главная экспериментальные
   XF-103 Thunderwarrior
       
Разработчик: Republic
Страна: США
Первый полет:
Тип: Экспериментальный перехватчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В сентябре 1950 г. ВВС США обратились к самолетостроительным фирмам с предложением по разработке системы оружия MX-1554 - ╚всепогодный перехватчик 1954 г.╩ (самолет д.б. поступить в эксплуатацию в 1954 г.).  В январе 1951 г. шесть самолетостроительных фирм выступили со своими предложениями по перехватчику МХ-1554. Фирма Republic Aviation ответила сразу тремя проектами. Первый вариант представлял собой дальнейшее развитие истребителя XF-91 Thunderceptor. На перехватчике XF-91B предполагалось использовать комбинированную силовую установку из ТРДФ и мощного ЖРД фирмы Aerojet. Второй вариант, которому на Republicе отдавали предпочтение, представлял собой перехватчик с реактивно-прямоточным двигателем (Republic Model AP-57). Наконец, в третьем проекте использовался обычный ТРДФ, обеспечивающий достижение скорости, соответствующей числу М=2.

В сентябре 1951 г. победителем по программе МХ-1554 была признана фирма Convair, предложившая проект сверхзвукового перехватчика F-102, выполненного по схеме ╚бесхвостка╩ с треугольным крылом. Но этот проект был первым шагом к более сложному и совершенному перехватчику F-102B, позднее получившему обозначение F-106. Однако предложение фирмы Republic по перехватчику с реактивно-прямоточным двигателем не было отвергнуто. Руководство ВВС, считая такую силовую установку чрезвычайно перспективной и учитывая опыт фирмы по самолету XF-91 Thunderceptor, решило профинансировать дальнейшие исследования и официально присвоило будущему перехватчику обозначение XF-103 Thunderwarrior.

Перехватчик XF-103 должен был на высоте 18300 м развивать скорость М=3. При взлете в облегченном варианте (17240 кг) практический потолок превышал 21300 м. Максимальная взлетная масса составляла 19500 кг, включая 1940 л топлива в двух подвесных баках. Величина взлетной массы определялась с учетом боевого радиуса 600 км. XF-103 имел треугольные крыло (стреловидность по передней кромке - 55о), стабилизатор(60о) и киль и складной подфюзеляжный киль. Для повышения маневренности на больших скоростях вместо элеронов применили цельноповоротные законцовки крыла. Шасси убиралось в фюзеляж.

Для достижения максимальной скорости использовался комбинированный двигатель фирмы Curtiss-Wright. Форсажный контур ТРД XJ67-W-3 и контур ПВРД XRJ55-W-1 были объединены в единый блок. При скорости M=2, воздух из общего воздухозаборника через перепускной канал с подвижными створками подавался в ПВРД, минуя турбину.

Для защиты от аэродинамического нагрева основным материалом для перехватчика был выбран титановый сплав 4908. Широкое применение титана потребовало разработки соответствующих технологических процессов, учитывающих специфику этого материала. Были разработаны методы горячей и холодной обработки титана. Самой первой деталью, изготовленной их титана, было оперение, которое использовалось в качестве опытного образца.

Поскольку для снижения сопротивления и уменьшения нагрева кабина не выступала за границы фюзеляжа, для улучшения обзора вперед установили перископ. Летчик размещался в капсуле, которая катапультировалась вниз.

В соответствии с требованиями к перехватчику МХ-1554 вооружение самолета XF-103 состояло из шести управляемых ракет класса ╚воздух-воздух╩ Хьюз ХААМ-2А (позднее получивших обозначение GAR-1 ╚Фалкон╩) и 36 неуправляемых PC калибром 70 мм со складывающимся оперением. Ракеты ╚Фалкон╩ размещались в индивидуальных отсеках по бокам передней части фюзеляжа перед крылом (по 3 с каждой стороны) и перед пуском выдвигались наружу. Неуправляемые ракеты также располагались внутри фюзеляжа, причем их отсек находился в нижней части фюзеляжа за воздухозаборником. Позднее исключили PC из состава вооружения. И в январе 1957 было решено использовать УР XGAR-1A ╚Эдвансд Фалкон╩ с ядерной или обычной боеголовкой и усовершенствованной системой управления пуском, а также увеличить размеры отсека под носовым обтекателем для установки РЛС с антенной диаметром 1,03 м и дальностью обнаружения цели 160 км.

В процессе проектирования рост взлетной массы заставил увеличить размах крыла до 10,91 м (но при сохранении его площади) и высоту вертикального оперения до 5,55 м. Для уменьшения массы конструкции квадратное сопло превратили в круглое осесимметричное. Было применено поджатие фюзеляжа в хвостовой части согласно ╚правила площадей╩. Усложнилась конструкция воздухозаборника: теперь его нижняя кромка стала управляемой и больше по размерам.

На Republicе готовились выкатить первый XF-103 из сборочного цеха в феврале 1958 г. Но 21 августа 1957 г. программа перехватчика XF-103 была прекращена ВВС США, несмотря на то, что за 6 лет в нее было вложено более 100 млн. долл. Чуть позднее ВВС сообщили, что свертывание программы XF-103 было вызвано бюджетными ограничениями, а также появлением других летательных аппаратов, которые могли обеспечить такие же данные. С появлением ракет-перехватчиков ╚Бомарк╩, способных нести ядерный заряд и перехватывать цели на большом расстоянии, потребность в пилотируемом XF-103 отпала.

   Макет перехватчика некоторое время хранился в ангаре на заводе фирмы Republic в Риверхеде (штат Лонг-Айленд), а затем его переправили на завод фирмы Grumman, где и разобрали. Но опыт разработки XF-103 не пропал, многие конструктивные решения нашли применение в других самолетах.





 ЛТХ:
Модификация   XF-103
Размах крыла, м   10.91
Длина, м   24.96
Высота, м   5.58
Площадь крыла, м2   37.25
Масса, кг  
  пустого самолета   14775
  максимальная взлетная   25300
Тип двигателя   1 ТРД Wright XJ67-W-3 и ПВРД XRJ55-W-1
Тяга, кгс  
  ТРД (нефорс./форс.)   1 х 6330/10025
  ПВРД   1 х 16695
Максимальная скорость, М   3
Боевая скорость, М   2.2
Крейсерская скорость, км/ч   980
Практическая дальность, км   450
Боевая радиус действия, км   370
Максимальная скороподъемность, м/мин   5838
Практический потолок, м   24400
Экипаж, чел   1
Вооружение:   6 УР воздух-воздух GAR-1 Falcon
  36 х 70 мм НУР Mighty Mouse FFAR


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. Republic XF-103
Prototypes.com. Le Republic XF-103
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Republic XF-103


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: