главная люди и авиация асы второй мировой cловакия
   Франтишек Киприч
       
Годы жизни: 1916-1959

Родился 1 октября 1917 года в городе Сврциновец. После получения "крылышек" военного летчика летал в составе чехословацких ВВС, принимал участие в словацко-венгерском пограничном конфликте 1939 года (уже понятное дело в словацких ВВС). Летал на Авиа В-534.

Летом 1941 года отправился на Восточный фронт как член 13-й летки. После фронтовой командировки и отдыха дома командование распределило его в 12-ю летку. В 1942 году освоил "мессер" и в октябре 1942 года снова оказался на фронте.

О его деятельности на Востоке известно мало, кроме того что он имел 15 подтвержденных побед и награжден самыми высокими германскими и словацкими наградами.

По возвращению с фронта был инструктором в летной школе. Летом-осенью 1944 года принял активное участие в словацком восстании. 2 сентября 1944 года ротмистр Киприч взлетел на опробование только полученного из мастерских Авиа В-534.

Во время облета он увидел, что вся аэродромная обслуга стала быстро прятаться по укрытиям и понял - немцы бомбят аэродром днем. Однако он огляделся и не увидел вражеских самолетов (а радио для того чтобы связаться с аэродромом у него естественно не было). Тогда он решил садиться. Только он зарулил на стоянку как снова тревога. Он взлетел и на этот раз обнаружил противника - Ju-52, который вроде бы собирался атаковать аэродром. Кавалерийская атака на безоружный самолет и вот он уже догорает недалеко от аэродрома.

Оказалось, что это был венгерский Ju-52 гражданской авиакомпании МАЛЕРТ, совершавший рутинный вылет из Румынии в Венгрию и заблудившийся в облаках.


Сбитый Ju.52

На место вынужденной посадки вскоре пришли жители ближайшей деревни, которые вытащили из огня оставшихся в живых членов экипажа и пассажиров. Вскоре подошли словацкие повстанцы, которые всех вязли в плен.

Три члена экипажа попали в плен и были переправлены в Банска Быстрица. Через некоторое время их решили отправить в концентрационный лагерь. Во время конвоирования группа подверглась атаке одиночной Fw-189.

Все кинулись врассыпную. Пилоты смогли уйти от погони и добрались к венгерской границе. Вскоре он добрались до Будапешта. Это была первая победа словацких мятежников и последняя победа истребителя-биплана в Второй Мировой войне (и наверное вообще в мире).

В 1991 году Франтишек встретился с венгерским летчиком Нёндором Вермесом и пожали друг другу руки. 

6 сентября Франтишек вместе с Рудольом Божиком на Bf.109G-6 сбили немецкий Fw-189. 

12 сентября Киприч сам завалил Ju-88 (он снова летал на мессере).

После поражения восстания он эвакуировался в СССР. тут он вступил в чехословацкую армию, сражавшуюся на Восточном фронте. Он служил инструктором и к концу войны получил звание лейтенанта ВВС РККА.

Всего к концу войны на его счету было 17 сбитых венгерских и германских самолетов (по некоторым данным 8 подтвержденных и 10 неподтвержденных).

Список побед

Дата время сбитый Место
31.3.43 11:30 Ил-2 Кропоткин
10.2.43 10:10 И-153 юго-западнее Небердзаевская
26.3.43 11:27 Ил-2 восточнее Ереванская
29.3.43 16:54 ЛаГГ-3 западнее Петровская
19.4.43 16:53 ЛаГГ-3 Черное море, юго-западнее Анапа
27.4.43 16:20 Ла-5 Крымская
30.4.43 16:20 ЛаГГ-3 юго-восточнее Крымская
4.5.43 09:02 ЛаГГ-3 южнее Крымская
4.5.43 09:10 ЛаГГ-3 северо-западнее Геленджика
20.6.43 16:45 Як-1 юго-восточнее Абинская
20.6.43 16:54 Як-1 юго-восточнее Абинская
30.6.43 08:02 ЛаГГ-3 севернее Славянская
2.9.44 09:30 Ю-52 Радван
6.9.44 18:10 ФВ-189 Креминцка
12.9.44 08:30 Ю-88 севернее Брезно на Хроном


 



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100