главная люди и авиация асы первой мировой зарубежные страны
   Франческо Баракка
       
Страна: Италия
Годы жизни: 1888-1918

Мало кому известно, что вздыбленный конь, увенчивающий капоты знаменитых ╚Феррари", впервые появился на борту самолета Франческо Баракка -лучшего итальянского аса первой мировой войны, о боевой карьере которого мы и расскажем.

***

Он родился 9 мая 1888 г. в Луго ди Романье близ Равены. Будучи младшим сыном в семье крупных землевладельцев Энрико и Паолы Баракка, юноша должен был унаследовать родительское поместье, но выбрал военную карьеру и в ноябре 1907 г. поступил в офицерскую кавалерийскую школу (Scuola Militare), находившуюся в Модене.

19 сентября 1909 двадцатилетний лейтенант (Sottotenente) получил назначение в 11-й Королевский Пьемонтский кавалерийский полк. Первое знакомство Баракки с авиацией произошло в 1912 г., когда он в числе других военных наблюдателей впервые увидел аэропланы на маневрах французской армии. Впечатление ╚от полетов механических птиц╩ оказалось столь сильным, что уже 25 апреля он стал одним из четырех младших офицеров, зачисленных в летную школу города Реймса.

Вскоре Франческо совершил свой первый полет на двухместном ╚Анрио╩ с 36-сильным двигателем, а 9 июля ему был вручен диплом гражданского летчика ╧1037. После этого итальянское командование перевело молодого авиатора в авиационный батальон (Battaglione Aviatori). Его карьера складывалась вполне удачно: уже 3 октября ему присвоили звание старшего лейтенанта (Tenente), a 8 декабря он получил диплом военного летчика. Полтора года интенсивных полетов не прошли даром: командование поручило подающему надежды авиатору выбор самолетов, которые предполагалось принять на вооружение зарождающейся авиации Италии.

Хотя Италия была связана соглашениями с тройственным союзом, но у правительства хватило духа проявить сдержанность летом 1914 г. Это было весьма мудрое решение, так как вскоре германская ставка на ╚блицкриг╩ потерпела крах, что и подтолкнуло итальянское руководство ко вступлению в войну (23 мая 1915 г.), но уже на стороне Антанты.

Старший лейтенант Баракка встретил эту новость в Париже в той же должности, которая уже не устраивала его. Очень скоро он добился отправки на фронт и 26 июля начал воевать в составе 8-й эскадрильи, отправившись в тот день в разведывательный полет на двухместном биплане ╚Ньюпор╩Х. Вскоре после этого его командировали в составе небольшой группы пилотов для организации ПВО в Удине. Часть получила громкое название эскадрилья бипланов ╚Ньюпор╩ (Squadriglia Biplani Nieuport), хотя фактически она представляла из себя только одно звено (Sezione). Эта группа получила на вооружение 6 первых одноместных ╚18-метровых╩ ╚Ньюпоров╩ Итальянской армии, причем самый первый из них (серийный номер N1383) достался Баракке.

7 сентября Франческо провел свой первый воздушный бой, но заевший пулемет позволил австрийцу уйти. 13 сентября пришло сообщение об австрийском самолете, замеченном над Кодроипо, и Баракка взлетел на перехват. Он быстро настиг противника и, сблизившись с ним на 50 м, открыл огонь. Но после первых же выстрелов пулемет снова заклинило. Покинув место схватки, Баракка попытался исправить оружие, но его усилия оказались тщетными, и пришлось возвращаться домой. Впрочем, проблемы с оружием были не только у него: в том же бою отказал пулемет и у командира 1-го отряда 8-й эскадрильи, которому также не позволил ему открыть счет победам. 1 апреля 1916 г. он получил новый ╚Ньюпор╩Х1, а через неделю, 7 апреля, его пути пересеклись с австрийским разведчиком ╚Бранденбург"С1. Подобравшись к противнику сзади-снизу, Франческа открыл огонь. На этот раз пулемет не подвел - длинная очередь разбила двигатель неприятельского аэроплана, и тот пошел на вынужденную. Баракка сел рядом со своей жертвой и взял в плен экипаж, австрийский летнаб был тяжело ранен и вскоре умер в госпитале, а летчик отделался легким испугом.

