Уголок неба ¦ Лехтоваара Урхо Сакари

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Лехтоваара Урхо Сакари
       
Годы жизни: 1917-1949

Из-за своего маленького роста и большого числа побед он получил прозвище "Маленький Гигант" ("Pikku-Jatti"). Лехтоваара был немногословным и очень выдержанным человеком. Он не любил излишнего внимания к себе и, вероятно, потому на всех фотографиях выглядел довольно угрюмым.

Урхо Сакари Лехтоваара родился 27 октября 1917 г. в поселке Пюхяярви (Pyhajarvi), в 92 км северо-восточнее г. Рованиеми. В 1934 г. его семья переехала в г. Сало, в юго-западной части Финляндии. Там 17-летний Лехтоваара вступил в местный авиаклуб и с огромным энтузиазмом принимал участие в постройке планера, на котором затем впервые поднялся в воздух.

В 1937 г. Лехтоваара был призван на военную службу. После ее окончания он решил остаться в армии и стать военным летчиком. В 1939 г. Лехтоваара поступил в авиашколу и после завершения летной подготовки в звании младшего сержанта прибыл в ""v26, которая была оснащена старыми бипланами "Бульдог".

10 февраля 1940 г. Лехтоваара был переведен в ""v28, которая базировалась на аэродроме Сякюля, в 57 км юго-восточнее Пори. Он был включен во 2/""v28 лейтенанта Туркки и начал летать на истребителях MS.406. 30 марта в районе г. Сало был замечен одиночный советский бомбардировщик, на перехват которого с аэродрома Якюля был поднят "Моран" MS-326 младшего сержанта Лехтоваары. Менее чем через десять минут он был над Сало, но бомбардировщика, конечно, там уже не было. Перед возвращением Лехтоваара решил сделать несколько кругов в этом районе и спустя минуту заметил одиночный СБ. Держась точно позади киля бомбардировщика, в "мертвой зоне" бортстрелка, Лехтоваара с дистанции тридцать метров поджег оба двигателя, и самолет рухнул на землю. Это была первая победа Лехтоваары, которая стала его единственной победой в ходе Зимней войны.

23 марта 1940 г. Лехтоваара получил звание сержанта. После начала новой войны между Советским Союзом и Финляндией число его побед начало расти. 3 июля 1941 г. в районе поселка Иломантси (Ilomantsi), в 58 км восточнее г. Йоэнсу, сержант Лехтоваара на "Моране" MS-327 перехватил "тройку" ДБ-3. В ходе нескольких атак он сбил два и повредил третий бомбардировщик. 9 июня на его счету были два СБ и один МиГ-3, сбитые в ходе одного вылета. 23 июля Лехтоваара сбил еще два ДБ-3, и в тот же день ему было присвоено звание старшего сержанта.

Ранним утром 9 сентября 1941 г. четыре "Морана" из ""v28 во главе с Лехтоваарой прикрывали позиции финских частей в районе р. Свири. Вскоре над линией фронта появилась группа из восемнадцати И-16, но, несмотря на численное превосходство противника, Лехтоваара отдал приказ об атаке. Советские истребители летели в настолько плотном строю, что их пилоты были больше озабочены тем, как не столкнуться друг с другом, чем наблюдением за окружающим пространством.

В результате финны смогли максимально использовать фактор неожиданности, давший им большое тактическое преимущество. В ходе боя они сбили семь И-16, три из которых были на счету Лехтоваары, летавшего в тот день на "Моране" MS-304. После этого вылета общее число его побед достигло одиннадцати и спустя два дня ему было присвоено звание старшины.

С конца 1941 г. ""v28 базировалась в Карелии, где для Лехтоваары было не очень много возможностей увеличить число своих побед. В течение года он одержал лишь одну победу, сбив ДБ-3. Однако в этот период Лехтоваара стал большим специалистом по штурмовке железнодорожных составов на Мурманской железной Дороге.

12 января 1943 г. старшина Лехтоваара вместе с еще одним пилотом "e"v28 встретился около г. Сегежа с несколькими "Харрикейнами". Его напарник смог оторваться от противника, но Лехтоваара на своем "Моране" MS-327 должен был вступить в бой. После того как ему удалось сбить ведущий "Харрикейн", остальные истребители покинули место боя.


