Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Карганико Хорст
       
Годы жизни: 1917-1944

Это был один из наиболее опытных пилотов в составе JG5. Он вторым среди летчиков-истребителей, действовавших на Крайнем Севере, был награжден Рыцарским Крестом.

Хорст Карганико (Horst Carganico) родился 27 сентября 1917 г. в Бреслау (ныне г. Вроцлав в Польше).

В 1937 г. он прибыл в летную школу, расположенную в пригороде Берлина Иоханништал (Berlin-Johannisthal). После завершения летной подготовки Карганико был направлен в II./JG33  под командованием оберет-лейтенанта Карла Шумахера и назначен на должность офицера по техническому обеспечению группы.

8 марте 1940 г. лейтенант Карганико был назначен адъютантом командира II./JG77 майора Харри фон Бюлова-Боткампа.

Свою первую победу Карганико одержал 15 июня 1940 г., сбив торпедоносец "Бьюфорт" (Bristol "Beaufort") из 42 Sqdn. RAF.

9 июля 12 "Бленхеймов" из 21 и 57 Sqdn. RAF совершили налет на аэродром Ставангер-Сула, уничтожив там один Do-215. Когда бомбардировщики уже возвращались обратно, их над Северным морем атаковали Bf-109 из II./JG77 и Bf-110 из 2./ZG26. Были сбиты восемь "Бленхеймов", при этом два из них были на счету Карганико. На свой аэродром Лоссимаунт ("ossiemount) в Шотландии возвратились только пять поврежденных бомбардировщиков, и после этого случая англичане прекратили налеты на Норвегию.

В октябре 1940 г. Карганико было присвоено звание обер-лейтенанта.

16 октября он сбил у побережья Норвегии английский "Хадсон". 30 ноября 1940 г. Карганико одержал пятую победу, сбив в 08.25 "Бленхейм".

В феврале 1941 г. в Ставангере была сформирована 1 ./JG77 и ее командиром был назначен обер-лейтенант Карганико, который к этому времени имел на своем счету уже шесть побед. Одновременно с 1./JG77 были сформированы еще три эскадрильи. На аэродроме Листер ("ister) на острове Зильт у побережья Германии была создана 2./JG77, на аэродроме Хердла (Herdla) в 29 км севернее Бергена - 3./JG77 и в Ставангере - 4./JG77. Все они вошли в состав 1./JG77 под командованием гауптмана Вальтера Громмеса (Walter Grammes), которая, однако, в тот период была более известна как истребительная группа "Ставангер" (Jagdgruppe Stavanger).

31 мая 1941 г. 1./JG77 была переброшена на север Норвегии в Керкинес и в июне вошла в состав истребительной группы "Киркенес" (Jagdgruppe Kirkenes) во главе с гауптманом Альфредом фон Лойевски. Вместе с 1./JG77 в состав группы "Киркенес" вошли l.(Z)/JG77,13.H14./JG772.

Переводу на север Карганико совсем не был рад, считая, что попал в глухое место, в то время как другие пилоты одерживают новые победы в боях над Ла-Маншем. Однако прошло несколько недель, Германия напала на Советский Союз, и Карганико пришлось изменить свое мнение о Крайнем Севере, как о глухом месте. Во второй половине 29 июня 1941 г. обер-лейтенант Карганико вместе со своим ведомым фельдфебелем Хуго Дахмером (Hugo Dahmer) совершил первый боевой вылет на Восточном фронте. Однако встретить советские самолеты им так и не удалось, поэтому, обстреляв маяк на полуострове Рыбачий, "Мессершмитты" вернулись на свои аэродром.

Второй боевой вылет на Восточном фронте Карганико выполнил уже во главе всей своей эскадрильи. Истребители 1 ./JG77, снова не встретив советских самолетов, обстреляли из бортового оружия советский аэродром Ура-Губа в 35 км севернее Мурманска.

В течение первых трех недель боев на Восточном фронте Карганико одержал семь побед. При этом надо отметить следующее немаловажное обстоятельство. Советская авиация располагала в районе Мурманска двумя истребительными и одним смешанным авиаполками, в составе которых было около 140 истребителей. В июле 1941 г. в дополнение к И-153 и И-16 туда были дополнительно переброшены 30 МиГ-3 и 15 ЛаГГ-3. Тем не менее подавляющее численное превосходство советской истребительной авиации не было использовано командованием ВВС Северного флота и 14-й армии. Советские истребители прикрывали корабли и объекты Северного флота, порт Мурманск и сам город, сопровождали бомбардировщики, т.е. фактически играли пассивную роль, в то время как инициатива полностью перешла в руки пилотов "Мессершмиттов". Используя тактику "свободной охоты", они находили советские самолеты, внезапно атаковали их со стороны солнца или из-за облаков, а затем, не принимая боя, стремительно уходили. Это позволило истребительной группе "Киркенес" при минимальных потерях со своей стороны до конца лета 1941 г. сбить более ста советских самолетов.

Летом 1941 г. обер-лейтенант Карганико в паре с фельдфебелем Дахмером часто летал на "свободную охоту" вместе с Bf-НО из 1 .(Z)/JG77. Особенно эффективно такие тройки действовали в районах советских аэродромов, неожиданно атакуя советские самолеты на взлете или, наоборот, во время захода на посадку. Тактика, применяемая ими, основывалась на простом, но очень эффективном приеме. Сначала "Мессершмитты" Карганико и Дахмера пролетали над советским аэродромом, как бы выманивая противника на себя. Практически всегда это срабатывало, и дежурное звено советских истребителей получало приказ на взлет. Однако едва самолеты отрывались от земли, как позади них неожиданно появлялся Bf-110, который спокойно расстреливал самолеты, еще не успевшие убрать шасси.

Чаще всего пара Bf-109 вместе с одним Bf-110 появлялась около аэродрома Шонгуй, где базировался 145ИАП ВВС 14-й армии.

Аэродром располагайся в 26 км южнее Мурманска на плато на восточном берегу реки Кола. Используя русло реки, опытный пилот мог совершенно спокойно и, главное, незаметно подойти к аэродрому, чтобы неожиданно атаковать взлетающие или садящиеся самолеты.

Наиболее успешным пилотом Bf-110, использующим подобную тактику, был командир штабного звена ZG76 гауптман Герхард Шашке (Gerhard Schaschke), временно приданный l.(Z)/JG77. Так, 13 июля 1941 г. он сбил сразу три И-16 из 145ИАП, взлетавших по тревоге с аэродрома Шонгуй. Один из очевидцев потом вспоминал:

"Все, кто находился в расположении четвертой эскадрильи на кромке аэродрома на скате к железной дороге, увидели, как над рекой, на бреющем полете ню/се аэродрома, шел "стодесятый". Хорошо просматривались в кабине самолета летчик и стрелок-радист. Заметив взлетающие наши истребители, вражеский самолет пошел в атаку. С аэродрома было видно, как Me-110, камуфлированный как щука, подбирался к нашим самолета". В момент атаки на аэродроме все замерло. Предупредить наших товарищей мы не могли, поскольку рации на И-16 не было...

На малой скорости, снизу - сзади "стодесятый"" атаковал одного ведомого, чуть довернув в сторону, дал возможность сбить второго ведомого своему стрелку-радисту 2. Ведущий звена лейтенант В. Г. Ишаков продолжал полет по прямой, не подозревая о том, что происходит за его спиной. Но в последний момент, почувствовав неладное, попытался развернуться в сторону вражеского самолета. Огненная очередь Bf-110 оборвала его полет. Лейтенант Ишаков успел выброситься из горящего самолета, но слишком мала была высота..."

4 августа немецким пилотам не удалось использовать фактор внезапности, и над аэродромом Шонгуй завязался маневренный бой, продолжавшийся более получаса. С одной стороны в нем участвовали четыре Bf-110 и столько же Bf-109 из истребительной группы "Киркенес", а с другой - четыре МиГ-3 и три И-16 из 145 ИАП. В ходе боя командиру 3-й эскадрильи капитану А. П. Зайцеву, летавшему па МиГ-3, удалось подбить Bf-1 10E-2W.Nr.3761 "M8+YE" гауптмана Шашке. Получив попадания в левый двигатель, "Мессершмитт" развернулся на запад, но далеко улететь не смог, упав на лес в трех километрах от Шонгуя.

К месту падения сразу же была послана команда, собранная из технического персонала 145ИАП. Однако подойти к упавшему самолету она сразу не смогла из-за огня, который, как потом оказалось, открыл бортстрелок Шашке унтер-офицер Михаэль Видтман (Michael Widtmann). Вскоре в перестрелке Видтман был смертельно ранен, и только после этого советские солдаты смогли подойти к "Мессершмитту". Гауптман Шашке был уже мертв, вероятно, он погиб в момент падения, разбив голову о приборную доску. Сняв с Шашке все знаки различия и награды и забрав документы 2, его похоронили там же, в лесу, рядом с его Bf-110. Унтер-офицер Видтман умер, пока его несли на носилках на аэродром.