Это была первая подтвержденная победа итальянской авиации , за которую Баракка был награжден ╚Серебряной Медалью за Воинскую Доблесть╩.

В конце апреля 1916 г. итальянская авиация подверглась реорганизации. Боевые части были перенумерованы, в частности 8-я эскадрилья стала 70-й, будучи первой чисто истребительной частью итальянских ВВС.

16 мая около 04:00 утра летчики были разбужены грохотом разрывов - 14 австрийских самолетов бомбили Удину. Баракка, предполагая, что противник будет возвращаться на свой ближайший аэродром, решил перехватить вражескую группу. Расчет оказался верным: внезапно из утренней мглы вынырнул двухместный ╚австрияк╩. Его стрелок тут же открыл огонь. Но было поздно: пулеметная очередь, выпущенная в упор итальянским летчиком, разбила мотор ╚Бранденбурга╩, и тот, прочертив дымным шлейфом синеву небосвода, врезался в землю. В то утро 70-я эскадрилья объявила о четырех победах, но жертва Баракки упала за линией фронта и была засчитана только год спустя, когда в австрийской прессе прошла информация о потерях в этом налете.

26 июня Франческо был произведен в капитаны (Capitano) и назначен командиром звена. 23 августа вместе с капитаном Фалко Руффо ди Калабрия (20 побед) и старшим лейтенантом Лучано Оливари заставил приземлиться австрийский разведчик - это была его третья победа, но она, как и вторая, была засчитана только в следующем году. Однако эта победа не проходит по австро-венгерскому списку потерь - пришлось вернуться с неистраченным боекомплектом.

Через месяц итальянские летчики узнали из попавшей к ним венской газеты ╚Рейх пост╩ австрийскую версию этого боя: ╚Обер-лейтенант Хассен Рица Эффенди Пилер из состава Flik 4 и его наблюдатель обер-лейтенант Роман Флорер были атакованы тремя итальянскими самолетами, одного из которых наблюдатель сбил из своего ╚Маузера╩. ╚Вранье!╩ - возмущался Баракка, -╚Я сброшу сообщение на аэродром Флорера, что буду рад познакомиться с ним на высоте 2000 м. Я все еще живой, и для его же блага лучше нам больше не встречаться╩.

Гораздо меньше повезло экипажу ╚Лохнера╩, который встретила 16 сентября все та же тройка. Первым попытался атаковать Баракка, он подошел на 50 м, но пулемет, в который уж раз, отказал, что, однако, не спасло разведчика - очередь Руффо сразила пилота, а наблюдатель посчитал за лучшее посадить горящий самолет и сдаться в плен. 25 ноября Франческо стал асом, одержав пятую победу. На этот раз его добычей оказался ╚Бранденбург╚. Командование высоко оценило успехи молодого офицера, наградив его ╚Серебряной╩ и ╚Бронзовой Медалью за Воинскую Доблесть╩.

После этого на его самолете появилось изображение вздыбленного вороного коня -в память о полке, где он начал свою военную карьеру. Очень быстро она стала известна по обе стороны фронта.

Начало нового 1917 г. Баракка отметил очередной победой, в заявке на которую было указано, что вражеский самолет ╚последний раз замечен планирующим к неприятельским линиям╩. Правда, и об этой
победе нет упоминаний в австрийских документах.

Первый день Нового года также запомнился другому асу - австрийскому летчику, лейтенанту Готтфриду фон Банфильду (9 побед), который вылетел на поплавковом истребителе ╚Бранденбург╩СС. По его словам, над морем он был атакован ╚Ньюпором╩, летчик которого оказался очень искусным. Противники кружили почти час, после чего решили мирно разойтись и на прощанье помахали друг другу. Только тогда Банфильд рассмотрел эмблему, красовавшуюся на вражеском самолете, - это был вороной конь...

Утром 11 февраля Баракка завтракал, когда звуки сирены заставили его забыть о спагетти и устремиться к своему ╚скакуну╩. Запуская мотор, он получил приказ перехватить пару австрийских разведчиков. Обоих беглецов удалось настичь уже на подходе к линии фронта. После первой же атаки ведомый задымил и вскоре врезался в землю, но ведущий успел уйти под защиту зенитных орудий. Король Италии Виктор Эммануэль III, посещавший фронт, оказался свидетелем этого боя. Восхищенный монарх на следующий же день приехал на аэродром и вручил летчику третью ╚Серебряную Медаль╩.

16 апреля в эскадрилью доставили первые ╚Ньюпоры╩ХVII, закупленные во Франции, один из которых достался асу. Спустя десять дней, 26 апреля, он опробовал новый истребитель, свалив двухместный разведчик. За этой победой последовала очередная награда - ╚Рыцарский Крест Военного Ордена Савой╩. В представлении говорилось ╚...летчик исключительных качеств, уже трижды награждался за воинскую доблесть. Он полностью сосредоточил все сбои усилия на успешном ведении войны в воздухе. 26 апреля 1917 г. в яростном и ожесточенном бою сбил очередной неприятельский самолет с блистательным умением и бесстрашием. Это уже его 8-я победа╩.

1 мая отряд Баракки вошел в состав формирующейся 91-й эскадрильи. 10 мая он впервые сбил истребитель противника, им оказался ╚Бранденбург╚О1 из состава Flik 41J. Вскоре после этого в 91-ю эскадрилью прибыли новейшие французские истребители ╚СПАД╩\Л1, которыми начали заменять ╚Ньюпоры╩, и уже 13 мая новоиспеченный кавалер рыцарского ордена открыл итальянский счет побед этого знаменитого французского истребителя. Атака на встречном курсе группы австрийских разведчиков закончилась для экипажа ведущего ╚Бранденбурга╩ печально.

Встреча с Франческо оказалась роковой и для австрийского аса, фельдфебеля Юлиуса Буса (5 побед); его наблюдатель вынужден был, спасаясь из огня, охватившего кабину, выпрыгнуть из самолета на высоте 3000 м. Это была 11-я победа Баракки.

В июне он стал командиром эскадрильи, которая под его руководством стала известна как ╚Эскадрилья асов" (Squadriglia degli Assi}: помимо него, в ее составе было еще не менее 12 мастеров воздушного боя. Подобно знаменитому ╚Красному барону╩ Рихтгофену, Баракка предоставил своим летчикам полную свободу выбора способов ведения боевых действий: в одиночку или в составе группы. Но воздушные бои были не единственным видом боевой деятельности эскадрильи. В июле 1917 г., поддерживая войска, наступавшие в районе реки Изонцы, эскадрилья была привлечена к нанесению штурмовых ударов по передовым позициям австрийцев, с которых никак не удавалось сбить оборонявшихся. В последующие недели этот вид деятельности стал едва ли не основным для летного состава.

7 июля счет Баракки достиг 14 побед, но после приземления, когда самолет заправляли, готовя к новому вылету, закуривший механик, не глядя, швырнул не потушенную спичку, пролетевшую рядом с бензиновой бочкой. Погода была жаркой, и пары топлива мгновенно воспламенились, а спустя несколько секунд огонь охватил и перкалевый биплан... Только 31 июля, получив новую машину, Баракка сбил еще один ╚Бранденбург╩С1, а 3 августа, действуя в паре с лейтенантом Флавио Торелло Барачини (21 победа), отправил на землю другого.

18 августа началось новое наступление, которое впоследствии было названо ╚11-я битва на Изонцо╩. В ходе этого сражения 91-я эскадрилья встретилась с Flik 41J под командованием лучшего австрийского аса - гауптмана Годвина Брумовского (35 побед). На следующий день после начала операции пули Баракки зажгли вражеский разведчик, а 1 сентября раненый австрийский летчик с трудом сумел дотянуть на своем ╚Бранденбурге╩ до линии фронта. 6 сентября вместе с лейтенантом Сабелли (5 побед), Франческо сбил еще один разведчик.

21 августа в эскадрилью на новом SVA-5 прилетел летчик-испытатель фирмы ╚Ансальдо╩ Гуидо Гуиди. Баракка вместе со своими коллегами облетал новый самолет и составил заключение, которое поставило крест на его применении в качестве истребителя, после чего аэроплан благополучно переквалифицировали в разряд дальних разведчиков и легких бомбардировщиков.

В сентябре Франческо стал майором (Maggiore), а месяц спустя в эскадрилье появились первые истребители ╚СПАД╩ХIII, и 21-го Баракка впервые вылетел на новом самолете. Обнаружив тройку ╚Бранденбургов╩, прикрываемую шестью истребителями, он прорвался через их заслон и в стремительной схватке сбил два немецких разведчика. Это был его первый дубль и, соответственно, 20-я и 21-я победы.

24 октября началось очередное (12-е) итальянское наступление на многострадальной реке, но на этот раз оно встретило контрудар объединенной австро-германской группировки. На земле и в воздухе разгорелись ожесточенные бои. 25 октября Франческо записал в своем дневнике : ╚На фронте большая активность, я пять раз дрался с немцами. В 11:00 сбил австрийский ╚Альбатрос╩ над Сан Марко вместе с Майором Пиччио (24 победы). Вечером мой SPAD был подбит в воздушном бою, перебит лонжерон. Два моих пилота погибли... мы сбили 6 самолетов..,╩

На следующий день Баракка сжег еще двух немецких разведчиков, один из них вместе с Джулиано Парвисом (9 побед). Наземное сражение закончилось поражением союзников, их войска понесли большие потери и были вынуждены начать отступление. Авиация также оказалась потрепанной - 91-я эскадрилья потеряла почти все самолеты и нескольких летчиков, а потому была отведена в тыл для отдыха и пополнения.

Час мести пришел 6 ноября - в тот день пара Баракка - Парвис в двух боях сбила три самолета. В 10:30 утра они встретили два австрийских ╚Альбатроса╩ и пошли в атаку. Первым закончил свою работу Парвис - его противник после короткого боя сел с остановившимся двигателем и сдался в плен (эту победу признали австрийцы, но почему-то не засчитали итальянцы). Противником Баракки в этом бою был обер-лейтенант Рудольф Сциписси-Соколл фон Ниджес эт'Рено (5 побед). Он оказался опытным соперником, но не смог уйти от своей судьбы. Самолеты кружили уже на бреющем, когда меткая очередь итальянского аса поставила в этой схватке финальную точку. Раненный в спину австрийский летчик сумел перетянуть через линию фронта, но умер сразу после посадки.

Через полчаса та же самая пара снова пошла в бой - на этот раз она атаковала двух немецких разведчиков и сбила одного из них. Немецкий летчик был убит, а его наблюдатель тяжело ранен и умер в госпитале. На следующее утро Баракка и Парвис совместными усилиями прекратили карьеру экипажа еще одного ╚Бранденбурга╩. Очередная победа была одержана 15 ноября. А 23-го, вылетев вместе с лейтенантом Гастоном Новелли (8 побед), они сбили немецкий ╚Альбатрос╩; его летчику удалось посадить машину на итальянском берегу реки, сжечь ее и уйти от погони, но при попытке перейти через линию фронта его все же настигла пуля.

В конце ноября 91 -я эскадрилья в полном составе была перевооружена истребителями ╚СПАД╩Х111 с более мощными 220-сильными двигателями и вооружением из двух пулеметов. Уже 7 декабря (по другим данным 12-го) Баракка увеличил на нем свой счет еще на одного разведчика (итальянская авиация одержала в тот день три победы, но австрийцы потеряли только один самолет. - Прим. авт.). Так Баракка завершил свою работу в 1917 г., на его счету уже было 30 побед, которые он одержал в 63 боях. За эти успехи он заплатил двумя серьезно поврежденными самолетами.

В начале 1918 г. Франческо участвовал в испытаниях опытного истребителя ╚Ансальдо-Балилла╩А-1, после чего находился в отпуске. В марте 1918 г., во время торжественной церемонии в знаменитой опере Ла Скала, он получил из рук короля высшую военную награду - золотую медаль ╚За Воинскую Доблесть╩.
В марте отпуск Баракки закончился, и он вернулся в свою эскадрилью. Первую победу после возвращения он одержал 3 мая в паре с сержантом Гуидо Нардини (6 побед). Барражируя над линией фронта, они увидели одинокий ╚Альбатрос╩ и быстро отправили его вниз.

В июне началось последнее австрийское наступление первой мировой и активность авиации снова увеличилась. 15 июня Баракка сбил очередной ╚Бранденбург╩, а затем в паре с лейтенантом Альберто уничтожил и ╚Альбатрос╩.