Morane Saulnier 406, MS-327 перед вылетом

5 марта старшина Лехтоваара, не имея кислородной маски, попытался атаковать самолет-разведчик Пе-2, летевший на высоте 7000 м. Прежде чем двигатель его "Морана" заглох из-за разреженного воздуха, Лехтоваара все же успел подбить разведчик. Ему удалось снова запустить двигатель до того, как его самого атаковали два И-16, прикрывавшие Пе-2. В ходе последующего боя Лехтовааре удалось сбить один из истребителей.

В этот день общее число его побед достигло пятнадцати и старшина Лехтоваара стал самым результативным среди финских пилотов, летавших на истребителях MS.406.

28 марта 1943 г. он был переведен в 3/"e"v34 капитана Олли Пухакки и начал летать на "Мессершмитте". 19 апреля старшина Лехтоваара одержал свою первую победу в составе "e"v34, сбив на Bf-109G-2 MT-216 бомбардировщик Пе-2.

В течение следующего года число его побед продолжало устойчиво расти. 4 ноября в 12.40 старшина Лехтоваара взлетел с аэродрома Кюми, в 7 км севернее Котки, чтобы провести короткий испытательный полет на отремонтированном Bf-109G-2 MT-209. В 12.47 на командный пункт "e"v34 пришло сообщение, что над Финским заливом обнаружены пятнадцать Пе-2, которые под прикрытием девятнадцати Ла-5 с юга приближались к Котке.

В этот момент в воздухе находился только один "Мессершмитт" старшины Лехтоваары, но и он уже с выпущенными шасси заходил на посадку. Услышав по радио приказ командира эскадрильи майора Луукканена о перехвате противника, Лехтоваара убрал шасси и, пролетев вдоль взлетно-посадочной полосы, начал набирать высоту. Вслед за ним взлетели еще два "Мессершмитта", которые пилотировали майор Луукканен и старшина Антти Тани. К этому времени Пе-2 уже достигли Котки и начали пикировать на порт. Зенитная артиллерия открыла огонь, и ведущий бомбардировщик, не выходя из пике, врезался в воду.

После того как "Мессершмитт" Лехтоваары благополучно приземлился в Кюми, механик Скогстер (Skogster), осмотрев самолет, не нашел ни одного попадания, лишь стойка радиоантенны куда-то исчезла. В том бою еще один Ла-5 был на счету майора Луукканена, а старшина Тани вернулся ни с чем.

В ночь на 5 марта 1944 г. в порт Котки прибыл большой конвой, и уже утром корабли, стоявшие под разгрузкой, были обнаружены советским самолетом-разведчиком. В результате на следующий день порт атаковали 27 Пе-2 из 12-го Гв. ПБАП ВВС БФ, которых прикрывали двенадцать Ла-5. В 13.45 первым с аэродрома Кюми взлетел "Мессершмитт" майора Луукканена, а вслед за ним - истребители старшины Тани и старшего сержанта Лехтонена. Спустя пару минут в воздух поднялся сержант Эрик Люлю, а также старшина Лехтоваара на Bf-109G-2 MT-239.

Луукканен и Лехтонен, перехватив головную группу из девяти Пе-2, успели сбить два бомбардировщика, прежде чем появились истребители прикрытия. После того как Пе-2, сбросив бомбы, повернули назад, их атаковали остальные три "Мессершмитта". Сначала один бомбардировщик сбил старшина Тани, а затем в районе о. Сомери еще два Пе-2 стали жертвами старшины Лехтоваары.

Всего в ходе боя пилоты H"e"v34 сбили пять Пе-2 и два Ла-5, при этом лишь Bf-109G-2 MT-201 майора Луукканена получил несколько попаданий в фюзеляж, остальные же финские истребители вообще не имели никаких повреждений.

