Уголок неба ¦ Rutan VariEze

Реклама...

    


 
главная послевоенная авиация легкая авиация
   VariEze
       
Разработчик: Rutan
Страна: США
Первый полет: 1975
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


После трех лет участия в слетах EAA к Берту Рутану обращались с просьбами продать кит-наборы VariViggen, но он отказывался брать деньги вперед, работая над технологией изготовления набора минимальной трудоемкости и проектируя новый самолет. В результате появились VariViggen, модель 32SP с трехслойными обшивками, и VariEze - совершенно новая "утка", которая буквально очаровала тысячи пилотов во всем мире. Рутан спроектировал этот самолет буквально за 3,5 месяца, с февраля по май 1975 г., а появление его на слете в Oshkosh сегодня сравнивают с революцией в Fly-in. Берт начал продавать чертежи VariEze за 125 долларов, и с момента первой продажи получил к концу 1976 г. на строительство своих самолетов 750 тыс. долларов! Такому успеху способствовали не только участие в слетах и статья Джека Кокса (Jack Cox) в журнале "Sport Aviation", но и распространение ежеквартального информационного бюллетеня (задолго до появления Интернета) нескольким тысячам подписчиков.

В 1976 г. Рутан смог заплатить первую зарплату Гэри Моррису, оставил семье всего 8 тыс. долларов, а остальные деньги вложил в производство и разработку новых самолетов. Цифра 13 оказалась вполне удачной для Берта. Всего за полвека самостоятельной конструкторской деятельности он разработал 46 различных летательных аппаратов, и практически каждый из них был уникальным, непохожим на другие. Очевидно, что хронологическое описание всех этих разработок по отдельности в журнале сделать сложно. Поэтому в дальнейшем я объединю разные проекты в группы и попытаюсь рассказать о них коротко, чтобы показать хотя бы диапазон творчества Рутана. При этом должен заметить, что некоторые самолеты сложно отнести к какой-то одной группе. В частности, это относится к двухфюзеляжным самолетам, которые могут быть отнесены и к разным группам по расположению несущих поверхностей.

Если на разработку VariViggen было затрачено не менее пяти лет, то второй свой самолет, VariEze, модель 31, Рутан построил в рекордный срок: продумал его концепцию в 1974 г., а в мае 1975 г. уже взлетел прототип с двигателем Volkswagen мощностью 62 л.с. С этим мотором брат Рутана Дик вылетел на слет в Ошкош и преодолел расстояние 2636 км за 13 часов 8 минут 45 секунд, затратив на перелет всего 40 галлонов бензина (чуть более 150 л, 5,69 л/100 км!). Самолет вызвал восторг американцев. В итоге только за четыре года после появления прототипа было продано 4500 комплектов, около 2000 самолетов были в стадии сборки и 300 построено к 1980 г.

В 1985 г. продажи кит-наборов были прекращены, а в эксплуатации к тому времени оставалось около 800 самолетов. По данным NTSB, в период с 1975 по 2005 годы из 800 самолетов авиационные происшествия были на 130, в том числе 46 самолетов потеряны в катастрофах. Если пересчитать количество катастроф на 1000 самолетов, то в целом показатель для VariEze в 30 раз ниже по сравнению со средним показателем в АОН США, что подтверждает большую безопасность "утки" по сравнению с другими самолетами.

VariEze стал своеобразным эталоном "утки". В дальнейшем на его базе Рутан и другие конструкторы разработали целый ряд удачных самолетов.

Особенности VariEze, ставшие классикой современной "утки": стреловидное крыло большого удлинения с большим корневым наплывом и винглеты на законцовках крыла, прямое переднее горизонтальное оперение (ПГО) большого удлинения. Винглеты, или крылышки Уиткомба, которые впервые применил Рутан на легких самолетах, сегодня используются очень широко. В "утках" они выполняют две функции: служат в качестве килей с рулями направления и способствуют уменьшению индуктивного сопротивления, а иногда их используют как воздушные тормоза. Угол установки ПГО и его профиль обеспечивают VariEze предупреждающий срыв потока на ПГО, что дает возможность пилоту перейти на меньшие углы атаки и избежать срыва в опасные режимы всего самолета. "Утка" Рутана имела минимальную площадь смачиваемой поверхности и минимальные потери на балансировку, поэтому при одинаковой мощности силовой установки с аналогами нормальной схемы могла летать с более высокими скоростями и преодолевать при том же запасе топлива большие расстояния.

VariEze по максимальной массе наиболее близок к современным ультралайтам. Но в середине 70-х не было самолетов с двигателем мощностью 100 л.с. (на большинстве VariEze установлены Continental 0-200-B), способных разгоняться до 314 км/ч и пролетать без дозаправки почти 1400 км (табл. 1). VariEze летал вдвое дальше по сравнению с VariViggen!

В конструкции VariEze впервые было использовано комбинированное шасси: основные опоры на рессоре фиксированные, носовая опора - убираемая. Причем передняя стойка складывалась на стоянке, чтобы обеспечить удобную посадку в кабину. Как уже было отмечено, на прототипе был установлен автомобильный двигатель Volkswagen.

Он оказался ненадежным, поэтому со второго экземпляра на большинстве самолетов использовали сертифицированный авиационный мотор Continental O-200-B, на некоторых устанавливали двигатели Franklin. На первых самолетах для управления по тангажу и крену использовали элевоны, в дальнейшем для управления по крену применяли элероны, а по тангажу - рули высоты.







 ЛТХ:
Модификация   VariEze
Размах крыла, м   6.76
Длина, м   4.32
Высота, м   1.50
Площадь крыла, м2   4.98
Масса, кг  
  пустого самолета   263
  максимальная взлетная   476
Тип двигателя   1 ПД Continental O-200-B
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость , км/ч   314
Крейсерская скорость , км/ч   266
Практическая дальность, км   1368
Скороподъемность, м/мин   486
Практический потолок, м   7625
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 VariEze   (с) D. Miller
 VariEze   (с) Russell Hill
 VariEze   (с) Mick
 VariEze   (с) Stephen Kearney
 VariEze   (с) Peter Gronemann
 VariEze   (с) YYZ weekend planes
 Кабина пилота VariEze   (с) VariEze

  Схемы:

 VariEze

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2015-12. Сергей Арасланов. "Утки" Рутана
Popmech.ru. Тим Скоренко. Самолёт дня: Rutan VariEze
Scaled Composites. VariEze
Aerofiles.com. Rutan
Stargazer2006.online.fr. Rutan Model 33 "VariEze"
Richard.Ferriere.free.fr. Rutan VariEze
Air International 1985-04. David Brown. Rutan-a Family Affair
Le Fana de l'Aviation 1981-09. Alain Ernoult. Les droles de canards de Mister Rutan


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: