриха Войтке, базировавшуюся в Остенде на бельгийском побережье. Лейтенант Кноке бьш включен в 6./JG52 обер-лейтенанта Рудольфа Реша (Rudolf Resch) и стал пятым офицером в этой эскадрилье. В ней служили лейтенанты Герхард Баркхорн и Гюнтер Ралль, которые, как и обер-лейтенант Реш, были уже опытными пилотами и были награждены Железными Крестами, лейтенант же Вальтер Крупински прибыл в 6./JG52 незадолго до Кноке.

Уж на следующий день Кноке совершил свой первый боевой вылет. Кноке успел совершить еще несколько боевых вылетов над Ла-Маншем и Южной Англией, но уже 2 июня 1941 г. II./JG52 была переброшена в Польшу и прибыла на аэродром Сувалки недалеко от границы с Советским Союзом. Четыре истребителя из 6./JG52, и в т.ч. самолет Кноке, были оборудованы подфюзеляжными бомбодержателями для осколочных бомб.

На рассвете 22 июня немецкие войска перешли советскую границу, и в 05.00 "Мессершмитты" из 6./JG52 поднялись в воздух. В течение дня Кноке совершил четыре боевых вылета, атакуя советские войска в районе Гродно - Друскининкай. В последующие дни он продолжал летать на штурмовку колонн отступающих советских войск, хотя подобные задания Кноке были совсем не по душе. Его друзья одерживали одну воздушную победу за другой, а он по-прежнему не сбил ни одного самолета. Однако надеждам Кноке открыть на Восточном фронте счет своих побед не суждено было сбыться, так как уже 2 июля 1941 г. он был неожиданно переведен в JG1.


Bf 109F-2 Wnr.12866 from 3./JG1

Через несколько дней лейтенант Кноке прибыл на аэродром Хузум, расположенный в 70 км северо-западнее Киля на побережье Гельголандской бухты. Он был включен в состав 2./JG1 под командованием лейтенанта Хуго Фрейя (Hugo Frey), также переведенного с Восточного фронта. В тот момент JG1 как таковой еще не существовало, I./JG1 во главе с майором Эрихом Миксом находилась в стадии формирования, а остальные три группы были сформированы лишь зимой 1941-42 г.

В течение осени 1941 г. и зимы 1942 г. истребители 2./JG1, действуя сначала с аэродромов на островах Боркум и Вангероге, а затем с аэродрома Евер, прикрывали с воздуха немецкие корабли, шедшие в Бремен или в Гамбург. "Мессершмитты" были оснащены подвесными баками и в течение нескольких часов патрулировали над Гельголандской бухтой. Это были монотонные вылеты, в большинстве своем заканчивавшиеся ничем, так как английские бомбардировщики предпочитали в основном действовать по ночам. Кноке затем говорил, что изучил береговую линию Северного моря как ладонь собственной руки. Вместе со своим ведомым унтер-офицером Албином Вольфом он совершил более ста боевых вылетов на  патрулирование и лишь в нескольких из них смог встретить в воздухе английские "Бленхеймы" и "Веллингтоны", однако на его счету по-прежнему не было ни одной победы. После того как зимой пролив между Восточно-Фризскими островами и немецким побережьем покрылся льдом, в дополнение к боевым вылетам пилоты JG1 были вынуждены доставлять на острова почту, продовольствие, а в случае экстренных случаев вывозить или доставлять туда гражданских лиц.

26 февраля 1943 г. лейтенант Кноке сбил свой первый четырехмоторный бомбардировщик. В 10.50 истребители JG1 по тревоге поднялись в воздух, и уже через пять минут в районе Вильгельмсхафена перехватили соединение из 300 бомбардировщиков. "Мессершмитты" атакуют противника в лоб, и в ходе второй атаки Кноке удается повредить один "Либерейтор". В нижней части фюзеляжа бомбардировщика появляется пламя, он выходит из боевого порядка и начинает широкий разворот вправо.

Кноке снова атакует "Либерейтор", но теперь уже сзади. Огонь распространяется по правой плоскости бомбардировщика, внутренний двигатель встает. Внезапно крыло целиком отрывается от фюзеляжа, и В-24, вращаясь, вертикально падает вниз2. Кто-то из членов его экипажа успевает выпрыгнуть, но купол парашюта охватывает пламя, и человек камнем летит вниз. На высоте около тысячи метров "Либерейтор" взрывается, и горящие обломки падают на крестьянскую ферму в 300 метрах от аэродрома Бад-Цвишенан в 11 км северо-западнее Ольденбурга.

1 апреля 1943 года I./JG1 под командованием гауптмана Гюнтера Бейзе была переименована в II./JG11, а лейтенант Кноке соответственно стал командиром 5./JG11. В июне 1943 года ему было присвоено звание обер-лейтенанта.


