главная экспериментальные
   X-22
       
Разработчик: Bell
Страна: США
Первый полет: 1966
Тип: Экспериментальный самолет с УВП/ВВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


Х-22А фирмы Bell Aircraft Corporation - еще один конвертоплан с четырьмя поворотными винтами, который иллюстрирует эволюцию таких летательных аппаратов. X-22 с вертикальным взлетом был разработан для проведения исследований в полете с использованием поворотных канальных движителей. Традиционный фюзеляж имел расположенные в задней части короткие крылья, на передней кромке каждого из которых размещались каналы. Управляющие поверхности элеронов находились в турбулентном потоке воздуха от трехлопастного винта Hamilton Standard диаметром 2,13 м. Винты по рекомендации ученых-аэродинамиков были помещены в кольцевые кожухи. Это нововведение позволило заметно увеличить статическую тягу (следовательно, уменьшить диаметр пропеллеров), сами кожухи, как оказалось, повышали подъемную силу. Носовые рули, установленные с каждого борта фюзеляжа непосредственно за кабиной пилотов, имели аналогичные каналы и рулевые поверхности.

 Вместо двух двигателей на Х-22А были установлены 4 двигателя YT58-GE-8D мощностью 1250 л.с. (918,7 кВт) фирмы General Electric, попарно в корневой части каждого крыла. Каждый из двигателей приводил в движение один воздушный винт, но они были связаны для надежности перекрестной трансмиссией.

По выданному военно-морской авиацией и сухопутными силами США заказу было построено два таких аппарата. Как и в случае с Х-19, управление аппаратом при полете с малыми скоростями осуществлялось за счет изменения тяги винтов при изменении угла установки лопастей, но эффективность воздушных винтов была существенно повышена благодаря тому, что они находились в кольцевых каналах . Дополнительное улучшение управляемости аппарата было достигнуто путем установки элевонов в спутной струе воздушных винтов.

Первый самолет X-22A поднялся в воздух 17 марта 1966 года, совершив четыре вертикальных взлета до высоты 7,62 м. После повреждения гидросистемы в результате жесткой посадки 8 августа 1966г. ремонт самолета был признан экономически нецелесообразным. Второй образец самолета совершил первый полет 26 января 1967 года и успешно довел программу до конца. После этого он был передан фирме Cornell Aeronautical Laboratory, где участвуя в различных испытаниях до 1988 года, он налетал 110 часов. В этот период самолет совершил 185 полетов по полной программе, 400 вертикальных взлетов и посадок, и примерно 200 взлетов и посадок с укороченной дистанцией. В последствии он занял своем место в экспозиции Niagara Aerospace Museum в Нью-Йорке.

 



 ЛТХ:
Модификация   X-22A
Размах крыла, м   11.96
Длина самолета, м   12.06
Высота самолета, м   6.30
Масса, кг  
  пустого самолета   4763
  максимальная взлетная   8020
Тип двигателя   4 ГТД General Electric YT58-GE-8D
Мощность, л.с.   4 x 1250
Максимальная скорость, км/ч   410
Крейсерская скорость, км/ч   343
Практическая дальность, км   712
Практический потолок, м   8475
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 X-22A
 X-22A
 X-22A
 X-22A
 X-22A
 X-22A
 X-22A
 Кабина пилотов X-22A

  Схемы:

 X-22A

  Варианты окраски:

 X-22A   ╘ Manfred Meyer

 



 

Список источников:

Питер Бауэрс. Летательные аппараты нетрадиционных схем
Global Security.org. X-22
Prototypes.com. Les avions a decollage et atterrissage vertical
Unreal Aircraft. Beating Gravity - Bell X-22A
Aerospaceweb.org. Aircraft MuseumBell X-22 V/STOL Research Aircraft
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2008  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: