Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Сарванто Йорма Калеве
       
Годы жизни: 1912-1963

Йорма Сарванто первым среди финских пилотов одержал пять побед и стал асом. Надо отметить, что он по национальности был шведом и его фамилия, которую он получил при рождении, была Густафссон. Только уже поступив на службу в финскую авиацию, он взял финскую фамилию Сарванто.

Он родился 22 февраля 1912 г. в Турку в семье торговца Карла Густафссона. В семье все разговаривали по-шведски, а финский язык был вторым. С раннего детства Йорма мечтал об авиации, перечитав все, что смог найти об известных асах Первой мировой войны. Начав готовиться к военной службе, он вступил в местное отделение гражданской гвардии. Йорма окончил гимназию в 1933 г, на три года позже своих сверстников, что говорило о том, что учеба давалась ему нелегко. Однако диплом ему был необходим, чтобы исполнить свою мечту.

В июне 1933 г. Сарванто был призван на действительную военную службу и направлен в пехотный полк, расквартированный в г. Пори. Марши по пыльным дорогам с полной выкладкой были совсем не тем, о чем он мечтал, и Сарванто подал рапорт с просьбой направить его в летную школу. Пройдя медицинскую комиссию и сдав необходимые тесты, он прибыл в авиашколу ISK на аэродроме Каухава. В 1934 г. после завершения курса летной подготовки, Сарванто в звании младшего лейтенанта резерва был демобилизован.

Однако начать гражданскую жизнь ему так и не пришлось. Это был период большой экономической депрессии, и в стране был высокий уровень безработицы. Поэтому уже осенью 1934 г. Сарванто, решив стать профессиональным военным, поступил в офицерское училище.

В мае 1937 г. младший лейтенант Сарванто был направлен в "eR4, куда вскоре начали поступать английские бомбардировщики "Бленхейм". В течение двух лет он служил в качестве штурмана, поскольку все места пилотов были уже заняты. Однако желание самому управлять самолетом не покидало его и в конце концов ему удалось добиться перевода в ""v24.

12 мая 1939 г. лейтенант Сарванто прибыл в эскадрилью и был включен в состав 2/""v24 лейтенанта Йакко Вуорелы. Он быстро овладел истребителем "Фоккер" D.XXI, демонстрируя при этом великолепные результаты в стрельбе по буксируемым воздушным мишеням. В среднем 94% пуль, выпущенных Сарванто, попадали в цель. Поскольку он играл на саксофоне и гитаре, товарищи прозвали его Замба (Zamba), и это прозвище закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь.

После того как 26 ноября в состав ""v24 были включены и два звена "Фоккеров" из ""v26, лейтенант Сарванто был переведен в 4-е звено, которое возглавил капитан Магнуссон.

1 декабря 1939, когда пилоты ""v24, одержали первые одиннадцать побед, Сарванто из-за неисправности своего "Фоккера" в воздух не поднимался. Затем погода на Карельском перешейке испортилась, и "Фоккеры" снова вступили в бой только 19 декабря. В тот день лейтенант Сарванто совершил три боевых вылета, но так и не смог атаковать противника.

Утром 23 декабря "Фоккеры" 4/""v24, базировавшиеся на аэродроме Иммола, получили приказ прикрыть с воздуха части 6-й пехотной дивизии полковника Паалу, которые контратаковали советские войска в районе р. Сумма. Лейтенант Сарванто, проведя около часа над линией фронта и так и не встретив советские самолеты, повернул обратно. Уже на подходе к Иммоле он получил по радио сообщение о том, что южнее поселка Антреа1 обнаружена "девятка" бомбардировщиков СБ. Топлива на его "Фоккере" FR-97 оставалось уже немного, но Сарванто тем не менее развернулся, чтобы попытаться перехватить противника.

Спустя короткое время он увидел бомбардировщики. Сарванто сзади атаковал СБ, летевший на левом фланге группы. Первая атака не принесла никакого видимого результата и, развернувшись, Сарванто снова зашел сзади. На этот раз короткими очередями он один за другим поджег оба двигателя СБ, и самолет, загоревшись, упал на землю.

Тем временем остальные бомбардировщики на максимальной скорости пытались уйти, но один СБ все больше и больше отставал от основной группы. Видимо, один из его двигателей был поврежден, так как за ним тянулся тонкий дымный шлейф. Стараясь держаться точно позади киля бомбардировщика, где находилась "мертвая зона" его бортстрелка, Сарванто начал догонять СБ.

