главная экспериментальные
   Solar Impulse
       
Разработчик: Piccard
Страна: Швейцария
Первый полет: 2009
Тип: Экспериментальный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 2003 году Бертран Пикар (Bertrand Piccard) объявил о новом амбициозном начинании, взявшись за создание пилотируемого самолета на солнечных батареях, способного облететь весь земной шар. Так появился проект Solar Impulse.

Партнером Пикара и незаменимым СЕО компании стал швейцарский пилот и бизнесмен Андре Боршберг. Он родился в Цюрихе, закончил инженерный факультет Федерального политехнического института в Лозанне (EPFL), получил в легендарном Массачусетском технологическом институте степень в области менеджмента, и с тех пор накопил огромный опыт в качестве основателя и управляющего самых разных бизнес-проектов. Кроме того, с ранних лет Андре увлекался авиацией - учился в школе ВВС Швейцарии и получил не один десяток лицензий, дающих право профессионального управления самолетами и вертолетами всех мыслимых категорий.

В 2003 году в Лозанне Пикар и Боршберг провели предварительные исследования, подтвердившие принципиальную инженерную возможность реализовать концепцию Пикара. Расчеты подтверждали, что создать летательный аппарат на солнечных батареях теоретически возможно. В ноябре 2003 года проект был официально запущен, и начались разработки прототипа.

Начиная с 2005 гола в Королевском институте метеорологии в Брюсселе моделировались пробные виртуальные полеты модели самолета в реальных условиях аэропортов Женевы и Цюриха. Главной задачей был расчет оптимального маршрута, ведь долго находиться под облаками, закрывающими солнце, Solar Impulse не мог. И наконец, в 2007 году началось изготовление самолета.

В 2009 году первенец HB-SIA был готов к испытательным полетам. В процессе создания конструкции перед инженерами стояли две основных задачи. Нужно было минимизировать вес летательного аппарата, одновременно добиваясь максимальной энерговооруженности и эффективности. Первая цель была достигнута за счет использования углеродного волокна, специально разработанной "начинки" и путем избавления от всего лишнего. К примеру, кабина пилота не имела системы обогрева, так что Боршбергу пришлось использовать специальный термокостюм.

Главным, по попятным причинам, стал вопрос получения, накопления и оптимального расходования солнечной энергии. В типичный полдень каждый квадратный метр земной поверхности получает около тысячи ватт или 1,3 "лошадиных силы тепла". 200 квадратных метров фотоэлементов с 12-и % КПД вырабатывают около 6 киловатт энергии.

Па поверхности крыла Solar Impulse было смонтировано более 12 тысяч ячеек. Их эффективность могла бы быть и выше - на уровне тех панелей, что устанавливаются па МКС. Но более эффективные ячейки обладают и большим весом. В невесомости это не играет роли (скорее уж - при подъеме энергетических ферм на орбиту при помощи космических "грузовиков"). Однако "Солнечный самолет" Пикара должен был продолжать полет ночью, используя накопленную в аккумуляторах энергию. И вот тут каждый липший килограмм играл критически важную роль. Именно фотоэлементы оказались самым тяжелым компонентом машины (100 килограммов, или около четверти веса летательного аппарата), так что оптимизация этого соотношения стала самой сложной задачей для команды инженеров.

Наконец, на самолет установили уникальную бортовую компьютерную систему, оценивающую все параметры полета и предоставляющую необходимую информацию пилоту, а также наземной команде. В общей сложности инженеры Solar Impulse в процессе реализации проекта создали около 60 новых технологических решений в области материалов и солнечной энергетики.

9 декабря 2009 года приводимый в движение лучами солнечного света, самолет Solar Impulse HB-SIA успешно прошел первые полетные испытания, которые состоялись на базе близ швейцарского поселка Вальдус (Vaudois).  "HB-SIA вел себя в полете точно так же, как и его модель, реализованная в полетном тренажере. Несмотря на огромные размеры и вес крыла, управляемость аппарата полностью соответствует всем расчетам и нашим ожиданиям" - рассказал пилот после приземления.

Бертран Пикар, признал, что, несмотря на успех, в настоящий момент еще не решены некоторые технические проблемы. Из-за этих проблем самолет пока неспособен на длительные перелеты и полеты ночью. Но, как заявил Пикар, эти проблемы будут решены в ближайшее время и самолет станет способен совершить кругосветное путешествие, являющееся конечной целью его постройки. "Но, сегодня, благодаря самоотверженной работе всей нашей команды, был сделан существенный шаг к достижению конечной цели".

24 июля 2012 г. этот уникальный летучий аппарат Solar Impulse HB-SIA совершил межконтинентальный перелет между Европой и Африкой, из родного аэропорта в Пайерне (Швейцария) в Мадрид, из Мадрида в Марокко и обратно. Самолет пилотировали Андре Боршберг и известный психиатр и воздухоплаватель Бертран Пиккар, внук знаменитого воздухоплавателя и изобретателя стратостата и батискафа Огюста Пиккара.

Solar Impulse принадлежит рекорд по длительности пилотируемого полета на солнечных летательных аппаратах √ 26 часов.  При перелете над Америкой Solar Impulse установил также рекорд дальности полета в своей категории.

 

 





 ЛТХ:
Модификация   Solar Impulse
Размах крыла, м   63.40
Длина, м   21.85
Высота, м   6.40
Площадь крыла, м2   200.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1600
  нормальная взлетная   2000
Тип двигателя   4 ЭД
Мощность, л.с.   4 х 10
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость , км/ч   70
Продолжительность полета, ч   36
Практический потолок, м   8500
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Solar Impulse  (c)solarimpulse.com
 Solar Impulse  (c)solarimpulse.com
 Solar Impulse   (c)solarimpulse.com
 Solar Impulse  (c)solarimpulse.com
 Кабина пилота Solar Impulse

 



 

Список источников:

Dailytechinfo.org. Самолет Solar Impulse HB-SIA успешно совершил первый испытательный полет
Мастерок. Солнечный самолет
Анжелина Вин. Летучий солярис Solar Impulse
Solarimpulse.com. Solar Impulse


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: