главная экспериментальные
   X-14
       
Разработчик: Bell
Страна: США
Первый полет: 1957
Тип: Экспериментальный самолет с ВПП
  ЛТХ     Доп. информация
   


В экспериментальных целях ВВС США заказали фирме "Bell" разработку одного самолета вертикального взлета, обозначив его X-14 (внутрифирменное название Model 68). Самолет предназначался только для проведения испытаний на малых скоростях. Чтобы сократить время разработки и затраты широко использовались компоненты от других машин: крыло, элероны и части неубирающегося трехколесного шасси позаимствовали у Beech Model 33 Bonanza, а хвостовую часть - у Beech Model 45 Mentor. Их установили на новый фюзеляж, применили также два несъемных топливных бака на пилонах под внутренней частью крыла с обеих сторон фюзеляжа. Кабину пилота выполнили открытой.

Использовали два ТРД Armstrong Siddeley ASV.8 Viper тягой 6,94 кН. Они устанавливались в самой передней части машины. Стандартные реактивные сопла заменили парой устройств отклонения вектора тяги, позволявших направлять поток газов вниз для вертикального взлета, а затем отклонявшихся назад, чтобы ускорять самолет для полета на крыле. Процесс посадки выполнялся в обратном порядке. На режимах взлета и посадки управление по крену и тангажу осуществлялось соплами, располагавшимися на законцовках крыла и хвостовой части. Для этого использовался воздух, отбираемый от компрессоров двигателей.

Первый полет на висение X-14 выполнил 17 февраля 1957 года, а 24 мая 1958 года была завершена полная программа перехода в горизонтальный полет и обратно. Вскоре ВВС приняли X-14 и позднее передали в HACA, где решили, что машине не хватает мощности. X-14 к 1961 году переоборудовали в X-14A с двумя ТРД General Electric J85-GE-5 тягой 11,92 кН. Самолет вернули на фирму "BELL"для проведения доработок, а в 1971 году установили два J85-GE-19 - получился X-14B. Одновременно установили программируемый компьютер, позволявший записывать параметры полета, бортовых систем и соответствующие им действия ручного управления, для использования в будущих СВВП.

X-14B использовался в данной роли до серьезного повреждения при посадке 29 мая 1981 года, после чего самолет восстановлению не подлежал.

Далее разработку проекта не продолжали, хотя в дальнейших планах было создание X-14C с закрытой кабиной и убирающимся шасси, а также учебного СВВП X-14T.






 ЛТХ:
Модификация   X-14B
Размах крыла, м   10.30
Длина, м   7.92
Высота, м   2.68
Площадь крыла, м2   16.68
Масса, кг  
  пустого самолета   1439
  максимальная взлетная   1936
Тип двигателя   2 ТРД General Electric J85-GE-19
Тяга,кгс   2 х 1370
Максимальная скорость , км/ч   276
Практическая дальность, км   483
Практический потолок, м   5485
Экипаж   1


 Доп. информация :


 Фотографии:

 X-14
 X-14
 X-14
 X-14
 X-14
 X-14
 X-14A
 X-14A
 X-14A
 X-14B
 X-14A
 Кабина пилота X-14B

  Схемы:

 X-14

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая авиация. Bell Model 68 (X-14)
Prototypes.com. Le Bell X-14
VSTOL.org. Bell X-14
S.Markman,B.Holder.Straight Up: A History of Vertical Flight
Mike Rogers. VTOL Military Research Aircraft


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: