главная люди и авиация асы первой мировой россия 
   Аргеев Павел Владимирович
       
Годы жизни: 1897-1922

Павел Аргеев родился 1 марта 1897 года в Ялте. Его отец, Владимир Акимович, служил пароходным механиком на Черноморском флоте. Избрав военную карьеру, к лету 1914-го Павел закончил Одесское юнкерское училище и был отправлен в 29-й пехотный Черниговский полк. Однажды Поручик Аргеев не выполнил приказание командира полка - отказался наказать солдата, считая кару несправедливой. За это Павел был предан военному суду и приговорен к месяцу гауптвахты. После отбытия наказания ушел из полка. Потом произошла стычка с родственником - жандармом, которому дал пощечину (видимо было за что)... После всех этих событий Аргеев покинул Россию и уехал во Францию, где его и застала война.

Когда германские войска, взломав оборону союзников, приблизились к Парижу, Аргеев подал прошение о зачислении и отправке на фронт. 30 Августа ему присвоили звание Лейтенанта, а 12 Сентября Павел уже сражался на Марне. В этой битве немцы были разгромлены. 23 Сентября Аргеев был ранен, но в конце Октября вернулся на фронт. В Ноябре его произвели в Капитаны. 17 Апреля следующего года Павла ранило вторично, однако он остался в строю и возглавил контратаку своей роты. За этот подвиг его наградили Орденом Почетного Легиона.

В конце Мая Аргеев получил третье ранение, после которого его признали негодным к фронтовой службе в пехоте. Тогда он подал рапорт о переводе... в авиацию. Да, в те времена медицинские требования к пилотам были менее строгими, чем к пехотным офицерам. Считалось, что главное для летчика - это "птичий инстинкт" - то неуловимое, что позволяет человеку как бы слиться с аппаратом в единое целое, чувствовать себя в воздухе так же уверено, как и на земле.

У Аргеева этот талант проявился в полной мере. 22 Октября 1915 года он получил диплом пилота. В Январе 1916-го Капитан "Поль Д'Арджефф" зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью. Через год он решил вернуться в Россию. В Феврале 1917-го Павел Аргеев стал пилотом первой боевой авиагруппы Юго - Западного фронта, которой командовал лучший российский Ас Александр Казаков. 27 Февраля - первая победа - сбит двухместный разведчик "Альбатрос". В Апреле за ним последовал еще один "Альбатрос" и истребитель "Фоккер". В Июне, летая в паре с Казаковым, Аргеев довел счет своих побед до шести.

После назначения Казакова командиром авиагруппы, Аргеев принял отряд. Воевал он отважно - рядом с французскими орденами появились офицерский Георгиевский крест, Владимир с мечами, Анна с мечами... Летом 1917-го Павел был назначен командиром 3-й боевой группы Юго - Западного фронта. В представлении на эту должность нового Авиадарма В.М.Ткачева, он был назван "выдающимся военным летчиком..." Столь большой пост не мешает Аргееву летать, участвовать в боях. К осени счет сбитых им самолетов доходит до 9. Множатся и награды: золотое Георгиевское оружие, два ордена - Анны и Станислава...

Октябрьская революция и последовавший за ней развал фронта заставил офицеров царской армии сделать трудный выбор. Казаков вступил в белую гвардию. Аргеев через захваченный английским десантом Архангельск отбыл во Францию, чтобы продолжить войну с Германией. С Мая 1918-го он летал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса. В отношении летчика Павла Аргеева в приказе французского командования сказано, что "...он восхищал товарищей своей необыкновенной храбростью, выдержкой и веселостью... Однажды, в одиночку, атаковал 8 немецких самолетов и поджег один из них".

31 Мая Павел сбил бомбардировщик "Румплер", к концу Июня записал на свой счет еще 3 победы. В эскадрилье его прозвали "охотником". 27 Сентября Аргееву удалось сбить новейший немецкий истребитель "Фоккер D-VII", на следующий день - два двухместных разведчика. Своего последнего "немца" Павел вогнал в землю 30 Октября. Всего же, за пять месяцев боев, он одержал 9 побед и был награжден вторым Орденом Почетного легиона. Итогом войны для него стали высшие награды России и Франции, четыре ранения и 18 воздушных побед, из них 15 - официально (в некоторых источниках указывается 16 официальных побед).

К сожалению, мирная жизнь Аса была недолгой. 30 Октября 1922 года пилот французско - румынской авиакомпании "Поль Д'Арджефф" летел с грузом почты из Праги в Варшаву. В Чешских Татрах, в районе Трантенау, самолет попал в густой туман и врезался в скалу неподалеку от польской границы. Случилось это в 12 часов 30 минут пополудни...

Список известных побед

Дата время тип Самолет Оппонент Место победы
1 10.01.1917   личная Nieuport Albatros C  
* 08.04.1917   неподтвержд Nieuport Fokker Mitau
2 21.04.1917 0945 личная Nieuport Two-seater  
3 06.05.1917   личная Nieuport Brandenburg C.I Brezezany
4 17.05.1917   личная Nieuport LVG C Jakobstadt
5 08.06.1917   личная Nieuport Brandenburg C.I около Kozova
6 20.06.1917   личная Nieuport Rumpler C  около Nejnokov
7 01.06.1918   личная SPAD XIII LVG C  
8 13.06.1918   личная SPAD XIII Rumpler C Puisieux-Beaumont
9 14.06.1918   личная SPAD XIII двухместный  
10 26.06.1918   личная SPAD XIII двухместный  
11 27.09. 1918   личная SPAD XIII Fokker D.VII севернее Cerny
12 28.09.1918 1010 личная SPAD XIII двухместный Sechault
13 28.09.1918 1520 личная SPAD XIII двухместный Sechault Laval
* 05.10.1918 1125 неподтвержд SPAD XIII двухместный сев-вост  Autry
14 05.10.1918 1815 личная SPAD XIII Pfalz D Orfeuil
15 30.10.1918 1540 личная SPAD XIII двухместный восточнее Quatre Champs

 

 

Истребитель "Спад" S.XIII Павла Аргеева, Июнь 1918 г.



Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )


 

  Реклама:



             Rambler's Top100 Rambler's Top100