За сбитый "Мессершмитт" гауптмана Шашке 145ИАП пришлось дорого заплатить. В том же бою сбиты три МиГ-3 и один И-16, погибли старшие лейтенанты Пискарев и Шелухин, а также лейтенант Звягин. Лейтенант Старков, получив сильные ожоги, успел выпрыгнуть на парашюте.

В сентябре 1941 г. истребительная группа "Киркенес" была переименована в истребительную группу специального назначения (Jagdgruppezurbesondere Verwendung-сокр. JGz.b.V.) нее командиром был назначен майор Хенниг Штрюмпелль. Одновременно состав группы сократился до трех эскадрилий - 13 ./JG77 была распущена, а ее персонал вошел в 14./JG77. Перед группой была поставлена задача - прикрыть с воздуха наступление 20-й горно-егерской армии генерал-оберега Эдуарда Дитла (Eduard Diet) на Мурманск и Полярный, начавшееся 12 сентября.

25 сентября 1941 г. после 27 побед обер-лейтенант Карганико был награжден Рыцарским Крестом. Он стал вторым пилотом 5-го воздушного флота, получившим эту награду. Первым же Рыцарский Крест после 22 побед 1 августа получил обер-фельдфебель Дахмер, летавший в эскадрилье Карганико.

В конце сентября стало ясно, что захватить Мурманск и Полярный не удастся. Части 20-й горно-егерской армии закрепились на западном берегу реки Западная Лица, и в Заполярье наступило временное затишье. Поэтому в ноябре 1941 г. 1./JG77 была переброшена на юг Норвегии в Ставангер и снова включена в состав истребительной группы "Ставангер", которой тогда уже командовал майор Иоахим Зеегерт (Joachim Seegert). 25 января 1942 г. на основе группы была сформирована I./JG5 и 1 ./JG77 была переименована в 1 ./JG5.

Однако вскоре эскадрилья снова сменила обозначение. 16 марта 1942 г. на базе 6.(Z)/JG5, оснащенной Bf-ИО, была сформирована 10.(Z)/JG5. В тот же день 1./JG5 была переименована в 6./JG5 3 и вернулась на Восточный фронт, перелетев на аэродром Петсамо.

В апреле 1942 г. обер-лейтенант Карганико был назначен командиром II./JG5 4 вместо майора Штрюмпелля.

22 июля 1942г. его Bf-109F-4/Trop W.Nr. 10256 из-за аварии двигателя совершил вынужденную посадку за линией фронта в районе Мотовского залива, но Карганико сумел добраться до немецких позиций. 12 августа 1942 г. его Bf-109F-4/Trop W.Nr. 10132 был подбит в бою и снова совершил вынужденную посадку в районе Мотовского залива, и опять Карганико смог избежать плена и перейти линию фронта.

До октября 1942 г. II./JG5 базировалась на аэродромах в Петсамо 4 и Пори, а затем в течение года действовала с бывшего советского аэродрома Алакуртти в 18 км северо-западнее озера Ориярви.

19 апреля 1943 г. в бою в районе советского аэродрома Ваенга был сбит Bf-109G-2 W.Nr. 14810 обер-фельдфебеля Рудольфа Мюллера из 6./JG5. Совершив вынужденную посадку, Мюллер попал в плен. Затем на допросах он дал характеристики многим сослуживцам, в т.ч. и своему бывшему командиру:

"Гауптмап Карганико - командир группы, среднего роста, лицо c овальное с резкими чертами, блондин. Возраст 25 лет, холост. Очень осторожный пилот, раньше летал довольно дерзко, но после того, как дважды был сбит, летает осторожно. По характеру упрям, никогда не признает своих ошибок и поэтому как начальник часто '' допускает несправедливость по отношению к подчиненным. По своим политическим взглядам - нацист".

3 ноября 1943 г. II ./JG5 была переброшена на тысячу километров южнее на аэродром Псков-Южный. "Мессершмитты" группы также использовали аэродромы Дно в 93 км восточнее Пскова и Идрица в 165 км южнее Пскова.

26 марта 1944 г. гауптман Хорст Карганико был назначен командиром I./JG5 вместо майора Эриха Герлитца (Erich Gerlitz), погибшего 16 марта в бою в районе немецкого города Ульм.

27 мая 1944 г. Bf-109G-5 W.Nr.l 10087 гауптмана Карганико был поврежден в бою. Карганико попытался посадить самолет в районе г. Сен-Дизье в 180 км восточнее Парижа. Однако "Мессершмитг", задев за провода линии электропередачи, врезался в землю и взорвался. Шансов спастись у Карганико не было никаких.

Всего Хорст Карганико выполнил свыше 600 боевых вылетов и одержал 60 воздушных побед.


Bf.109 Хорста Карганико




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100