Уголок неба ¦ Уард Дерек Харланд

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой новая зеландия
     Уард Дерек Харланд
       
Годы жизни: 1917-1942

Уард родился в семье доктора 31 июля 1917 года в Вхангареи (Новая Зеландия). После получения гражданской летной лицензии (в апреле 1937 года) вступил в новозеландские ВВС и здесь получил диплом летчика-истребителя. В апреле 1938 года отправился в Британию, где вступил в Королевские ВВС.

В середине июня 1938 года он был направлен в 151-ю эскадрилью, где он и встретил начало войны.

Через шесть дней после начала германского блицкрига 10 мая 1940 года Уард и еще пять пилотов перегнали новенькие "Харрикейны" для 87-й эскадрильи, сражавшейся во Франции. Так как уровень потерь летного состава был очень большим летчики так и остались в составе этого подраздления. Уже 18 мая Уард сбивает Хеншель 126, а на следующий повредил Дорнье 17.

Однако 20 мая все оставшиеся самолеты были перегнаны в Англию. Уард взлетел на истребителе, на котором не было прицела и не работала часть приборов! После дозаправки на одном из аэродромов в северной Франции его путь лежал через Канал. Во время перестроения на посадку Уард внезапно увидел какие-то огни и стал разворачиваться в том направлении. Оказалось, что на ближайший городишко собираются обрушиться два Дорнье. Несмотря на все неисправности храбрый новозеландец атаковал врага. По его показаниям его пули прошили одного из немцев. В любом случае бомбежка была сорвана.

Однако это был не конец истории. Уже приземляясь его атаковали "мессеры" прикрытия. К ужасу механиков приземлившийся "Харрикейн" тек как дырявое корыто. Однако Уард чуть ли не силой заставил заправить его самолет и собственноручно заделал пробоины в одном из баков. После взлета он повел свой "харрикейн" на малой высоте к Каналу. На его пути попалась группа Bf-109. Только после того как Уард расстрелял остатки боезапаса по одному из истребителей, он благополучно приземлился на аэродром Дебден.

87-я эскадрилья приняла самое непосредственное участие в развернувшейся грандиозной "Битве за Британию". Одерживал победы и Уард: так, 15 августа 1940 года его жертвой стал Bf-110. Зима 1940\41 годов прошла в рутинных вылетах против редких немецких налетов. В сентябре 1941 года Уарда направляют на Ближний Восток, одновременно он получает повышение и одну из высших военных наград - DFC.

Он был направлен в 73-ю эскадрилью в Египте и буквально через несколько дней после прибытия был назначен ее командиром. Основной задачей этой эскадрильи было ночное патрулирование, однако после того, как в Западной пустыне начались активные боевые действия эскадрилью перенаправили туда. Уард несмотря на свой пост активно участвовал в эскортировании бомбардировщиков, атаках вражеских аэродромов. Одерживал он и победы: 8 декабря 1941 года он сбил Ju-88.

В начале 1942 года положение союзников на этом ТВД значительно ухудшилось, летать приходилось с различных полевых аэродромов. Уард делает по несколько вылетов в день. 9 февраля он сбивает Не-111, а через четыре дня на его счет записывают Bf-109 (правда, только как предположительно уничтоженный). 1 мая 1942 года во время ночной штурмовки аэродрома в Барце Уард замечает на полосе четырехмоторный самолет (предположительно FW-200 Condor) и расстреливает его. За этот налет он был отмечен командованием.

В начале июня 1942 года эскадрилья возвращается к активной дневной работе. 17-го числа во время возвращения на аэродром базирования с малым остатком топлива со стороны солнца "Харрикейны" были атакованы группой "мессеров" во главе с обер-лейтенантом Марсейлле (ведущим немецким асом в Пустыне). Германский сам сбил два самолета в первом же заходе, летчики выбросились с парашютом. Остальные англичане стали садиться, не разобравшись в ситуации. Уард увидел атаку и остался прикрывать спускавшихся товарищей. Марсейлле развернулся и во втором заходе сбил Уарда. Его "харрикейн" упал в пески, не загоревшись. Он был похоронен неподалеку, над его могилой поставили простой деревянный крест...




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100