Вечером 19 июня в 91-ю эскадрилью пришла заявка от пехоты на штурмовку неприятельских траншей. Выполнять задание пошел сам комэск. Баракка взлетел в 18:30 в паре с только что прибывшим на фронт лейтенантом Франко Оснаго. Во время штурмовки оба истребителя попали под плотный зенитный огонь и разделились; позже ведомый увидел пылающий самолет, штопорящий к земле.

Место гибели аса долго не могли найти, только после отступления австрийских войск поиски увенчались успехом. Были обнаружены обгоревшие обломки ╚СПАДа╩, а в четырех метрах от них - обугленное тело летчика. Но свою смерть Баракка встретил еще в воздухе, так как одна из пуль попала ему в лоб...

По официальной австрийской версии лучший итальянский ас был сбит в воздушном бою с ╚Фениксом╩С I, в экипаже которого был летчик цугфюрер Макс Кауэр и летнаб обер-лейтенант Арнольд Барвиг. Но это вызвало протест с итальянской стороны, и уже 3 июля 1918г. для ее опровержения было выпущено сообщение, в котором утверждалось, что Баракка был сбит огнем из траншей.

А вставший на дыбы черный конь - личная эмблема аса - обрела свою вторую жизнь 23 мая 1923 г., когда мать пилота, Паола Баракка, передала ее автогонщику Энцо Феррари, успешно выступившему за команду фирмы ╚Альфа Ромео╩. Тот добавил к ней желтый геральдический щит с герба города Модены и национальный триколор. С 1929 г, эмблема стала официальным символом команды ╚Скудериа Феррари╩, продолжавшей представлять фирму ╚Альфа Ромео╩. 9 июля 1932 г. в ходе ╚24-часового марафона в Спа╩ (Бельгия) ее машины заняли два первых места. В этот день на их капотах появилось изображение черного вставшего на дыбы жеребца. Ас 1947 г. эмблема стала неотъемлемой частью красных машин фирмы ╚Феррари╩. Но итальянская авиация также не забыла своего героя, и во время второй мировой войны его эмблема стала эмблемой 4-го Stormo (авиаполка).

СПИСОК ПОБЕД АСА

дата противник эскадрилья и самолет аса примечания
1 07.04.16 Brandenburg C.I 1 Sq Caccia Nieuport 11  
2 16.05.16 Lohner B.VII 70 Sq  
3 23.08.16 Brandenburg C.I в паре
4 16.09.16 Lloyd C.III в группе (1/3)
5 25.11.16 Brandenburg C.I Nieuport 11 ? 17  
6 01.01.17 Brandenburg C.I  
7 11.02.17 Brandenburg C.I Nieuport 17 в группе (1/4)
8 26.04.17 Brandenburg C.I в паре
9 01.05.17 Brandenburg C.I 91 Sq  
10 10.05.17 Brandenburg D.I Spad 7  
11 13.05.17 Brandenburg C.I  
12 20.05.17 Brandenburg C.I  
13 03.06.17 Brandenburg C.I  
14 07.07.17 Brandenburg C.I  
15 31.07.17 Brandenburg C.I  
16 03.08.17 Brandenburg C.I в паре
17 19.08.17 Brandenburg C.I  
18 01.09.17 Brandenburg C.I  
19 06.09.17 Brandenburg C.I в паре
20 22.10.17 DFW C.V Spad 13  
21 DFW C.V  
22 25.10.17 Brandenburg C.I в паре
23 26.10.17 DFW C.V Spad 7 в паре
24 DFW C.V в паре
25 06.11.17 Albatros D.III Spad 7 ? 13  
26 DFW C.V в паре
27 07.11.17 DFW C.V в паре
28 15.11.17 DFW C.V  
29 23.11.17 Albatros D.III  
30 07.12.17 Brandenburg C.I Spad 13  
31 03.05.18 Brandenburg C.I в паре
32 22.05.18 Albatros D.III  
33 15.06.18 Brandenburg C.I  
34 Albatros D.III  

╚Ньюпор╩ Х (сер. номер Ni383 (по другим данным Ni387), 8-я эскадрилья, пилот - Баракка, район Удины, осень 1915 г.

 

Текст (с) Сергей Алексеев



Уголок неба. 2007  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100