Bf.109G-1 5.JG11


14 октября 1943 г. обер-лейтенант Кноке был награжден Германским Крестом в Золоте, причем получил он его из рук рейхсмаршала Геринга, посетившего аэродром Ахмер с инспекцией.

18 декабря 1943 г. Кноке получил небольшой отпуск и спустя четыре дня вместе с семьей приехал к своим родителям, которые по-прежнему жили в городе Ширатце (ныне г. Серадз) в 54 км юго-западнее Лодзи, куда отец Хейнца был назначен начальником полиции сразу после оккупации Польши.

Однако Кноке пришлось недолго отдыхать в семейном кругу в тишине провинциального городка. Уже ранним утром 26 декабря он получил из эскадры короткую телеграмму: "Фалькеизамер убит, Зоммер ранен. Шпехт". Это означало, что в группе, кроме него, больше не осталось ни одного командира эскадрильи. В телеграмме Шпехта не было никакого приказа или просьбы прервать отпуск и вернуться в группу, однако уже через два часа после получения телеграммы Кноке был на вокзале. На следующий день он прибыл аэродром Вунсторф в 20 км западнее Ганновера, куда II./JG11 перебазировалась 18 декабря. Выслушав доклад Кноке, гауптман Шпехт протянул ему руку: "Я знал, что Вы не сможете остаться. Я действительно нуждаюсь в Вас".

В течении 1944 года обер-лейтенант Кноке сбил 4 бомбардировщика B-17 и 1 В-26, 3 истребителя Р-47, 5 Р-51 и 1 Спитфайр.

 9 октября 1944 г. он вместе с шофером и своим адъютантом обер-лейтенантом Гюнтером Герхардом выехал на автомобиле в Прагу, чтобы сесть там на самолет, летевший по маршруту Прага -Дрезден-Берлин-Анклам. Около 16.00 они остановились в небольшой гостинице в чешской деревне. Выпив по чашке кофе, они снова двинулись в путь, при этом Кноке сам сел за руль, чтобы дать шоферу отдохнуть.

Автомобиль не проехал и километра, когда раздался взрыв. Потеряв управление, машина врезалась в парапет моста. Герхард через лобовое стекло вылетел на землю, у него были раздроблены обе ноги. Шофер с заднего сиденья также был выброшен наружу и от удара потерял сознание. Кноке же остался в машине. При взрыве он несколькими осколками был ранен в обе ноги и теперь отчаянно пытался выбраться из машины.

В этот момент раздается еще один взрыв, который разрушает едущий навстречу "Фольксваген". Горящий автомобиль врезается в машину Кноке, затем разворачивается поперек и медленно сползает по крутой набережной с противоположной стороны дороги Делая лихорадочные усилия, Кноке все же удается выбраться из поврежденной машины наружу. У него раздроблено левое колено и повреждена правая почка. Прошло два часа прежде, чем Кноке Герхарда и их шофера нашли солдаты СС, ехавшие той же дорогой Шофер "Фольксвагена" был мертв. Обе машины подорвались на минах, установленных чешскими партизанами.

В ночь с 9 на 10 октября Кноке и Герхарда доставили в Прагу в госпиталь Люфтваффе. В результате операции, длившейся два с половиной часа, хирургам удалось спасти левую ногу Кноке, хотя первоначально они были уверены, что ее придется ампутировать. В течение восьми недель обе ноги Кноке находились в гипсе, и лишь 7 декабря 1944 г. при помощи костылей он сделал первые шаги.

12 декабря Кноке был направлен на горный курорт в Австрийских Альпах. Ежедневные ванны в горячих источниках с повышенным содержанием радия сделали свое дело, и раны на ногах затянулись. Однако ясно, что ему уже больше не летать, левая нога безжизненно висит и затем на всю жизнь останется короче правой на несколько сантиметров. 23 декабря 1944 г. Кноке приехал в Евер, где жила его жена с дочерьми Ингрид и Юттой.

В марте 1945 г. Кноке был назначен офицером связи Люфтваффе при начальнике гарнизона Вильгельмсхафена. Это была его последняя должность в ходе Второй мировой войны. 27 апреля 1945 г. гауптман Кноке был награжден Рыцарским Крестом, к которому он был представлен еще осенью 1944 г.

После капитуляции Кноке, как инвалид, ходивший на костылях, не был отправлен в лагерь для военнопленных и вместе со своей семьей продолжал жить в Евере. В сентябре 1945 г. он был принят на службу в финансовое управление городской администрации, работавшей под контролем английских оккупационных властей. Работая там, Кноке приобрел деловой опыт и в конце 40-х годов основал собственную фирму.

В 1951 г. он поступил в университет в Оснабрюке, где изучал литературу и философию. В 1953 г. английское издательство Evans Bothers "imited опубликовало книгу военных мемуаров Хейнца Кноке под названием "Я летал для фюрера" ("I Flew for the Fuhrer").

 

 


Bf 109G1 ""ilo" 5./JG11



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100