Уголок неба ¦ Списаревский Димитар

Реклама...

Деревянные дома из https://domdliavas.ru профилированного бруса под ключ.
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой болгария
   Списаревский Димитар
       
Годы жизни: 1916-1997

Димитар Светозаров Списаревский родился 19 июля 1916 г. в г. Добриче. Поскольку после окончания Первой мировой войны этот район Болгарии отошел Румынии, его семья переехала в Софию, где Димитар поступил в Королевскую военную школу.

Списаревский отличался горячим характером и несколько раз подвергался суровым дисциплинарным наказаниям. Так, он даже на год был отчислен из школы и направлен в качестве рядового в пехотный полк. В конце концов, в 1938 г. он все-таки закончил школу и получил звание подпоручика.

Осенью того же года Списаревский в числе группы из 15 человек был направлен в Германию в авиашколу в г. Кауфбейрене. В марте 1939 г. после завершения курса первоначальной летной подготовки пятеро пилотов, и среди них Списаревский, продолжили обучение в истребительной школе Люфтваффе в Вернойхене. Там Списаревский был включен в состав звена подпоручика Стоянова, который к этому времени уже получил сертификат летчика-инструктора.

После того как в июле 1939 г. все пшюты вернулись в Болгарию, подпоручик Списаревский был направлен во 2-ю истребительную авиагруппу майора К. Георгиева, базировавшуюся на аэродроме Карлово, в составе которой он летал на истребителе PZ" Р.24. В апреле 1942 г. Списаревский был назначен инструктором в авиашколу, находившуюся на аэродроме Долна-Митрополия.

Летом 1943 г. он вместе с подпоручиком Михаилом Бановым для изучения тактики действий немецких истребителей был командирован в истребительные группы Люфтваффе, размещенные во Франции на побережье Ла-Манша. После возвращения в Болгарию поручик Списаревский составил подробный доклад о том, что увидел во время своей командировки.

Он был включен в состав 3-й авиагруппы 6-го истребительного полка и со свойственной ему горячностью рвался принять участие в отражении налетов американских бомбардировщиков на Софию. Свой первый и, как затем оказалось, последний боевой вылет поручик Списаревский совершил 20 декабря 1943 г.

В тот день в налете на Софию участвовали 50 B-24D из 15-й воздушной армии США, которых прикрывали 60 Р-38. Когда в 3-ю авиагруппу пришел приказ на взлет, то оказалось, что на Bf-109G-2 Спи-саревского не запускается двигатель, и эскадрилья взлетела без него. В результате ему пришлось срочно пересесть в другой истребитель, числившийся за штабом группы. При этом Списаревский сказал одному из механиков: "Если мне суждено умереть, то я хотел бы погибнуть в своем самолете, по прежде я должен сбить, по крайней мере, одного противника".

Запустив двигатель, Списаревский взлетел и на максимальной скорости попытался догнать свою эскадрилью. Над селом Долни-Пасарел он столкнулся с двумя В-24Н из 376BG и с ходу "в лоб" атаковал их. Один бомбардировщик сразу же был сбит, получив серию прямых попаданий. Пилот второго "Либерейтора", увидев прямо перед собой "Мессершмитт", инстинктивно потянул штурвал на себя, пытаясь уйти от столкновения. Однако Списаревский тоже взял ручку управления на себя, и через несколько мгновений его Bf-109G-2 снизу врезался в фюзеляж бомбардировщика позади плоскостей. Раздался мощный взрыв, и горящие обломки обоих самолетов упали на землю в районе села Панчерево.

Затем 23-летний второй лейтенант Джон Маклендон (John W. Mc"endon) из 97FS 82FG, попавший в плен к болгарам после того, как его Р-38 в тот день был сбит болгарскими "Мессершмиттами", рассказал на первом допросе:

"За несколько минут до того, как мой истребитель был сбит, я видел, как болгарский пилот на большой скорости атаковал в лоб один из наших бомбардировщиков. Он направил свой истребитель снизу вверх почти вертикально к бомбардировщику и протаранил его в  заднюю часть фюзеляжа. Самолет немедленно развалился на две части, как будто сквозь него прошел ноле, и передняя часть с крыльями и двигателями вертикально упала на зелию, сопровождаемая разбитым истребителем. Это по-настоящему ужасная смерть даже для самого отважного летчика".

Другой свидетель - подпоручик Михаил Георгиев - утверждал, что перед тем, как Списаревский таранил бомбардировщик, пушки его "Мессершмитта" замолкли, видимо, израсходовав весь боезапас.

Посмертно Димитару Списаревскому было присвоено звание капитана.  Интересно, что посольство Японии в Софии попросило болгарское министерство обороны сообщить все обстоятельства тарана, совершенного Списаревским. Затем его действия подробно освещались в японской прессе в качестве примера для подражания.
 


Bf-109G-2, поручика Списсаревского, Карлово, декабрь 1943 г.



 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100