Реклама...

    


 
   главная люди и авиация асы второй мировой япония
    Нишизава Хироёси
       
Годы жизни: 1920-1944

Славу Хироеси Нишизава обрел уже после своей гибели, в немалой степени этому способствовал его боевой товарищ Сабуро Сакаи. Оба этих летчика входили в число лучших асов японской морской авиации. Нишизава родился в 27 января 1920 г. в префектуре Нагано в семье успешного менеджера. В июне 1936 г. он поступил на службу в военноморской флот, его решение стало следствием рекламной кампании, призывающей молодых людей связать свою жизнь с императорскими ВМС. Мечта у Хороюша была одна  стать летчиком. Он ее осуществил, закончив курс летной подготовки в марте 1939 г.

Перед началом войны на Тихом океане Нишизава служил в авиагруппе Читозе, которая базировалась на Маршалловых островах и имела на вооружении истребители тип 96 "Клод". В феврале 1942 г. его перевели в 4ю авиагруппу. Свой первый самолет Нишизава сбил 3 февраля 1942 г. на Рабаулом, летая на устаревшем "Клоде".

С прибытием в Рабаул авиагруппы Тайнань летчика включили в состав 2й эскадрильи. Нишизава попал в приятную кампанию Сабуро Сакаи. Сакаи, Нишизава и Ота составили знаменитое "Блестящее трио". Молодой пилот быстро стал искусным воздушным бойцом. Первую победу в составе авиагруппы Тайнань он одержал первую победу 1 мая 1942 г., сбив над Порт Морсби американскую "Аэрокобру". На следующий день жертвами пушек его истребителя стали два Р40. Оппонентами летчиков авиагруппы Тайнань в мае 1942 г. выступали пилоты 35й и 36й эскадрилий ВВС США.

7 августа 1942 г. стало самым удачным днем в карьере Хироюши Нишизавы. В ходе самого первого своего столкновения с пилотами американских палубных истребителей японец сбил шесть F4F из эскадрильи VF5. "Зеро" Нишизавы тоже получил повреждения, но летчик сумел вернуться на свой аэродром.

8  ноябре на базе остатков авиагруппы Тайнань была создана 251я авиагруппа.

14 мая 1943 г. 33 истребителя "Зеро" сопровождали 18 бомбардировщиков "Бетти", летевших бомбить американские корабли в заливе Оро. На перехват поднялись все самолеты 49й истребительной авиагруппы ВВС США  три эскадрильи Р40. В завязавшейся схватке Нишизава сбил один "Вархаук" достоверно и два предположительно, затем он одержал свою первую победу над двухмоторным "Лайтнингом". Всего японские летчики записали на свой счет 15 сбитых в воздушном бою самолетов; на самом деле американцы потеряли только одну машину  истребитель Р38 "Лайтнинг" из 19й истребительной эскадрильи ВВС США.

Рано или поздно Нишизава должен был повстречать в воздухе лучший истребитель времен войны на Тихом океане  F4U "Корсар". Такая встреча произошла 7 июня 1943 г. над Расселсом, когда 81 "Зеро" сцепились с сотней американских и новозеландских истребителей. Четыре "Корсара" из эскадрильи VMF112 были в том бою сбиты, трем летчикам удалось спастись. Нишизава записал на свой счет один "Корсар" корпуса морской пехоты США и один Р40 ВВС Новой Зеландии.

Остаток лета 1943 г. Нишизава практически ежедневно летал на боевые задания в районе Рендова и ВеллаЛавелла. Американские летчики из эскадрилий VMF121, VMF122, VMF123, VMF124 и VMF221 упорно и безуспешно охотились за "дьяволом Тихого океана". За успехи в боевой работе командующий 11м воздушным флотом адмирал Иничи Кусака в торжественной обстановке вручил Хироюши Нишизаве самурайский меч.

В сентябре 251ю авиагруппу стали готовить к выполнению ночных перехватов, а Нишизаву перевели в 253ю авиагруппу, которая базировалась на рабаульском аэродроме Тобира. В новом подразделении ас провоевал всего месяц, после чего его в октябре отозвали на инструкторскую работу в Японию. В ноябре Нишизава получил звание уоррентофицера.

Ветеран тихоокеанских сражений воспринял новое назначение так, если бы его назначили сиделкой в детские ясли. Нишизава рвался на фронт. Его многочисленные просьбы удовлетворили: летчик убыл на Филиппины в распоряжение штаба 201й авиагруппы. Японцы готовились к отражению вторжения американских войск на Филиппины.

Датой первой успешной атаки камикадзе считается 25 октября 1944 г., когда лейтенант Юкио Сики и четыре других пилота нанесли удар по американским авианосцам в заливе Лейте. Определенную роль в успехе первой самоубийственной акции сыграл Нишизава: он во главе четверки истребителей сопровождал самолеты пилотовкамикадзе. Нишизава сбил два патрульных "Хэллкета". позволив Сики выйти в последнюю в жизни атаку. Нишизава сам просил командование позволить ему стать камикадзе. Опытнейший летчикистребитель  слишком ценный кадр, чтобы использовать его в самоубийственном ударе. Нишизаве в просьбе было отказано.

26 октября Нишизава вылетел на самолете 1021й военноморской транспортной авиагруппы из Куби Айленд в Мабалакэт (район КларкФилда), чтобы получить новый "Зеро". На маршруте самолет пропал без вести, радист успел передать сигнал SOS. Об обстоятельствах гибели машины долгое время ничего не было известно.

Обстоятельства гибели Нишизавы прояснились только в 1982 г. Транспортный самолет был перехвачен над северной конечностью острова Миндоро парой "Хэлкетов" из эскадрильи VF14, которые его и сбили.

Летчик истребителя F6F Гарольд Ньюуэлл вспоминал:

"Я дал несколько коротких очередей по правому мотору японского самолета, после чего вся внутренняя секция правой плоскости крыла заполыхала. Самолет перевернулся через левое крыло и перешел в неуправляемое пикирование. Я продолжал стрелять до тех пор, пока не загорелся фюзеляж японца."

Лейтенант Ньуэлл идентифицировал сбитую им машину как бомбардировщик "Хелен" (на самом деле это был транспортный самолет Тип 0 или L2D).

Хироюши Нишизаве посмертно было присвоено звание лейтенанта. В соответствии с официальными данными ВМС Японии Нишизава за время службы в 201й авиагруппе лично сбил 36 самолетов и два повредил. Незадолго до гибели летчик подал рапорт своему командиру коммодору Харутоши Окамото, в котором указывалось количество побед, одержанных Нишизавой в воздушных боях  86. В послевоенных исследованиях количество сбитых асом самолетов выросло до 103 и даже 147.


А6М3 старшего петтиофицера Хироёси Нишизва, весна 1943 года



Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100