Уголок неба ¦ Boeing Vertol VZ-2

Реклама...

    


 
главная экспериментальные
   VZ-2
       
Разработчик: Boeing Vertol
Страна: США
Первый полет: 1957
Тип: Экспериментальный самолет с ВВП
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1940-1950-х годах Армия США проявляла активный интерес к летательным аппаратам с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой (V/STOL). Одной из компаний, с которыми в рамках этих поисковых работ были заключены контракты, стала фирма "Boeing Vertol", предложившая Vertol Model 76 (с 1960 года - Boeing Vertol Model 76), ставший первым в мире летательным аппаратом, в котором была реализована концепция поворотного крыла (такие аппараты часто именуются винтокрылами). На нем был установлен один двигатель Avco Lycoming YT53-L-1, вращавший два трехлопастных воздушных винта, установленных на передней кромке поворотного крыла. Для более эффективного управления при полете на малых скоростях в хвостовой части были размещены дополнительные воздушные винты малого диаметра.

Конструктивно VZ-2 представлял собой аппарат с открытым фюзеляжем, он имел шасси с хвостовым колесом и отличался пилотской кабиной вертолетного типа. В центральной части располагалось поворотное крыло, двигатель и трансмиссия. При взлете крыло поворачивалось вертикально вверх, создавая подъемную струю воздуха, а после достижения безопасной высоты возвращалось в нормальное положение, чтобы VZ-2 мог совершать горизонтальный полет. Хвостовое оперение - Т-образной формы, с большой площадью киля.

Единственный экземпляр самолета (серийный номер 56-6943) Model 76 совершил первый полет в апреле 1957 года, а первое успешное испытание с переходом от вертикального полета к горизонтальному и обратно прошло 23 июля 1958 года. Программа испытаний VZ-2A (после внесения усовершенствований аппарат получил обозначение VZ-3A) проводилась совместно Армией США и НАСА, а в 1960-х годах его передали в исследовательский центр НАСА.

Конструкция.

СВВП Vertol VZ-2 (фирменное обозначение Vertol Model 76) имеет очень простую конструкцию. По компоновке он представляет моноплан с высокорасположенным крылом, одним ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж самолета фирменной конструкции, частично закрыт обшивкой. В носовой части фюзеляжа размещена кабина летчика со сферическим фонарем от вертолета Белл 47. Крыло прикреплено к фюзеляжу на шарнирах и под действием гидравлических силовых цилиндров может поворачиваться на 90°. Крыло имеет цельнометаллическую конструкцию. Форма крыла в плане прямоугольная. Профиль сечения крыла NACA 4415 с увеличенной кривизной носка. Относительное удлинение крыла К=5. Крыло снабжено закрылками и элеронами. Оперение Т-образное, со сравнительно большим килем с рулем направления и управляемым стабилизатором. Профиль сечения стабилизатора NACA 0012.

Силовая установка. Сверху фюзеляжа установлен один ГТД Avco Lycoming YT53-L-1 мощностью 825 л.с, который через систему трансмиссии приводит во вращение два воздушных винта, установленных в гондолах на крыле, и два рулевых винта в хвостовом оперении. Сопло ГТД несколько отклонено вбок, чтобы вертикальное оперение находилось в стороне от потока газов. Воздушные винты диаметром 2,9 M трехлопастные, имеют лопасти прямоугольной формы в плане с геометрической круткой. Шасси неубирающееся, трехопорное, с хвостовой опорой.

Система управления. В кабине установлены обычные вертолетные органы управления: ручка, рычаг "шаг-газ" и педали путевого управления. Число приборов по сравнению со стандартным оборудованием вертолета Белл 47 увеличено. Управление поворотом крыла осуществляется летчиком с помощью специального рычажка, установленного на ручке управления. В горизонтальном полете самолет Vertol VZ-2 управляется с помощью обычных аэродинамических рулей. Система управления выполнена таким образом, чтобы на всех режимах летчик управлял самолетом одними и теми же рычагами. При вертикальных режимах поперечное управление осуществляется дифференциальным изменением тяги винтов; для продольного и путевого управления используются два рулевых четырехлопастных винта диаметром 0,61 м, установленных в киле и стабилизаторе и приводимых во вращение с помощью механической трансмиссии от ГТД.




 ЛТХ:
Модификация   VZ-2
Размах крыла, м   7.60
Длина, м   8.05
Высота, м   3.15
Диаметр несущих винтов, м   2.90
Масса, кг  
  пустого самолета   1128
  нормальная взлетная   1443
Тип двигателя   1 ТВД Lycoming YT53-L-1
Мощность, л.с.   1 х 845
Максимальная скорость , км/ч   340
Практическая дальность, км   210
Практический потолок, м   4200
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2
 VZ-2

  Схемы:

 Силовая установка VZ-2

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Boeing Vertol Model 76 (VZ-2
S.Markman,B.Holder.Straight Up: A History of Vertical Flight
Aerofiles.com. Boeing
Michael Taylor. The World's Strangest Aircraft
S.Harding. U.S.Army Aircraft since 1947
Mike Rogers. VTOL Military Research Aircraft
Prototypes.com. Les avions a decollage et atterrissage vertical
Le Fana de l'Aviation 2012-02. Alexis Rocher. Les modifications ge netiques de Boeing
Air Pictorial 1957-08. Design Diversity
Airandspace.si.edu. Vertol VZ-2 (Model 76)
1000aircraftphotos.com. No. 5979 addition. Vertol 76 VZ-2A (56-6943) US Army


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: