главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Хоццель Пауль-Вернер
       
Годы жизни: р.1910

Он также был среди создателей штурмовой авиации и затем стал вторым по счёту командиром StG2.

Пауль-Вернер Хоццель (Paul-Werner Hozzel) родился 16 октября 1910 г. в Гамбурге в семье судового маклера.

В 1931 г. он добровольцем вступил во 2-й артиллерийский полк. В апреле 1932 г. Хоццель получил звание унтер-офицера, а в 1934 г. он был уже лейтенантом.

Хоццель был в числе офицеров вермахта, прошедших тайную лётную подготовку, и потому, когда 1 марта 1935 г. в Германии было официально объявлено о создании Люфтваффе, он уже вскоре был туда переведён.

В 1936 г. Хоццелю было присвоено звание обер-лейтенанта. 1 сентября 1938 г. он был назначен командиром 2./Sch.Gr.20, а в октябре 1938 г. он получил звание гауптмана.

1 июня 1939 г. Хоццель был назначен командиром I./StG1. За успешные действия в Польше он был награждён Железным Крестом 2-го класса.

На рассвете 9 апреля 1940 г. началась операция "Weseriibung" - вторжение немецких войск в Данию и Норвегию. I./StGl, базировавшаяся на аэродроме Киль-Холтенау (Kiel-Holtenau), стала единственной штурмовой авиагруппой, участвующей в этой операции. В 10.59 группа получила приказ на взлёт, её целью был форт Оскарборг (Oskarborg) в районе Осло. 22 Ju-87R во главе с Хоццелем атаковали Оскарборг, но эта атака не дала желаемого эффекта, и гарнизон форта сдался лишь после того, как немецкие войска вошли в Осло.

Вернувшись на временный передовой аэродром в Орхусе (Aarhus) в Дании, 22 Ju-87R из l./StGl в 13.50 снова поднялись в воздух. Пролетев над проливом Скагеррак, они направились в Северное море на поиски английских кораблей, которые приближались к западному побережью Норвегии. Однако англичане были ещё слишком далеко, и Хоццель получил приказ повернуть назад и совершить посадку уже в Норвегии на аэродроме Ставангер-Сола (Stavanger-Sola), который ещё утром был захвачен немецкими войсками. У норвежского побережья "Штуки" I./StGl случайно обнаружили и атаковали 600-тонный торпедный катер "Аэгер" ("Aeger"), который незадолго перед этим потопил немецкий транспорт "Рода" ("Roda"). Получив попадание в моторное отделение, "Аэгер" был затем затоплен на мелководье собственным экипажем. При посадке в Сола один Ju-87R потерпел аварию, но его экипаж не пострадал.

19 апреля во время атаки английских кораблей в Намсен-фьорде группа понесла первую потерю, когда огнём зенитной артиллерии с крейсера "Каир" ("Cairo") был подбит один Ju-87R. Он совершил вынужденную посадку в районе Намсуса (Namsos), а его пилот лейтенант Карл Пфейл (Karl Pfeil) и бортрадист-стрелок обер-ефрейтор Герхард Винкельс (Gerhard Winkels) попали в плен.

На рассвете 25 апреля аэродром Тронхейм-Вёрне (Trondheim-Vaernes) атаковали английские палубные бомбардировщики "Скуа" (Blackburn "Skua") из 800, 801 и 803 Sqdn. FAA, взлетевшие с авианосцев "Арк Ройял" ("Ark Royal") и "Глориус" ("Glorious"), В результате этого налёта на земле было уничтожено 7 Ju-87R из I./StGl, лишь недавно прибывших в Вёрне.

Утром 28 апреля 11 Ju-87R из I./StGl, 12 He-111 из KG26 и "G1 и 16 Ju-88 из KG30 атаковали корабли в Тронхейме и в близлежащих фьордах. Пилоты из I./StGl смогли потопить английский противолодочный траулер "Сиретоко" ("Siretoco"), а пилоты KG30 - небольшой норвежский транспорт.

Утром 30 апреля 11 Ju-87R из I./StGl атаковали корабли в Намс-фьорде в районе Намсуса. Первое звено потопило вооружённый траулер "Ярдин" ("Jardine"), второе звено - ещё один такой же траулер "Уорвикшир" ("Warwickshire"). Третье звено атаковало эскортный корабль "Битгерн" ("Bittern"). Он был специально построен для борьбы с самолётами и имел довольно мощное зенитное вооружение, в т.ч. включавшее восемь 100-мм орудий. Однако в узком фьорде "Биттерн", не имевший достаточного пространства для манёвра, не смог уклониться от атак с воздуха. Бомба, сброшенная обер-лейтенантом Элмаром Шёфером (Elmar Schiifer)1 из 2./StGl, попала в кормовую часть корабля, тяжело повредив его.

В течение 1 мая три эскадрильи Ju-87R из I./StGl, которых выводили на цель самолёты-разведчики He-115C из 2./KbFlGr506, по очереди атаковали в нескольких сотнях километров от побережья Норвегии соединение английских кораблей, среди которых были и два авианосца "Арк Ройял" и "Глориус". В ходе одной из атак 500-кг бомба разорвалась всего в 9 метрах от борта "Арк Ройяла", однако не причинив ему никаких серьёзных повреждений.

В 17.50 6 Ju-87R из 2,/StGl снова поднялись в воздух, чтобы ещё раз попытаться атаковать авианосцы. Командир 2,/StGl обер-лейтенант Хейнц Бёхме (Heinz Bohme) вспоминал: "Было уже далеко за полдень, когда мы получили сообщение от самолёта-разведчика. Мы взлетели двумя звеньями и легли на курс. Скоро скалистое побережье Норвегии осталось далеко позади, и вокруг нас была сплошная вода... Мы летели над морем уже почти час, а это было довольно небезопасным делом на одномоторном самолёте. Никому не хотелось "напиться воды" в сотнях километров от ближайшей земли, но, к счастью, наши двигатели продолжали работать.

Мы увидели вражеские корабли издалека за много километров. С длинными белыми кильватерными следами они выглядели как игрушки. Но это были опасные игрушки! Поскольку мы приближались к ним, стволы их зениток поднялись вверх, приветствуя нас. Вскоре позади нас появились и вражеские истребители1. Мы должны немедленно атаковать, если не хотим попусту потратить наши бомбы. Я выбираю один авианосец и приказываю второму звену атаковать другой. Зенитки начинают неистово стрелять, так как мы начинаем пикировать.

Моя цель, первый авианосец, растёт с фантастической скоростью, становясь всё больше и больше. За несколько секунд я спикировал на тысячу метров. Я сбрасываю бомбу и во время вывода из пикирования успеваю заметить, что она попадает в переднюю треть полётной палубы авианосца. Но это всё, что я мог увидеть. Я, как и остальные мои товарищи, нахожусь теперь на небольшой высоте в середине группы вражеских кораблей и должен полностью сконцентрироваться на том, чтобы уйти невредимым".

В ходе этой атаки 2,/StGl потеряла только один Ju-87R. Он был подбит в 18.25 истребителем "Си Гладиатор" из 802 Sqdn. FAA, взлетевшим с авианосца "Глориус". Его пилот обер-фельдфебель Эрих Штахл (Erich Stahl) попытался "дотянуть" на сильно повреждённой "Штуке" до норвежского побережья, но, в конце концов, в 18.25 всё же был вынужден посадить самолёт на воду западнее Намсуса. Штахл и его бортрадист-стрелок унтер-офицер Фридрих Готт (Friedrich Gott) вскоре были подобраны английским эсминцем.

