главная люди и авиация асы второй мировой финляндия
    Кархунен Йорма
       
Годы жизни: 1913-2002

Йорма Кархунен родился 17 марта 1913 г. в г. Хогфорс (Hogfors), в округе Пюхяярви на юге Финляндии. В семье, помимо него, были еще пять детей: две девочки и три мальчика. В январе 1918 г. в стране началась гражданская война и его отец, занимавший должность начальника местной узкоколейной дороги, чтобы избежать красного террора, был вынужден бежать из дома. Вступив в Белую армию генерала Маннергейма, он участвовал в боях. Именно под влиянием отца Йорма и его трое братьев решили стать профессиональными военными.

После того как в 1920 г. отец демобилизовался из армии, семья переехала в Сортавалу. Уже в возрасте 14 лет Кархунен вступил в местную гражданскую гвардию, где получил полное военное снаряжение и винтовку. Он стал отличным стрелком и высококлассным лыжником. Увидев в 1926 г. в Сортавале показательные полеты военных самолетов, Кархунен больше не сомневался, какой род войск выбрать.

В 1933 г. после окончания гимназии он поступил на военную службу и был направлен в авиашколу ISK, располагавшуюся на аэродроме Каухава, в 14 км севернее г. Лапуа. В мае 1936 г. Кархунен закончил офицерское училище и в звании младшего лейтенанта прибыл в "Asl, которая 1 января 1938 г. была преобразована в "eR2.

Продолжая заниматься лыжным спортом, Кархунен в 1937 г. стал чемпионом финских вооруженных сил, выиграв лыжную гонку на 27 км в полном военном снаряжении и с винтовкой. В 1938 г. в составе финской команды он участвовал в международном чемпионате военных команд, проходившем в польском городке Закопане, в Западных Карпатах.

В мае 1939 г. Кархунен, возвращаясь после тренировочного вылета на истребителе "Фоккер" D.XXI, вместо основной грунтовой полосы аэродрома Утти приземлился на параллельной ей песчаной и потому редко используемой полосе. Шасси увязли в мягком песке, и самолет скапотировал. От сильного удара привязные ремни лопнули и Кархунен вылетел из кабины, получив при ударе о землю травму позвоночника. Через несколько недель он снова смог летать, но с тех пор страдал хроническими болями в позвоночнике.

К началу Зимней войны лейтенант Кархунен уже был заместителем командира l/""v24 и летал на "Фоккере" FR-112. Днем 19 декабря 1939 г. он вместе с младшим лейтенантом Савоненом сбил над Карельским перешейком бомбардировщик СБ из 44-го СБАП. Первую же свою личную победу лейтенант Кархунен одержал 23 декабря, сбив еще один СБ из 44-го СБАП.

Утром 25 декабря "Фоккеры" из 3/""v24 лейтенанта Эйно Лу-укканена были переброшены на аэродром около поселка Вяртсиля. Звено было усилено несколькими пилотами из других звеньев, среди которых был и лейтенант Кархунен, и получило наименование - группа "Луукканен". Пилоты получили приказ прикрыть с воздуха войска, занимавшие оборону севернее Ладожского озера, и потому сразу же после прибытия на аэродром Вяртсиля начали действовать. Уже около 13.30 "Фоккеры" из группы "Луукканен" сбили четыре СБ из 18-го БАП, при этом два их них, упавших в районе оз. Корпиярви, в 20 км северо-восточнее Вяртсиля, были на счету лейтенанта Кархунена.

Днем 29 января 1940 г. Кархунен во главе звена "Фоккеров" вылетел на перехват самолетов Р-5, которые корректировали огонь советской артиллерии, обстреливавшей финские позиции на Карельском перешейке.

30 января 1940 г. в авиакатастрофе погиб командир 2/""v24 лейтенант Йакко Вуорела, и в тот же день новым командиром звена был назначен лейтенант Кархунен. 1 февраля "Фоккеры" 2/""v24, входившие в состав группы "Ахола", были переброшены для воздушного прикрытия порта Турку, при этом в качестве аэродрома они использовали замерзшее оз. Литтойнен, расположенное в 6 км восточнее города.

Тем временем в Швеции на авиазаводе фирмы "СААБ" в г. Троллъхёттан началась сборка истребителей "Брюстер-239", купленных правительством Финляндии в США. Было необходимо проводить приемочные испытания самолетов, а затем перегонять их в Финляндию, и потому 11 февраля лейтенант Кархунен вместе со старшиной Виртой первыми из финских пилотов отправились в Швецию . В течение февраля - апреля Кархунен вместе с другими пилотами регулярно перегонял собранные в Тролльхёттане "Брюстеры" в Финляндию, и к началу мая 1940 г. ""v24 была полностью оснащена новыми истребителями.

Свою пятую победу лейтенант Кархунен одержал 4 июля 1941 г., сбив над Карельским перешейком бомбардировщик СБ. Однако и его "Брюстер" получил несколько попаданий в двигатель, и Кархунен с большим трудом смог дотянуть до своего аэродрома.

В июле, благодаря лейтенанту Кархунену, в ""v24 появился живой талисман, который стал самым знаменитым талисманом в финских вооруженных силах. В один из дней Кархунен вместе со своим другом лейтенантом Пеккой Коккой приехал в госпиталь г. Варкаус, чтобы навестить находившегося там после ранения старшину Ниссинена. На улице перед госпиталем летчики встретили молодую женщину, проходившую мимо с красивым ирландским сеттером на поводке. Кархунен, выразив свое восхищение собакой, заговорил с хозяйкой. В разговоре женщина пожаловалась, что ей очень трудно содержать собаку, когда все продукты строго нормированы, и Кархунен предложил на время войны взять собаку к себе. Сеттер, которого звали Пегги Браун (Peggy Brown), казалось, понимал, о чем идет речь. "Приняв" предложение Кархунена, он просто запрыгнул в его "БМВ".

