главная люди и авиация асы второй мировой великобритания
    Так Роберт "Томми"
       

Роберт (Боб)  Стэнфорд "Томми" Так (Robert (Bob) Stanford Tuck). Всего побед - 27 лично (плюс 2 в группе и 7 неподтвержденных побед). Первая победа: 23.05.1940 года.  Награжден Крестом за летные боевые заслуги с двумя почетными лентами и Орденом за выдающиеся заслуги.

В качестве офицера срочной службы Боб Так в 1936 году был зачислен в состав 65-й эскадрильи и летал затем на "Гладиаторах". Перед самой войной он пересел на "Спитфайр", а 1 мая 1940 года был назначен командиром летной группы 92-й эскадрильи, как раз накануне боев за Дюнкерк. Первое же боевое патрулирование в районе этого французского порта, состоявшееся 23 мая, едва не закончилось полным разгромом 92-й эскадрильи, которая болталась в воздухе* туда и сюда, тщательно стараясь сохранить "У"-образный порядок построения. Англичанам еще сильно повезло, что во всей этой суете они сумели заметить подразделение "109-х", подкравшихся со стороны побережья. Один из "Спитфайров" вспыхнул, а потом все небо заполнилось каруселью маневрирующих самолетов, в погоне друг за другом пытающихся занять выгодную позицию для атаки.

Боб Так почти сразу выделил лидера немцев, машина которого с натужным воем нырнула в облако, снизилась и, набирая скорость, стала уходить в направлении своего аэродрома. Выжимая из "Спитфайра" все возможное, Боб Так бросился следом, поспешно сокращая расстояние и стараясь держаться несколько ниже "Мессершмитта", вне поля зрения его пилота. Через несколько секунд немецкий самолет стал еще ближе. Наконец красная точка на прицеле совпала с фонарем кабины "сто девятого". Дистанция 450 м - огонь! Пулеметы английского истребителя были заряжены трассирующими боеприпасами, поэтому плоскости и фонарь кабины вражеской машины отметили строчки попаданий. Нос немецкого самолета приподнялся, затем отвалилась вся правая плоскость, и "Мессершмитт", кувыркаясь, рухнул вниз. К сожалению, свидетелей этой дуэли не оказалось, и первая победа Така осталась неподтвержденной.

В тот же день 92-я эскадрилья совершила еще один вылет в район Дюнкерка. На этот раз англичане встретились с группой Мессершмиттов Вf-110. Немецкие летчики к тому моменту еще не поняли, что их машины уступают по летным характеристикам одноместным британским истребителям, поэтому решительно бросились в атаку. И опять стройный боевой порядок подразделений мгновенно превратился в беспорядочную мешанину воздушных поединков. Вначале Боб Так не мог отыскать себе противника, но вдруг прямо у него по курсу взмыл вверх "сто десятый". Пулеметная очередь хвостового стрелка поразила мотор и фонарь "Спитфайра", а потом трассы восьми "Браунингов" впились в германский истребитель. Из его двигателя повалил дым, самолет с пронзительным воем перевернулся и вертикально пошел вниз.

Но праздновать победу было рано - "Спитфайр" уже получил очередную порцию попаданий. Еще один "сто десятый" шел в лобовую атаку. После мига ожидания Боб Так дал ответную очередь, а через мгновение, когда казалось, что оба самолета вот-вот столкнутся, резко провалился вниз. Он так и не понял, как им удалось разминуться, но, развернувшись, увидел, что немецкий самолет уходит вглубь материка. Англичанин бросился следом. Спустя одну-две минуты дистанция сократилась до 450 м, и Так снова открыл огонь. Сразу ответил хвостовой пулемет "Мессершмитта", а его пилот перевел самолет в пикирование, надеясь уйти из прицела вражеского истребителя. Но было уже поздно. Поврежденный Bf-110 врезался в землю. Это была третья победа Боба Така за один день. Впрочем, и его самолет получил такие серьезные повреждения, что победителю едва удалось "доковылять" на нем до родного аэродрома.

Во время этого воздушного боя погиб командир 92-й эскадрильи, и в течение нескольких следующих дней Так выполнял его обязанности. 24 мая он вновь вылетел в район Дюнкерка во главе восьми "Спитфайров" - всего, что осталось в эскадрилье на тот момент. Только по этой причине, по-видимому, он решился на свой первый тактический эксперимент - приказал летчикам занять более широкий порядок в полете. Заметив формацию бомбардировщиков Дорнье Do 17, англичане немедленно атаковали ее сзади.

Боб Так снова действовал неординарно. Чтобы не терять времени на долгое сближение, он вначале открыл огонь с дистанции 360 м, двигаясь на одной скорости с жертвой, а затем, когда двигатель вражеского самолета задымил, приблизился к бомбардировщику на расстояние 90 метров и расстрелял противника в упор двумя очередями. В том же бою английский ас сбил еще один "Дорнье". Таким образом, за два дня и три боевых вылета Боб Так одержал пять побед.

С этого момента ему со всей очевидностью стало ясно, что звенья из трех машин слишком неповоротливы в бою, и отныне 92-я эскадрилья летала парами. Ведомым у Така был Боб Холланд, имевший на счету пять побед. Они понимали друг друга с полуслова.

Боб Стэнфорд Так занес в свой список семь подтвержденных побед под Дюнкерком. Один "Дорнье" был уничтожен им в группе с двумя товарищами, и один ВП09 остался неподтвержденным. Так отличался от других асов тем, что, как правила, стрелял с больших дистанций. Во время "Битвы за Британию" и в 1941 году над Францией он летал уже на "Харрикейне". 21 июня 1941 года Боб Так провел свой легендарный воздушный бой. Неподалеку от побережья Голландии он встретился в воздухе сразу с тремя ВП09, два из которых сбил и один повредил. Но уже в январе 1942 года его самого сбили зенитным огнем, и он попал в плен. Окончательный счет Боба Така - 27 побед, однако вполне вероятно, что он одержат их намного больше.

Гладиатор Мк.1, 65-я аэ RAF, пилот - Роберт Так, начало 1938 г.



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100