главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Эннеккерус Вальтер
       
Годы жизни: 1911-1971

Это был один из пионеров штурмовой авиации. На начальном этапе 2-й мировой войны он был одним из самых известных пилотов Люфтваффе. Вальтер Эннеккерус (Walter Enneccerus) родился 21 ноября 1911 г. в Трире.

Свою военную карьеру он начал 1 апреля 1930 г. в качестве рядового пехотного полка. 2 марта 1933 г. Эннеккерус получил звание лейтенанта, а 1 октября 1935 г. - звание обер-лейтенанта.

Вскоре он был переведён в Люфтваффе и после окончания лётной подготовки в марте 1936 г. прибыл в I./StGl65.

В ноябре 1938 г. Эннеккерус был назначен командиром 4./StG165, а 1 января 1939 г. ему было присвоено звание гауптмана. В сентябре 1939 г. 4./StG77 во главе с Эннеккерусом участвовала в боевых действиях в Польше.

15 декабря 1939 г. гауптман Эннеккерус был назначен командиром II./StG2 вместо оберст-лейтенанта Георга Фитце (Georg Fitze).

В мае - июне 1940 г. в ходе боёв в Бельгии и Франции II./StG2 под командованием гауптмана Эннеккеруса стала одной из самых результативных штурмовых авиагрупп. Её "Штуки" успешно атаковали укрепления в районе Маастрихта и Льежа, французские танки в районе Филиппвилля (Philippeville) и корабли союзников в районе Дюнкерка, Гавра и Ла-Рошели.

21 июля 1940 г. Эннеккерус был награждён Рыцарским Крестом, а 24 июля ему было присвоено звание майора.

В 07.20 29 июля английские РЛС засекли над Ла-Маншем большую группу самолётов Люфтваффе. Это были 48 Ju-87 из II./StG2, II./StGl и IV.(St)/"Gl, которых прикрывали около 80 Bf-109E из JG51. Их цель не была для англичан секретом - они должны были уже в который раз атаковать английские корабли в гавани Дувра.

Как только "Штуки" повернули к Дувру, им навстречу поднялись 11 "Спитфайров" из 41 Sqdn. RAF и 12 "Харрикейнов" из 501 Sqdn. RAF. Вскоре над Дувром появились и "Харрикейны" из 56 Sqdn. RAF, и "Спитфайры" из 64 Sqdn. RAF. Прямо над гаванью завязался беспорядочный воздушный бой, причём зенитная артиллерия англичан из-за боязни сбить собственные истребители не стреляла по "Штукам", пикировавшим на корабли.

В ходе боя было сбито 4 Ju-87 (2 из II./StGl и 2 из IV.(St)/"Gl) и 2 Bf-109, по одному Ju-87 и Bf-109 получили сильные повреждения. Англичане же потеряли 7 истребителей, ещё два едва смогли "дотянуть" до аэродрома.

В 15.30 13 августа 27 Ju-87R из 1I./SIG2 под прикрытием 30 Bf-109E из II./JG53 пересекли английское побережье Ла-Манша в районе Портленда. Почти сразу же их атаковали "Спитфайры" из 609 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито 3 Вf-109Е и ещё один получил сильные повреждения. При этом было подбито только два "Спитфай-ра", но и они оба вернулись на свой аэродром. Тем временем на "Мессершмиттах" топлива осталось, только чтобы вернуться на аэродром, и они вынуждены были повернуть назад, оставив "Штуки" без прикрытия. В результате пилоты "Спитфайров" в течение четырёх минут сбили 5 Ju-87 (из них 4 были из 5./SIG2), ещё один сильно повреждённый самолёт не смог "дотянуть" до французского побережья и упал в Ла-Манш.

Около полудня 15 августа 40 Ju-87R из II./SIG2 и I./StGl под прикрытием 60 ВГ-109Е из II./JG27 и I./JG53, а также 20 Bf-llOC из V.(Z)/"G1 снова появились в районе Портленда. Несмотря на столь большое истребительное прикрытие, новых потерь избежать не удалось. В последующем бою со "Спитфайрами" из 234 Sqdn. RAF и "Харрикейнами" из 87 и 213 Sqdn. RAF было сбито 3 "Штуки" из II./StG2 и одна из I./StGl.

