Уголок неба ¦ Винд Ганс Генрик

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Винд Ганс Генрик
       
Годы жизни: 1919-1995

Винд занимает второе место в списке финских асов после прапорщика Илмари Юутилайнена и также дважды был награжден Крестом Маннергейма.

Ханс Хенрик Винд родился 30 июля 1919 г. в г. Экенес (Ekenes) на побережье Финского залива, в 32 км северо-восточнее Ханко. Его отец - Франс Хенрик Винд - был владельцем кожевенной фабрики. Ханс с детства был увлечен авиацией и в местном авиаклубе строил модели самолетов. Став чуть постарше, он вступил в местное отделение гражданской гвардии, где стал хорошим стрелком.

После окончания гимназии Винд в 1938 г. прошел первоначальный курс летной подготовки, налетав в общей сложности 35 часов. В следующем году он поступил в истребительную авиашколу, а в 1940 г был направлен в офицерское училище.

16 июня 1941 г лейтенант Винд окончил училище и, как большинство его товарищей, был направлен в учебную ""v25, которая находилась на аэродроме в г. Васа, на побережье Ботнического залива. Однако он рвался на фронт и, используя свое личное знакомство с командиром 4/""v24 лейтенантом Пером-Эриком Совелиусом и лейтенантом Иккой Тёррёненом, смог добиться перевода ъ ""v24. 1 августа лейтенант Винд прибыл в ""v24 и первоначально вошел в состав 4/""v24 лейтенанта Совелиуса, но уже вскоре был переведен в l/""v24 капитана Эйно Луукканена.

27 сентября 1941 г. в паре с капитаном Луукканеном лейтенант Винд сбил над Олонецким перешейком И-15бис, а 7 ноября он одержал свою первую личную победу, сбив МиГ-3.

В начале 1942 г. Винд вернулся в 4/""v24, которая тогда базировалась в г. Кондопога, на берегу Онежского озера. 29 марта он в паре с другим пилотом сбил самолет Р-5 и общее число его побед достигло пяти.

3 июня в штабе "e"v24 было получено срочное сообщение. Командование финской авиации приказывало командиру эскадрильи майору Магнуссону срочно подготовить четыре "Брюстера", которые должны были быть готовы на следующий день вылететь с аэродрома Иммола для выполнения специального задания. В приказе при этом не говорилось, какое именно задание им предстоит.

Майор Магнуссон поручил возглавить звено "Брюстеров" лейтенанту Винду, и утром 4 июня истребители перелетели в Иммолу. Однако и там Винд не узнал никаких подробностей о предстоящем задании. Правда, у него появилась мысль, что оно, возможно, имеет некоторое отношение к 75-летнему юбилею главнокомандующего вооруженными силами Финляндии генерал-фельдмаршала Густава Маннергейма, который отмечался в тот день.

Вскоре Винд получил приказ встретить в районе Таллина немецкий четырехмоторный транспортный самолет FW-200 "Condor" и сопроводить его в Иммолу. Погода была не очень хорошей, и, когда "Брюстеры" взлетали, нижняя кромка облаков над Иммолой была на высоте 180м. Над Таллином четыре финских истребителя, как и было приказано, встретили "Кондор", но при этом Винд был немало озадачен, увидев, что его сопровождают сразу тридцать "Мессершмиттов". Финские пилоты могли только гадать, что за пассажиры были внутри этого самолета.

На обратном пути нижняя кромка облаков постепенно опускалась все ниже и ниже, прижимая самолеты к земле. В результате на подходе к Иммоле "Брюстеры" и летевший вслед за ними "Кондор" находились уже всего в двадцати метрах над верхушками деревьев. Неожиданно Винд заметил, что впереди показалась дымовая труба одного из заводов, расположенных в местечке Кауко-пяя (Kaukopaa), недалеко от Иммолы. "Кондор" летел точно на нее, а у Вивда не было никакой возможности предупредить его экипаж, поскольку рация "Брюстера" работала в другом диапазоне частот.

Однако все завершилось благополучно. Пилот "Кондора" заметил трубу и в последний момент успел отвернуть в сторону. Сбросив скорость, немецкий самолет приземлился в Иммоле. Взлетно-посадочная полоса аэродрома была не рассчитана на прием таких больших самолетов, и потому пилоту "Кондора" пришлось настолько энергично тормозить, что полностью сгорел тормозной барабан колеса левой стойки шасси. Винд не захотел выслушивать неприятные вещи по поводу едва не произошедшей катастрофы и вместе с остальными пилотами приземлился на другом аэродроме.

Большинство из присутствовавших на аэродроме узнали, кто был пассажиром этого "Кондора", только когда самолет зарулил на стоянку и открылась его дверь. По трапу спустился Гитлер, специально прилетевший в Иммолу, чтобы поздравить генерал-фельдмаршала Маннергейма с 75-летием. Затем Винд не раз задавался вопросом, как могла бы выглядеть карта Европы, если бы 4 июля 1942 г пилот "Кондора" не успел среагировать и самолет врезался в дымовую трубу финского завода.

1 августа 1942 г. лейтенант Винд был назначен заместителем командира !/"e"v24 капитана Луукканена. 14 августа звено перебазировалось на аэродром Рёмпетти, в районе г. Койвисто, где уже находились остальные истребители "e"v24.