Заставив несколькими очередями замолчать бортстрелка, он уже спокойно сокращал дистанцию до своей цели. Сарванто открыл огонь с такого короткого расстояния, что мог отчетливо видеть, как выпущенные им пули отставляют отверстия в обшивке СБ. Он снова один за другим вывел из строя двигатели бомбардировщика. Брызгами масла из поврежденных двигателей залило прицел "Фоккера", но с расстояния в двадцать метров промахнуться уже было просто невозможно. Бомбардировщик был обречен - он упал и взорвался в районе местечка Ноисниеми (Noisniemi).

Только теперь Сарванто вспомнил, что у него осталось слишком мало топлива. До Иммолы было уже не дотянуть, и он повернул к запасному аэродрому около поселка Ихантала, восточнее Виипури. Едва Сарванто приземлился там, как двигатель его "Фоккера" встал, израсходовав последние капли топлива.

Сбитые лейтенантом Сарванто СБ принадлежали 44-му СБАП, который 23 декабря 1939 г. между 10.30 и 12.00 потерял над Карельским перешейком шесть бомбардировщиков.

Утром 25 декабря 1939 г. с аэродрома Иммола заметили конденсационные следы, оставляемые бомбардировщиками, летевшими на высоте 6000 м. В воздух немедленно поднялось звено "Фоккеров", среди которых был и FR-97 лейтенанта Сарванто. Однако, когда истребитель находился уже всего в пятистах метрах ниже бомбардировщиков, его двигатель неожиданно заглох и Сарванто был вынужден повернуть обратно на аэродром. Внезапно он увидел внизу "шестерку" СБ и, имея еще достаточный запас высоты и скорости, направил "Фоккер" в их сторону, имитируя заход для атаки. В результате бомбардировщики, поспешно освободившись от бомб, начали разворачиваться обратно. Когда сразу же после посадки Сарванто попробовал снова запустить двигатель, кабина самолета немедленно начала заполняться едким черным дымом. Механики затем установили, что один из поршней двигателя был полностью разрушен.

28 декабря 1939 г. "Фоккеры" l/""v24 и 4/""v24 вместе со штабом эскадрильи сначала перебазировались на аэродром Йоутсено, в 17 км северо-восточнее Лаппенранты, а затем в течение 1 - 2 января 1940 г. перелетели из Йоутсено на аэродром Утти, в 10 км восточнее г. Коувола.

Около полудня 6 января 1940 г. в районе аэродрома Утти появились семь ДБ-3 из 6-го ДБАП во главе с командиром 3-й эскадрильи майором В. Д. Майстренко, которые возвращались после налета на города Пиексимяки и Куопио. Первым им на перехват из Утти поднялся "Фоккер" лейтенанта Сарванто, поскольку остальные! истребители, недавно вернувшиеся из полетов, еще не успели заправить.

После того как в 12.25 "Фоккер" FR-97 лейтенанта Сарванто приземлился в Утти, механики насчитали в нем 123 пробоины. Затем было установлено, что все шесть ДБ-3 были сбиты Сарванто в течение четырех минут - с 12.03 до 12.07. Первые три бомбардировщика упали на южную окраину болота Хауккасуо, приблизительно в 8 - 10 км южнее Утти, четвертый - между поселками Сиппола и Инкеройнен (Inkeroinen), в 18 км южнее Утти, а остальные два - между Инкеройненом и деревней Юлянумми, расположенной приблизительно в 28 км южнее Утти. Все шесть ДБ-3 были полностью разрушены, и из двадцати четырех человек, находившихся на их борту, спаслись и попали в плен только двое.

Одержав в ходе одного вылета сразу шесть побед, лейтенант Сарванто стал первым пилотом финской авиации, преодолевшим рубеж в пять побед, который давал ему право называться асом. Как только подробности этого боя стали известны, пресса уделила много внимания Сарванто, сделав его широко известной личностью не только в самой Финляндии, но и за границей.

17 января в 13.55 по тревоге в воздух поднялись десять "Фокке-ров" из ""v24. Над Карельским перешейком они перехватили три группы СБ из 54-го СБАП, включавшие в общей сложности 25 бомбардировщиков, которые возвращались после налета на Лаппен-ранту. В течение сорока минут были сбиты девять самолетов, один из которых был на счету Сарванто.