Командир ""v24 майор Магнуссон не протестовал против появления в эскадрилье живого талисмана, считая, что собака скрасит свободное время пилотов. После того как Пегги Браун привыкла к своему новому окружению и самолетам, она провожала всех пилотов, поднимавшихся в воздух. Затем она бежала на командный пункт эскадрильи и, сидя там, слушала транслировавшиеся через громкоговоритель радиопереговоры. По тону голосов пилотов собака понимала, когда те вступали в бой с противником, и начинала скулить. Когда же истребители возвращались на аэродром, то она встречала их в конце посадочной полосы.

9 июля и 12 августа Кархунен записал на свой счет по одному И-153, а 4 августа ему было присвоено звание капитана.

17 сентября 1941 г. "Брюстеры" 3/""v24 перебазировалась на аэродром Нурмойла, в нескольких километрах юго-западнее г. Ло-дейное Поле. 23 сентября пилоты звена в ходе одного вылета сбили восемь И-16. Сначала восемь "Брюстеров" во главе с капитаном Кархуненом перехватили три истребителя из 153-го И АП, которые штурмовали позиции финских частей на подступах к Петрозаводску. У советских пилотов не было никаких шансов уйти, и в течение нескольких минут все И-16 были сбиты.

После этого "Брюстеры" при полном радиомолчании в течение получаса на небольшой высоте кружили над своей территорией недалеко от линии фронта. Подобная выжидательная тактика дала свои результаты, поскольку, получив радиосообщение о советских самолетах, снова появившихся над финскими позициями, они смогли внезапно атаковать их. В результате из шести И-16 из 155-го ИАП, обстреливавших финскую пехоту, уцелел только один В ходе этого вылета Кархунен лично сбил один истребитель и еще один в паре с другим пилотом своего звена.

26 сентября капитан Кархунен снова применил ту же самую тактику. Сбив сначала над линией фронта шесть И-153, финские истребители, отойдя немного в глубь своей территории, начали при полном радиомолчании описывать круги на высоте верхушек деревьев. Вскоре над финскими позициями появились три И-16, три И-15бис и два И-153 из 6-го ШАП. Внезапно атаковав их, пилоты ""v24 сразу же сбили три самолета, а остальные поспешно покинули место боя. На этот раз на счету Кархунена были два И-153, и общее число его побед достигло одиннадцати.

17 декабря четыре "Брюстера" во главе с капитаном Кархуненом во время патрульного полета западнее Беломорска столкнулись со смешанной группой из девяти советских самолетов, в которую входили И-153 из 65-го ШАП и "Харрикейны" из 152-го ИАП В ходе 20-минутного боя финские пилоты сбили пять самолетов, при этом на счету капитана Кархунена были один И-153 и единственный сбитый в том бою "Харрикейн".

Утром 26 февраля 1942 г. "Брюстеры" во главе с командиром капитаном Кархуненом, взлетевшие с аэродрома в Кондопоге, в ходе патрульного полета на высоте 2500 м встретились с группой из 15 - 17 советских истребителей Согласно финским данным, в нее

входили МиГ-1 и МиГ-3, но, вероятно, это все же были "Харрикейны" из 152-го ИАП. В бою капитан Кархунен одержал две победы и еще одну - сержант Пааво Меллин. В то же время звено потеряло один "Брюстер", но его пилот сержант Тауно Хейнонен успел выпрыгнуть на парашюте.

1 августа 1942 г. "Брюстеры" 3/"e"v24 вместе со штабом эскадрильи и 4/"e"v24 перебазировались на Карельский перешеек, на аэродром Рёмпётти, а неделю спустя туда же прибыли истребители 1/"e"v24. В течение августа пилоты "e"v24 сбили над Финским заливом пятьдесят советских самолетов, половина из которых были на счету 3/"e"v24. 18 августа число побед капитана Кархухена достигло двадцати пяти, и 8 сентября он был награжден Крестом Ман-нергейма 2-го класса (".92), став третьим по счету пилотом "e"v24, получившим эту высшую награду Финляндии.

В течение сентября 1942 г. - апреля 1943 г. в боях над восточной частью Финского залива капитан Кархунен одержал еще пять побед. 4 мая 1943 г., сбив в районе о. Сейвасто И-153, он записал на свой счет 31 -ю и, как затем оказалось, последнюю воздушную победу.

27 мая 1943 г. капитан Кархунен был назначен командиром "e"v24 вместо подполковника Густава Магнуссона, переведенного на должность командира "eR3. В конце августа того же года Кархунен получил звание майора.

После подписания перемирия между Финляндией и Советским Союзом майор Кархунен продолжал служить в авиации. 6 декабря 1951 г. ему было присвоено звание подполковника и он был назначен командиром "eRl, чей штаб находился в г. Пори.

В 1952 г. на вооружение "eR 1 поступили английские реактивные истребители Де Хэвилленд "Вампир" (De Havilland "Vampir"). Кархунен очень гордился тем, что процесс их освоения прошел без единой катастрофы, несмотря на то, что в его распоряжении не было двухместных самолетов, предназначенных для обучения пилотов. Двухместные "Вампиры" были куплены Финляндией только в 1955 г.

13 декабря 1955 г. Кархунен вышел в отставку, и в 1967 г. ему было присвоено звание полковника резерва. Оставив службу, он посвятил себя исследованию истории финской военной авиации. В течение сорока лет он написал свыше тридцати книг и свыше двухсот журнальных статей на эту тему.

Йорма Кархунен умер 21 января 2002 г. в возрасте 89 лет.







(с) Михаил Зефиров. "Асы второй мировой. Союзники Люфтваффе"


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100