18 августа в ходе большого боя, проходившего над Финским заливом между о Сейскари и Кронштадтом, лейтенант Винд на "Брюстере" BW-393 сбил "Харрикейн" и два И-16, и общее число его побед достигло десяти.

7 ноября 1942 г. лейтенант Винд был назначен командиром !/"e"v24 вместо капитана Луукканена, переведенного на должность командира "e"vSO. Винд командовал 1/ЬеЬу24до 16января 1943 г., когда на должность командира звена был назначен капитан Йорма Сарванто

Сбив 21 апреля 1943 г. в бою между Кронштадтом и о. Сейскари два Як-1, лейтенант Винд одержал свои 20-ю и 21 -ю победы 20 мая в бою над о. Сейскари он сбил два Як-1 и Ла-5, после чего общее число его побед достигло тридцати.

27 мая 1943 г. лейтенант Винд был назначен командиром 3/"e"v24 вместо капитана Кархунена, переведенного на должность командира "e"v24.

31 июля 1943 г. лейтенант Ханс Винд, на счету которого к этому моменту было 34 победы, был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса (Nr.116), а в октябре ему было присвоено звание капитана. Надо отметить, что Винд был очень щедрым человеком и никогда никому не отказывал в помощи. В результате дополнительное годовое жалованье, которое он получил в качестве единовременной премии вместе с Крестом Маннергейма, растворилось без остатка в течение месяца.

В феврале - марте 1944 г. капитан Винд в качестве инструктора занимался подготовкой молодых пилотов. Программа обучения, которую он тогда разработал, использовалась затем в финской авиации в течение следующих тридцати лет.

В апреле 1944 г. H"e"v24 была перевооружена немецкими "Мессершмиттами". Летая на Bf-109G-2 MT-201, капитан Винд до 18 июня одержал одиннадцать побед, в т. ч. утром 13 июня в районе между железнодорожной станцией Кямяря, в 18 км юго-восточнее Виипури и Каукаярви, он сбил четыре Пе-2.

Утром 19 июня группа пилотов из H"e"v24 и H"e"v34, среди которых был и капитан Винд, на транспортном SM.81 из состава TGr. 10 (ital) вылетела на аэродром Инстербург в Восточной Пруссии. Там финны получили новые Bf-109G-6 и во второй половине того же дня вернулись на них на аэродром Лаппенранта.

Уже вечером того же дня капитан Винд на Bf-109G-6 MT-439, на котором механики еще не успели закрасить немецкие опознавательные знаки, сбил в районе Виипури два Р-39, а также Ла-5 Героя Советского Союза майора А. В. Чиркова1 из 29-го Гв. ПАП. На следующий день в ходе двух боев Винд одержал в районе Виипури сразу пять побед, сбив два Ла-5, два Як-9 и Пе-2.

23 июня с 12.00 по 13.05 в ходе боя в районе Виипури он сбил два Ла-5 из 11-го Гв. ИАП и два Ил-4 из 113-го БАП.

26 июня "Мессершмитты" из 3/H"e"v24 в течение двух часов в районе между Виипури и Тали дважды вступали в бой с "Яками". Согласно финским данным, были сбиты шесть советских истребителей, при этом на счету капитана Винда были три Як-9 и два Як-7.

В 09.00 28 июня 1944 г. одиннадцать Bf-109G во главе с капитаном Виндом атаковали соединение из двадцати Пе-2, двадцати Ил-2 и несколько дюжин истребителей, направлявшихся в район Тали. В ходе боя пилоты H"e"v24 сбили восемь Ил-2, два Пе-2 и один Ла-5, при этом две победы были на счету Винда.

В 10.30 капитан Винд вместе со старшим сержантом Нильсом Катаяйненом поднялся с аэродрома Лаппенранта, чтобы провести разведку позиций советских частей восточнее Виипури. Еще до того, как "Мессершмитты" достигли назначенного района, их атаковала группа из двадцати Як-9. Винд успел сбить три советских истребителя, прежде чем в кабину его Bf-109G-6 MT-439 попал 20-мм снаряд. Винд получил тяжелое ранение левой руки, но все же смог, несмотря на большую потерю крови, дотянуть до своего аэродрома и совершить посадку.

Для Винда это был последний боевой вылет и в боевых действиях он больше уже не участвовал. По стечению обстоятельств именно 28 июня 1944 г. два лучших финских аса - прапорщик Илмари Юутилайнен и капитан Ханс Винд - были во второй раз награждены Крестом Маннергейма 2-го класса. Кроме них, только еще два человека были во второй раз награждены Крестом Маннергейма 2-го класса - 16 октября 1944 г. их получили генерал-майор Ааро Паяри (Aaro Pajari) и полковник Мартги Ахо (Martti Aho). Интересно, что при этом все "вторые" Кресты, в отличие от "первых", не были пронумерованы.

10 октября 1945 г. капитан Винд демобилизовался из авиации. Получив диплом экономиста, он до своего выхода на пенсию в 1984 г. занимал руководящие посты в обувных и хлебопекарных фирмах.

Умер Ханс Винд 24 июля 1995 г. в г. Тампере.






(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100