Утром 3 мая пилот Не-115С из 2./KuFlGr506 сообщил, что в 80 милях от Фолл-фьорда обнаружен большой английский конвой, идущий на полной скорости в западном направлении от побережья5. Его сопровождало 8 крейсеров и 10 эсминцев. В воздух немедленно были подняты 7 Не-111 из KGr100 иб Ju-87Rro I./StGl, но их атака оказалась безуспешной. Спустя час над конвоем появились 14 Ju-87R из I./StGl во главе с Хоццелем. На этот раз одна из бомб попала точно в носовой артиллерийский погреб французского 2436-тонного эсминца "Бизон" ("Bizon"). Раздался мощнейший взрыв, в результате которого погибло 108 человек из экипажа эсминца. Уцелевшие были сняты подошедшим английским эсминцем "Африди" ("Afridi"), а сам "Бизон" затоплен.

Вскоре после полудня "Африди" и ещё два эсминца, отставших от основных сил конвоя, были атакованы четырьмя Ju-87R из I./StGl. Эсминец "Африди" получил прямое попадание и затонул. При этом погибло 49 моряков из экипажа и 14 солдат, бывших на его борту.

Вечером того же дня 15 Ju-87R из I./StGl атаковали и повредили противолодочные корабли "Астон Вилла" ("Aston Villa"), "Гаул" ("Gaul") и "Сент-Горан" ("St.Goran").

Вечером 4 мая 9 "Штук" из I./StGl атаковали и потопили в районе Намсуса три норвежских транспорта "Блаафильд" ("Blaafjeld"), "Секстант" ("Sekstant"), "Пан" ("Pan") и пассажирский пароход "Аафьорд" ("Aafjorld").

8 мая 1940г. гауптман Хоццель в числе первых четырёх пилотов штурмовой авиации был награждён Рыцарским Крестом.

После того, как центральная часть Норвегии перешла в руки немцев, боевые действия переместились дальше на север в район Нарвика. 24 мая пилоты I./StGl сначала потопили в гавани Будё (Bodo) вооружённый норвежский траулер "Ингрид" ("Ingrid"), a затем в ходе следующего налёта транспорт "Скирстад" ("Skierstad"), на борту которого эвакуировались английские солдаты.

Около 08.00 27 мая 11 Ju-87R из I./StGl под прикрытием 3 Bf-110C из состава I./ZG76 атаковали аэродром в Будё и расположенную там же радиостанцию. В тот момент на аэродроме находились 3 "Гладиатора" Мк.П из 263 Sqdn. RAF, присланные в Будё, чтобы прикрыть с воздуха отступающие английские части. Один из них, пилотируемый лейтенантом Кесарем Гуллом (Caesar Barrand Hull), несмотря на падающие на аэродром бомбы, смог взлететь.

Гулл успел атаковать и подбить "Штуку" фельдфебеля Курта Зубе (Kurt Zube) прежде, чем его "Гладиатор" был сбит Bf-110C2.

Вечером 27 мая 13 Ju-87B из I./StGl вместе с Не-111 совершили налёт на Нарвик, в результате которого погибло 15 мирных жителей и было разрушено 420 домов. В течение 2 июня во время налётов на Нарвик I./StGl потеряла сразу 3 самолёта. Днём во время второго налёта, в котором участвовали 6 Ju-87B из I./StGl 12 He-111 из I./KG26 и 6 He-111 из KGrlOO, "Харрикейнами" из 46 Sqdn. RAF были сбиты самолёты лейтенанта Клауса Кюбера (Klaus Kiiber) и фельдфебеля Ханса Отта (Hans Ott). Кюбер и его бортрадист погибли, а раненый Отт смог совершить вынужденную посадку юго-восточнее Нарвика. Около 15.00 в ходе очередного налёта парой "Гладиаторов" Мк.П из 263 Sqdn. RAF5 был сбит Ju-87R командира 2./StGl обер-лейтенанта Хейнца Бёхме. Самолёт получил попадание в подкрыльевой подвесной бак и, загоревшись, врезался в склон горы. Останки Бёхме и его бортрадиста были затем найдены немцами среди обломков "Штуки".

Всего пилоты I./StGl во главе с гауптманом Хоццелем в апреле - мае 1940г. потопили у побережья Норвегии корабли общим водоизмещением 60 тыс. т. Затем I./StGl во главе с Хоццелем участвовала в т.н. "битве за Англию".

Утром 11 июля 10 Ju-87B из I./StGl появились над Портлендом, атаковав в районе Лим Бэй ("yme Bay) небольшой конвой. Им попытались помешать три "Харрикейна" из 501 Sqdn. RAF, но их самих неожиданно сверху атаковали четыре Bf-109E-4 из III./JG27, патрулировавшие над Ла-Маншем. В результате "Штуки" смогли потопить эскортный корабль "Уорриор 2" ("Warrior II"), а лейтенант Людвиг Францискет ("udwig Franzisket) из III./JG27 в 09.53 сбил один "Харрикейн".

10 декабря 1940 г. Гитлер санкционировал переброску 10-го авиакорпуса под командованием генерала Ханса Гейслера (Hans Geisler) из Норвегии на Средиземное море. Он должен был помочь итальянцам, атакуя английские конвои между Сицилией и Северной Африкой. К 26 декабря на аэродром Трапани на западном побережье Сицилии прибыли I./StGl во главе с гауптманом Хоццелем и II./StG2 во главе с майором Вальтером Эннеккерусом.

Обе группы были временно подчинены командиру StG3 оберст-лейтенанту Карлу Христу (Karl Christ), который сразу же дал им специальное задание - потопить английский авианосец "Илластриес". Он был самым новым в Royal Navy и только четыре месяца как прибыл на Средиземное море. В ночь на 12 ноября 1940 г. с "Илластриеса", находившегося в 40 милях от острова Кефалиния в Ионическом море, взлетели две группы из 12 и 9 палубных торпедоносцев "Свордфиш" из 813, 815, 819 и 824 Sqdn. FAA. Они атаковали главную итальянскую военно-морскую базу в Таранто (Taranto) и смогли тяжело повредить сразу три итальянских линкора. После этого англичане получили возможность более или менее спокойно плавать по Средиземному морю, а "Илластриес" же стал самой важной целью для итальянцев. Однако, атаковав его с воздуха несколько раз, они не смогли даже повредить его, и вот теперь пришла очередь Люфтваффе.

По оценкам Хоццеля и Эннеккеруса, достаточно было четырёх прямых попаданий, чтобы потопить "Илластриес". Хотя до этого они ещё ни разу не атаковали корабль таких больших размеров, их экипажи были уверены, что смогут сделать это. Чтобы отработать тактику атаки, пилоты I./StGl и II./StG2 тренировались на специально сделанном для этого контурном макете полётной палубы "Илластриеса", установленном на некотором расстоянии от берега недалеко от Трапани.

6 января 1941 г. англичане начали операцию "Эксесс" ("Excess"). Она имела целью проведение по Средиземному морю в обоих направлениях под мощным прикрытием английского флота целого ряда конвоев. Среди главных сил, вышедших из Александрии, были линкоры "Уорспайт" и "Вэлиант", а также авианосец "Илластриес". Спустя четыре дня они уже были в пределах досягаемости Ju-87, базировавшихся на Сицилии.

Вскоре после полудня 10 января радары кораблей засекли большую группу самолётов, приближающуюся с севера. Это были 43 Ju-87R - впереди II./StG2 во главе с майором Эннеккерусом, а сразу же вслед за ними I./StGl во главе с Хоццелем. Итальянские торпедоносцы SM79 из 279-й эскадрильи, летевшие на малой высоте, атаковали линкор "Вэлиант". Они отвлекли на себя дежурившие в воздухе патрульные истребители "Фулмар" ("Fulmar") с авианосца "Илластриес". Затем ещё 10 "Штук", отделившись от основной группы, также атаковали линкоры. Это был так же заранее спланированный отвлекающий манёвр. Теперь огонь зенитной артиллерии с обоих линкоров был полностью сосредоточен на этих самолётах. Ещё несколько "Фулмаров", успевших взлететь, теперь также были "заняты" только ими.

В результате "Илластриес", находившийся между "Уорспайтом" и "Вэлиантом", мог рассчитывать только на собственную зенитную артиллерию, но она одна не могла предотвратить нападение. На высоте около 4000 м 33 "Штуки" описали над авианосцем круг, занимая наилучшую позицию для атаки. Командующий английскими военно-морскими силами на Средиземном море адмирал Каннингхэм (Cunningham), наблюдавший за их атакой с мостика линкора "Уорспайт", затем писал: "Без сомненья, мы имели дело со специалистами. Описав большой круг над кораблями, они один за другим выходили в положение для атаки. Мы не могли не восхищаться их умением и точностью действий. Некоторые из них, выходя из пике, пролетали над полётной палубой "Илластриеса" ниже уровня его дымовой трубы, время от времени она полностью скрывалась за лесом больших всплесков от разрывов бомб".

Первая бомба попала в "Илластриес" в 12.38 в районе зенитных орудий, расположенных на передней площадке по левому борту. Пробив тонкий настил площадки, она взорвалась уже от удара о воду рядом с бортом авианосца. Через несколько секунд вторая бомба упала в носовой части полётной палубы, уничтожив 9 "Свордфишей" и 5 "Фулмаров", а третья уничтожила орудия зенитной батареи " 2, расположенные по правому борту рядом с надстройкой. В 12.40 в "Илластриес" попала четвёртая 500-кг бомба. Пробив палубу сразу за кормовым самолётоподъёмником, она взорвалась уже на ангарной палубе среди находившихся там самолётов. Погибло 30 человек из персонала 800 Sqdn. FAA, самолёты которого располагались в конце ангарной палубы1. Спустя две минуты ещё одна бомба попала в то же самое место, и теперь там был настоящий ад от взрывающихся боеприпасов и топлива. Шестая и последняя бомба, пробив полётную палубу, взорвалась где-то внутри корабля.

Ещё три бомбы, разорвавшись в непосредственной близости от борта авианосца, также вызвали сильные повреждения. В частности, после одного из этих взрывов вышел из строя привод носового самолётоподъёмника. Его площадка опустилась вниз, и теперь через открытую шахту с ангарной палубы, как из мощной паяльной лампы, вырывался столб огня и дыма. К счастью, силовая установка авианосца не пострадала, и, пока аварийные партии боролись с огнём, "Илластриес", управляясь только одними машинами, изменил курс, чтобы укрыться на Мальте. Несмотря на ещё две атаки, вечером того же дня авианосец достиг острова. Он был отбуксирован в гавань Ла-Валетты и поставлен в док для ремонта.

10 января в ходе атак на "Илластриес" I./StGl потеряла два самолёта: Ju-87R "A5+DK" лейтенанта Герхарда Гренцеля и Ju-87R "A5+""" унтер-офицера Карла Ягерманна (Karl Jagermann). Потери II./StG2 составили один Ju-87, а ещё один, "дотянув" до Сицилии, совершил вынужденную посадку в Кастельветрано (Castelvetrano).

13 января Ju-87R из I./StGl, оснащённые 1000-кг бомбами SC1000, атаковали главную гавань Ла-Валетты (Grand Harbor), пытаясь окончательно "добить" авианосец, но ни одна бомба так и не попала в "Илластриес".

16 января уже 44 "Штуки" из I./StGl и II./StG2 вместе с 17 Ju-88 из II./"G1 под прикрытием 20 Bf-109 совершили совместный массированный налёт на Ла-Валетту. На этот раз "Илластриес" получил 3 попадания, при этом одна из бомб снова попала в злополучный кормовой самолётоподъёмник, кроме того, ещё одна бомба взорвалась рядом с бортом корабля.

Как и адмирал Каннингхэм, многие из английских зенитчиков, оборонявших Ла-Валетту, выражали сдержанный восторг перед мастерством и мужеством пилотов Ju-87: "...я всё ещё мог ясно видеть немецкий бомбардировщик, пикирующий сквозь плотную стальную завесу. Сбросив бомбу, он пошёл к выходу из гавани всего в нескольких дюймах от поверхности воды. Он летел настолько низко, что был вынужден немного набрать высоту, чтобы преодолеть волнорез, который был высотой только около 15 футов"

18 января 51 Ju-87R атаковали расположенные на Мальте аэродромы Хал Фар и Лука. Это была попытка нейтрализовать английские истребители перед тем, как окончательно покончить с "Илластриесом". В ходе боя с "Харрикейнами" из 261 Sqdn. RAF был сбит Ju-87R фельдфебеля Рихарда Ценетмайра (Richard Zenetmair) из I./StGl, а ещё один вернулся обратно с мёртвым бортстрелком на борту.

Утром 19 января Ju-87R снова появились над гаванью Ла-Валетты. Две тяжёлые бомбы разорвались рядом с авианосцем, и мощными взрывами его бросило на стенку, у которой он был пришвартован. В результате удара о причал "Илластриес" получил пробоину ниже ватерлинии. "Харрикейны" смогли сбить 3 Ju-87R - два из I./StGl и один из II./SIG2, ещё один самолёт из I./StGl получил сильные повреждения.

Хотя пилоты I./StGl и II./StG2 так и не смогли потопить "Илластриес", они всё же добились того, что авианосец надолго вышел из строя и покинул Средиземное море. В течение двух последующих лет англичане не рисковали отправлять к Сицилии что-нибудь большее, чем крейсер.

В начале февраля I./StGl и II./SIG2 были переброшены в Северную Африку и 13 февраля прибыли на аэродром Вир Дуфан (Bir Dufan) в Ливии. Уже 14 февраля I./StGl понесла свою первую потерю в Северной Африке, когда над Эль-Агейла (El Agheila) зенитным огнём был сбит один Ju-87R.

Спустя четыре дня пилоты I./StGl впервые столкнулись и с истребителями противника. 18 февраля, когда 12 Ju-87R штурмовали английские позиции в районе Мерса Брега (Mersa Brega), их самих атаковали "Харрикейны" из 3 Sqdn. RAAF. В результате 8 "Штук" получили различные повреждения и совершили вынужденные посадки.

22 февраля во время налёта на Бенгази пилоты I./StGl тяжело повредили монитор "Террор" водоизмещением 7200 т, а 24 февраля Ju-87 из l./StG3 в районе Тобрука потопили эсминец "Дайнти" ("Dainty").

В апреле I./StGl была переброшена на аэродром Крайница юго -западнее Софии4 и приняла участие в боях в Греции. Обратно в Ливию группа возвратилась 17 июня.

31 июля 1941 г. майор Хоццель был назначен начальником 1-й авиашколы штурмовой авиации (Sturzkampffliegerschule I) в Вертхейме вместо оберста Эберхарда Байера. Однако на этой должности Хоццель пробыл недолго, и уже 1 сентября он передал командование школой бывшему командиру З./StGl гауптману Бруно Диллеи.

16 октября 1941 г. Хоццель был назначен командиром StG2 вместо оберста Оскара Динорта. Под его командованием StG2 участвовала в летнем наступлении 1942 г., в сражении под Сталинградом, а затем в тяжёлых боях на Дону зимой 1942/43 г. В январе 1943 г. на базе StG2 и отдельных групп из StG 1 и StG77 на аэродроме в Днепропетровске было создано т.н. "Боевое соединение Хоццель" (Gefechtsverband Hozzel).

13 февраля 1943 г. оберст-лейтенант Хоццель передал командование StG2 командиру II./StG2 майору Эрнсту Купферу.

За успешное руководство эскадрой в ходе боёв в 1942 - 1943 гг. Хоццель 14 апреля 1943 г. был награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.230).

В конце войны Хоццель был взят советскими войсками в плен и был освобождён только в 1956 г. После возвращения в ФРГ он поступил на службу в Бундеслюфтваффе. В 1971 г. в звании генерал-майора Хоццель вышел в отставку и поселился в Гамбурге.



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100