После того как 1 февраля в бою с советскими истребителями был ранен командир l/""v24 капитан Эйно Карлссон, лейтенант Сарванто был назначен исполняющим обязанности командира звена. 3 февраля он одержал свою десятую победу, сбив в районе поселка Нуйяма, в 22 км юго-восточнее Лаппенранты, ДБ-ЗМ из 51-гоДБАП. 15 февраля лейтенант Сарванто атаковал над побережьем Финского залива "тройку" ДБ-ЗМ из 1-го МТАП ВВС БФ, летевшую на высоте 7000 м. Ему удалось подбить один бомбардировщик, в то время как остальные два смогли уйти.

18 февраля пять "Фоккеров" перехватили группу из двенадцати бомбардировщиков. Пока остальные пилоты атаковали летевшую впереди "девятку" СБ, лейтенант Сарванто занялся тремя ДБ-3, находившимися несколько сзади. Короткими очередями он заставил замолчать бортстрелков двух бомбардировщиков, третий же перешел в пикирование и смог уйти. Сарванто действовал методично, ничего не опасаясь, словно это бьиш стрельба по учебным мишеням. Подойдя вплотную к ближайшему ДБ-3, он сначала поджег его левый двигатель, а затем - правый. Оставшийся бомбардировщик, маневрируя, пытался уйти, но Сарванто быстро догнал его и нажал на спуск. Однако после того, как пулеметы сделали один-два выстрела, их заклинило и Сарванто ничего не оставалось, как повернуть на свой аэродром.

На следующий день четыре "Фоккера" во главе с лейтенантом Сарванто атаковали над Карельским перешейком шесть СБ, летевшие без истребительного прикрытия. Он смог вывести из строя один двигатель лидирующего бомбардировщика, но в ходе атаки и его "Фоккер" получил несколько попаданий. В результате Сарванто был вынужден вернуться на аэродром. Подбитый им СБ "добил" сержант Киннунен, и победа была поделена между ними.

21 февраля 1940 г. лейтенант Сарванто в паре с другим пилотом сбил еще один ДБ-3 и закончил Зимнюю войну, имея на своем счету тринадцать побед и став самым результативным финским пилотом.

Весной 1940 г. ""v24 была оснащена истребителями "Брюстер-239", но, летая на них, Сарванто уже не показал больших результатов.

25 июня 1941 г. началась новая война между Финляндией и Советским Союзом, и уже утром "Брюстеры" из ""v24, взлетевшие с аэродрома Весивехмаа, в нескольких километрах восточнее Лахти, сбили в районе г. Хейнола десять СБ: три из 2-го СБАП, шесть из 201-го СБАП и один из 202-го СБАП. Один из этих бомбардировщиков был на счету лейтенанта Сарванто.

29 июня пара "Брюстеров" во главе с Сарванто перехватила в районе Утти два Пе-2, выполнявшие разведывательный полет над территорией Финляндии. Это была первая встреча финских пилотов с этими самолетами.

В тот день лейтенант Сарванто одержал свою пятнадцатую победу, а сбитый им Пе-2 стал первым самолетом этого типа, уничтоженным финскими пилотами.

4 августа 1941 г. Сарванто было присвоено звание капитана, и 19 октября того же года он был переведен в штаб финской авиации. С 8 мая по 17 июня 1942 г. Сарванто служил в качестве летчика-испытателя, а затем был командирован в Германию, где занимался закупкой материалов, необходимых для финской авиации.

16 января 1943 г. капитан Сарванто был назначен командиром 1/"e"v24 и вернулся на фронт. Утром 21 апреля в ходе большого боя, проходившего над Финским заливом между Кронштадтом и о. Сейскари, пилоты "e"v24 одержали девятнадцать побед, при этом один Як-1 был на счету Сарванто.

9 мая советские бомбардировщики под прикрытием тридцати истребителей совершили налет на финские позиции на о. Суурсаа-ри. На обратном пути советские самолеты были перехвачены пятнадцатью "Брюстерами" из "e"v24, которым удалось подбить два Як-7 и один Ла-5. Сбив в том бою Як-7, капитан Сарванто одержал свою семнадцатую и, как оказалось, последнюю победу.

8 июля 1943 г. он был принят в военную академию и больше уже в боевых действиях не участвовал. 22 июля 1944 г. капитан Сарванто был назначен командиром учебной T-"e"v35 и оставался на этой должности до подписания перемирия между Финляндией и Советским Союзом.

В послевоенные годы Сарванто занимал различные командные и штабные должности в финской авиации и вышел в отставку 8 июня 1960 г. в звании подполковника.

Умер Йорма Калеви Сарванто 16 октября 1963 г.

 

Fokker D.XXI Йорма Сарванто

 

(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100