26 декабря 1940 г. II./StG2 была переброшена на аэродром Трапани на западном побережье Сицилии. Одновременно туда же прибыла и I./StGl во главе с гауптманом Хоццелем. Обе группы получили специальное задание - потопить английский авианосец "Илластриес". По оценкам Хоццеля и Эннеккеруса, достаточно было четырёх прямых попаданий, чтобы он затонул. Хотя до этого они ещё ни разу не атаковали корабль таких размеров, они были уверены, что смогут сделать это. Пилоты I./StGl и II./StG2 тренировались на специально сделанном контурном макете полётной палубы "Илластриеса", который был установлен на некотором расстоянии от берега недалеко от Трапани.

6 января 1941 г. из Александрии вышли главные силы английского флота на Средиземном море - линкоры "Уорспайт", "Вэлиант" и авианосец "Илластриес". Спустя четыре дня они уже были в пределах досягаемости Ju-87, базировавшихся на Сицилии. Вскоре после полудня 10 января 43 Ju-87R из II./StG2 и I./StGl атаковали их. В "Илластриес" попало 6 бомб, а ещё 3 взорвались рядом с бортом. Авианосец получил тяжелейшие повреждения, но всё же остался на плаву и смог своим ходом дойти до Мальты.

На следующий день, 11 января, 12 Ju-87R из II./StG2 атаковали юго-восточнее Мальты ещё один отряд английских кораблей, шедший в Александрию. "Штуки", действовавшие на пределе своего радиуса действий, застали англичан врасплох. Атаковав со стороны солнца, пилоты II./StG2 добились трёх прямых попаданий в крейсер "Саутгемптон". Ещё одна 250-кг бомба попала в крейсер "Глочестер", но, пробив пять палуб, она так и не взорвалась. "Саутгемптон" получил такие тяжелые повреждения, что в 22.00 он был оставлен экипажем и затоплен тремя торпедами, выпущенными с крейсера "Орион".

Тем временем в Северной Африке английские войска под командованием генерала Оувелла (Wavell) 9 декабря 1940г. начали наступление против итальянских войск под кодовым наименованием - операция "Компас" ("Compass"). Последовательно заняв города Бардия, Тобрук и Бенгази, они выбили итальянцев из Киренаики (Cyrenaica). К концу января 1941 г., преодолев свыше 800 км, англичане остановились у Эль-Агейла на берегу залива Сидра.

Гитлер был вынужден придти на помощь своему союзнику Муссолини и послать в Северную Африку войска. В начале февраля

I./StGl и II./StG2 получили приказ отправиться в Ливию и уже 13 февраля прибыли на аэродром Вир Дуфан. С этого момента группа майора Эннеккеруса, всё ещё формально оставаясь самостоятельной, фактически вошла в состав StG3 в качестве третьей группы.

Оказавшись в Африке, обе группы сразу же столкнулись с неожиданными бытовыми и техническими проблемами. Если первые из них были почти сразу же решены и пилотам оставалось лишь, вставая утром с постели, проверить, нет ли у них в ботинках скорпионов, то со вторыми было гораздо сложнее. Так, оказалось, что на африканской жаре быстро заклинивает двигатели и оружие. Причина была в смазочных материалах, которые просто не были рассчитаны на использование в таком климате, и потому пришлось даже обратиться за помощью к итальянцам. Кроме того, механикам пришлось научиться по утрам правильно регулировать давление в шинах колёс шасси, иначе к полудню на раскалённом солнце их просто разрывало.

31 марта 1941 г. части Африканского корпуса под командованием генерал-лейтенанта Эрвина Роммеля (Erwin Rommel) начали своё первое наступление в Северной Африке. Первоначально это была лишь разведка боем, но, когда Роммель почувствовал слабость противника, она быстро переросла в полномасштабное наступление. К 25 апреля англичане полностью оставили Ливию, за исключением Тобрука, который обороняли 9-я австралийская пехотная дивизия и несколько английских частей1.

Начались регулярные налёты на Тобрук. При этом одной из основных целей Ju-87 стали корабли, доставлявшие осаждённому гарнизону снаряжение и боеприпасы. Гавань Тобрука была забита потопленными судами, а маршрут от Александрии до Тобрука среди английских моряков получил название "Аллея бомб" ("Bomb Alley").

Первый большой воздушный бой над Тобруком произошёл утром 23 апреля. 20 Ju-87R из II./StG2, летевшие под прикрытием 30 Bf-109 из I./JG27 и 10 Bf-110C из III./ZG26, были атакованы 7 "Харрикейнами" из 73 Sqdn. RAF. В ходе боя было сбито сразу 4 английских истребителя, со стороны немцев же потерь не было. В тот день "Штуки" под прикрытием "Мессершмиттов" ещё дважды совершали налёты на Тобрук.

12 мая пилоты II./StG2 повредили в гавани Тобрука канонерскую лодку "Лэдибирд" (""adybird"). Она села на грунт, и верхняя палуба оказалась на уровне воды, но тем не менее её 76-мм орудия продолжали вести огонь.

В 13.10 26 мая Ju-87R из II./StG2 обнаружили в районе между Тобруком и островом Крит большую группу английских боевых кораблей, среди которых был авианосец "Формидабл". И хотя самолёты были уже на пределе своего радиуса действий, Эннеккерус отдал приказ - всем трём эскадрильям немедленно атаковать авианосец. Сначала на "Формидабл" спикировали "Штуки" 5./StG2 во главе с обер-лейтенантом Бернхардом Хаместером (Bernhard Hamester), затем 4./StG2 обер-лейтенанта Эберхарда Якоба (Eberhard Jacob), а вслед

за ними 6 /StG2 обер-лейтенанта Фритца Эйера. Две бомбы попали в полётную палубу, а ещё несколько разорвались рядом с правым бортом и авианосец получил пробоину ниже ватерлинии. От взрывов и пожаров на его борту погибли 12 и были ранены 10 человек. Получив сильные повреждения, "Формидабл" затем был вынужден вслед за "Илластриесом" уйти на ремонт в США. Кроме того, в ходе этой атаки прямое попадание в носовую часть получил эсминец "Нубиан" ("Nubian") который также затем целый год простоял на ремонте. 24 июня пилоты II./SIG2 атаковали севернее Тобрука английский конвой и прямым попаданием потопили сторожевой корабль "Окланд" ("Auckland"). В ходе следующего боевого вылета им удалось повредить крейсер "Аврора" ("Aurora").

18 ноября 1941 г. началась операция "Крестоносец" ("Crusader") наступление английских войск в Северной Африке. В первые дни наступления в воздухе господствовала авиация союзников. Это было вызвано тем, что из-за сильных дождей немецкие полевые аэродромы превратились в настоящие болота. Так, 20 ноября в результате налёта английских бомбардировщиков на аэродроме в Тмими было уничтожено и повреждено 18 Ju-87 из II./StG2.

Постепенно мощь истребительной авиации союзников в Северной Африке всё больше возрастала, и соответственно все больше уменьшалась роль Ju-87. Теперь пилоты "Штук" уже не могли себя чувствовать в безопасности.

30 ноября Ju-87R II./StG2, летевшие в сопровождении Bf-109 из II/JG27 и итальянских истребителей С.200 и G.50 были атакованы "Томагавками" (Curtiss "Tomahawk") из 3 Sqdn RAAF и 112 Sqdn. SAAF В результате пилоты "Штук" были вынуждены сбросить бомбы так и не достигнув своей цели - позиций новозеландской пехотной дивизии Повреждения получили 3 Ju-87, два бортрадиста-стрелка были ранены. Кроме того, в ходе боя с "Томагавками" были сбиты и получили повреждения 12 итальянских истребителей.

13 января 1942 г. II./SIG2 была официально переименована в III /StG36 и Эннеккерус соответственно стал ее командиром Одновременно группа была оснащена новыми Ju-87D. В феврале II"/S G3 была переброшена на аэродром Сан-Пьетро (San Pietro) на Сицилии и участвовала в налётах на Мальту.

Во второй половине дня 1 апреля Ju-87 из III./SIG3 атаковали корабли в главной гавани Ла-Валетты. Подводная лодка "Пандора" ("Pandora") получила два прямых попадания и затонула в течение 4 минут, при этом погибли 25 человек из её экипажа. Ещё несколько бомб, взорвавшихся поблизости, повредили корпус подводной лодки Р36. В неё начала поступать вода, и, перевернувшись, она вскоре затонула на глубине 21 метра. В отличие от "Пандоры", никто из экипажа Р-36 не пострадал. Серьёзные повреждения получила ещё одна подводная лодка "Анбеатан" ("Unbeaten").

Кроме того, в ходе этого налёта был потоплен тральщик "Сан-сет" ("Sunset"), повреждения получили тральщик "Абингдон" ("Abingdon"), танкер "Пламлиф" ("Plumleaf") и три буксира.

Спустя четыре дня в результате очередного налёта III./StG3 на главную гавань Ла-Валетты были потоплены эсминцы "Ланс" (""ance") и "Гэллант" ("Gallant"), стоявшие в доке.

Вечером 8 апреля Ju-87 из III./StG3 атаковали в районе Мальты крейсер "Пенелопа". Он только что вышел из Ла-Валетты, где стоял в доке на ремонте, и направлялся в Гибралтар. Две бомбы разорвались всего в трёх метрах от его борта, и крейсер получил лёгкие повреждения. Во время отражения атаки "Штук" на крейсере разорвался изношенный ствол 100-мм орудия, в результате чего погибли три человека. В тот день было потеряно два Ju-87 из 9./SIG3, которые столкнулись в воздухе. Пилоты обер-лейтенант Гельмут Грёсс (Helmut Gross) и фельдфебель Вальтер Дихм (Walter Diehm), а также их бортстрелки погибли.

11 апреля около 50 Ju-88 и 20 Ju-87 из III./StG3 в очередной раз совершили налёт на порт Ла-Валетты, а также на аэродромы Хал Фар и Лука. Пилоты "Штук" смогли окончательно "добить" эсминец "Кингстон", который в результате затонул. На аэродромах был уничтожен один и повреждено 7 самолётов, в т.ч. один "Спитфайр" и три "Харрикейна".

В апреле 1942 г. майор Эннеккерус был переведён в штаб Fliegerfuhrer Afrika, а вместо него командиром III./StG3 был назначен гауптман Курт Вальтер (Kurt Walter).

Затем с мая по октябрь Эннеккерус служил в штабе территориального командования Люфтваффе в Ростове ("uftgau Rostow).

12 октября 1942 г. советские бомбардировщики внезапно атаковали аэродром Белореченск в Краснодарском крае. "Штуки" StG77, базировавшиеся там, стояли в полной готовности на старте и ожидали лишь команды на взлёт, когда на аэродром начали падать бомбы. В результате этого налёта погибли несколько пилотов, среди которых был и командир StG77 майор Альфонс Ортхофер (Alfons Orthofer).

На следующий день, 13 октября, майор Эннеккерус был назначен командиром StG77. В конце 1942 - начале 1943 г. эскадра участвовала в боях на южном фланге Восточного фронта, действуя сначала с аэродромов в Сальске и Гиганте в 160 км юго-восточнее Ростова, а затем с аэродрома Ростов-Северный. 20 февраля 1943 г. майор Эннеккерус был переведён в штаб 9-го авиакорпуса, базировавшегося во Франции, а командиром StG77 вместо него был назначен командир I./StG77 гауптман Гельмут Брук. 1 сентября 1943 г. Эннеккеруса перевели в Берлин в Генеральный штаб Люфтваффе. Спустя месяц, 1 октября, ему было присвоено звание оберст-лейтенанта. С 1 марта по 18 июля 1944 г. оберст-лейтенант Эннеккерус возглавлял во Франции т.н. авиационное командование "Запад" (Fliegerfuhrer West). С 29 июля 1944 г. и до конца войны Эннеккерус служил в штабе 6 воздушного флота в должности офицера связи со штабами других соединений.

II июля 1956 г. Эннеккерус вступил в Бундеслюфтваффе и служил затем на различных штабных должностях. В 1957 г. он получил звание оберста, а в 1963 г. - звание генерал-майора. 1 октября 1967 г. он вышел в отставку и поселился в г. Тройсдорфе (Troisdorf).

Вальтер Эннеккерус скончался 3 августа 1971 г. в результате тяжёлой продолжительной болезни.





Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100