Уголок неба ¦ Альбер Марсель

Реклама...

    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой франция
    Альбер Марсель
       
Годы жизни: р.1917

Марсель Альбер (Marcel Albert) родился 25 Ноября 1917 года в Париже, в семье рабочего. Он рано познал тяготы жизни, работая металлистом на заводе "Рено". Закончил платные курсы пилотов. Летному делу учился за свой счет, выкраивая необходимые суммы из небольшого заработка. В 19 лет ему, как и многим другим французским летчикам, дала путевку в небо единственная в то время во Франции женщина - инструктор Ивон Журжон.

Затем служил в ВВС. В 1940 году, летая в составе подразделения GC I / 3 на истребителе D-520 (по другим источникам - CR.714), уничтожил 2 самолета противника (Bf.109 и He.111). После капитуляции Франции, вместе с Марселем Лефевром и Альбером Дюраном на самолетах D-520 прелетел из вишистской Франции в Англию, где примкнул к движению "Свободная Франция". В Декабре 1942 года, в составе первой группы французских добровольцев, прибыл в Россию.



Dewoitine D.520 подразделения GC 1/3, Франция, лето 1940 г.

Свой боевой путь в составе "Нормандии" начал весной 1943 года. Все тяготы фронтовой жизни он делил наравне с другими летчиками. Каждый день на волоске от гибели - каждый вылет мог оказаться последним.

Марсель Альбер сразу же привлекал внимание красивой и аккуратно подстриженной головой, строгими чертами лица и проницательными умными глазами. Стеснительный, без причин краснеющий, он обладал незаурядной волей, завидным упорством и большой настойчивостью. Когда весной развезло полевой аэродром, он первый стал взлетать и садиться, используя покрытую щебенкой дорогу. И ни разу ни малейшим образом не повредил свой самолет.

13 Июня 1943 года, в воздушном бою, вражеский снаряд повредил систему топливопитания его самолета. Но с помощью ручного подкачивающего насоса - альвейера - можно было лететь. 200 км Альбер вручную питал мотор бензином, но долетел. Потом неделю не мог летать - чертовски болела рука и плечо.

16 Июля 1943 года Альбер и Прециози, баражируя в районе Думиничи, получили сигнал со станции наведения о появлении разведчика противника. Они устремились к нему. "Рама" тоже заметила их и с резким снижением на максимальной скорости попыталась уйти. Атака, еще одна. Кабина стрелка разбита, левый мотор начал дымить. Еще очередь и Fw.189 перевернувшись в воздухе вошел в свое последнее пике. А через несколько часов спустя друзья снова поднялись в воздух и вновь вступили в бой с противником...

Трудным летом 1943 года "Нормандия" прошла суровую школу боев. Вспоминая о том времени, Марсель Альбер впоследствии заметил: "Если бы мы воевали тогда организованно, как впоследствии, мы бы успешнее боролись с Люфтваффе. Но мы делали лишь один боевой вылет в день, а надо было - пять..." В Феврале 1944 года, за победы в летней компании 1943 года, Марсель Альбер был награжден Орденом Красного Знамени.

Истребитель Як-3 Марселя Альбера, Сентябрь 1944 г.

В Октябре 1944 года восьмерка "яков" под командой Альбера Марселя провела удачный бой с 30 пикировщиками Ju.87 прикрываемыми 12 истребителями Fw.190 из эскадры "Мельдерс". В этом бою Альбер одержал сразу две победы, а его товарищи - еще 5. В итоге противник, лишившись семи машин, был вынужден оставить поле боя. Восьмерка Альбера вернулась на свой аэродром без потерь.

Отличный бой провели французские летчики под его командованием и 18 Октября 1944 года. В тот день эскадрилья встретила около 20 бомбардировщиков противника, шедших под прикрытием 6 истребителей. Французы, стремительно атаковав врага, сбили 6 бомбардировщиков и 3 истребителя. Сам Марсель уничтожил в этом бою еще 2 машины противника.

26 Октября 1944 года во главе 8 "Яков" Альбер вылетел для прикрытия наступающих советских войск. В районе барражирования увидел ниже вражеские самолеты, бомбившие наши позиции. Заметив "Яки", немцы повернули на запад. Восьмерка Альбера, пользуясь высотой, легко догнала противника и обрушила на них мощь своего оружия. Стремительный удар разметал строй противника, они пытались уйти на бреющем полете. По команде Альбера, французы бросились преследовать отступающего противника. А он вместе с Амарже, догнав самолет врага, двумя длинными очередями уничтожил его. Это была 23 победа отважного Аса и 200 самолет на счету летчиков "Нормандии - Неман".

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, 27 Ноября 1944 года командиру 1-й эскадрильи ("Руан") полка "Нормандия - Неман" Старшему лейтенанту Марселю Альберу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 193 боевых вылета и имел на счету 23 сбитых самолета противника - 21 в России (по некоторым источникам - 6 лично и 15 в группе) и 2 во Франции.

В середине Декабря 1944 года Альбер был награжден Крестом освобождения и отправлен во Францию, в отпуск. В "Нормандию" он больше не вернулся - вскоре его назначили на новую должность в сводной авиадивизии "Франция", создаваемой в Туле.

После войны - долгое время оставался на службе. Был французским военно - воздушным атташе в Праге. По окончании службы переехал в США, где и проживал до конца своих дней.

Список побед Марселя Альбера

Дата победы Тип сбитого самолета Место победы Самолет
14 Мая 1940 г. Bf.109E Франция (над Седаном) D-520
21 Мая 1940 г. He.111 Франция (над Соуссоном) D-520
16 Июня 1943 г. Fw.189 Россия Як-1
14 Июля 1943 г. Bf.110 (лично) Россия Як-1
14 Июля 1943 г. Fw.190 Россия Як-1
17 Июля 1943 г. Fw.190 (лично) Россия Як-1
19 Июля 1943 г. Ju.88 Россия Як-1
31 Августа 1943 г. Ju.87 (лично) Россия Як-9
1 Сентября 1943 г. Fw.190 Россия Як-9
17 Сентября 1943 г. Fw.190 (лично) Россия Як-9
22 Сентября 1943 г. Fw.190 (лично) Россия Як-9
4 Октября 1943 г. Hs.126 Россия Як-9
12 Октября 1943 г. Fw.190 Россия Як-9
15 Октября 1943 г. Fw.190 Россия Як-9
15 Октября 1943 г. Fw.190 Россия Як-9
25 Октября 1943 г. Ju.88 Россия Як-9
16 Октября 1944 г. Ju.87 Россия Як-3
16 Октября 1944 г. Ju.87 Россия Як-3
16 Октября 1944 г. Fw.190 (лично) Россия Як-3
18 Октября 1944 г. Hs.129 Россия Як-3
18 Октября 1944 г. Hs.129 Россия Як-3
23 Октября 1944 г. Bf.109 Россия Як-3
26 Октября 1944 г. Bf.109 Россия Як-3



Як-9, аэродром Дубровка, весна 1944 г.



 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100