Приблизительно через полтора часа советская авиация снова совершила налет на Котку. На этот раз в нем участвовали двенадцать Пе-2, которые сопровождали семнадцать Ла-5. Советские самолеты были обнаружены финскими наблюдательными постами, располагавшимися на льду Финского залива, и с аэродрома Кюми поднялось звено Bf-109G-2 во главе с лейтенантом Мюллюля. Истребители, прикрывавшие бомбардировщики, позволили финнам сбить только один Пе-2. "Мессершмитты" были рассеяны и далее вели бой над Финским заливом уже по отдельности.

Старшина Лехтоваара, летевший в этот раз на Bf-109G-2 МТ-235,  в результате тяжелого десятиминутного боя "один на один" смог сбить Ла-5. Вскоре он встретился с "четверкой" Ла-5, чьи пилоты по своим летным навыкам не уступали предыдущему. Всякий раз когда Лехтоваара уходил от огня одного истребителя, его тут асе атаковал другой. Отчаянно маневрируя, он постепенно набирал высоту. Через некоторое время три Ла-5, вероятно, из-за малого остатка топлива повернули к своему берегу, но четвертый упорно держался на хвосте у "Мессершмитта".

Лехтоваара понял, что ему надо предпринять какой-то необычный маневр, чтобы, наконец, оторваться от него. Сделав на высоте 3000 м полупереворот, он перевел "Мессершмитт" в крутое пикирование, то же самое сделал и Ла-5. Несколькими движениями элеронов Лентоваара скорректировал направление пикирования таким образом, чтобы солнечные лучи, отражавшиеся от поверхности льда, попадали прямо на него. Это должно было помешать пилоту, преследовавшего его Ла-5, заметить момент, когда он начнет выравнивать свой самолет.

Когда до поверхности Финского залива оставалось уже совсем немного, Лехтоваара решил, что пора действовать. Ему пришлось двумя руками тянуть за ручку управления, чтобы вывести "Мессершмитт" из пике, при этом от большой перегрузки у него на несколько секунд потемнело в глазах. Когда зрение вернулось к Лехтовааре, он оглянулся назад - противника не было видно, и лишь столб дыма поднимался надо льдом. Развернувшись, он увидел, что советский летчик не успел выровнять свой самолет. Ла-5 трижды задел за поверхность льда, прежде чем окончательно развалился на части.

Лентоваара вернулся в Кюми полностью измотанный. Затем в 1946 г., рассказывая об этом бое Йорме Кархунену, он сказал, что когда после посадки выбрался из кабины, то чувствовал себя, как будто вступил на планету, на которой не имел никакого права находиться. Надо отметить, что последний Ла-5 не был засчитан старшине Лехтовааре в качестве победы, поскольку сначала из-за начавшегося снегопада его обломки не удалось найти, а затем уже было просто не до этого.

26 апреля 1944 г. Лехтовааре было присвоено звание прапорщика. 17 мая он на Bf-109G-6 MT-404 сбил два советских истребителя, 19 июня в ходе боя в районе Виипури на МТ-406 - два Пе-2 и два Р-39, а вечером 2 июля в районе между Лаппенрантой и Виина МТ-448 - три Пе-2 из 276-й БАД, которые участвовали в налете на аэродром Лаппенранта.

Общее число его побед достигло сорока, и 9 июля прапорщик Лехтоваара был награжден Крестом Маннергейма 2-го класса (". 142). В представлении на него говорилось: "Летчик-истребитель прапорщик Лехтоваара показал образцовое мужество, соединенное с большой решительностью и выдержкой".

Свою последнюю победу Лехтоваара одержал на Bf-109G-6 МТ-405, сбив 25 июля 1944 г. истребитель Р-39. Всего в ходе боевых действий он совершил свыше 400 боевых вылетов и одержал 44,5  победы.

22 ноября 1946 г. прапорщик Лехтоваара уволился в отставку и начал работать администратором кинотеатра в поселке Суомусъярви (Suomusjarvi), в 29 км восточнее г. Сало.

5 января 1949 г. Урхо Лехтоваара, которому лишь недавно исполнился тридцать один год, скоропостижно скончался.




Моран 406, пилот - Лехтовара, LeLv28, ноябрь 1941 г.




(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100