Реклама...

    


 
главная экспериментальные
   ATTT
       
Разработчик: Rutan, Scaled Composites
Страна: США
Первый полет: 1986
Тип: Экспериментальный транспортный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Перспективный тактический транспортный самолет АТТТ (Advanced Technology Tactical Transport) разрабатывался компанией Scaled Composites (конструктор Albert "Burt" Rutan). Оба опытных самолета, разработанных по проекту ATTT имели три несущие поверхности: два тандемных крыла и стабилизатор (в проекте Model 133 - крестообразный , в модели Model 133b - П-образный). По непонятным причинам в интернете, в частности, на сайте компании-разработчика Scaled Composites, Inc. более распространена информация о второй, меньшей по размерам модели Model 133b (в Wikipedia No.133-4.62). А фото первой модели 133 больше напоминают коллажи. Но, ссылаясь на Питера Бауэрса (Peter M. Bowers), начну с первой модели, которая взлетела в декабре 1987 г. -через год после заключения контракта с Управлением планирования НИОКР Министерства обороны США.

К моменту разработки ATTT в Scaled Composites, Inc. у Рутана был успешный опыт постройки рекордного самолета Voyager Model 74 на его первом предприятии RAF. Некоторые удачные решения "Путешественника" были использованы и в проекте тактического транспортного самолета для выполнения специальных операций. В частности, тандемные консоли большого удлинения соединяли в единое целое удлиненные мотогондолы, что позволило облегчить конструкцию крыла, повысить его жесткость на кручение и обеспечить достаточный объем для топлива. Чтобы обеспечить короткие взлет и посадку, оба крыла были оборудованы двухсекционными закрылками и элероном. В конструкции крыльев использовались четыре разных профиля. Заднее крыло большего размаха имело небольшой отрицательный угол поперечного V, переднее - положительный.

Такая компоновка более похожа на компоновку Voyager, чем Quickie или AMSOIL Biplane Racer. Она оправдала себя. На испытаниях модели 133 на взлете были достигнуты Су = 3,35 и Kmax ~ 20. На крейсерском режиме все три несущие поверхности (два крыла и стабилизатор) создавали подъемную силу. Несмотря на большую мощность турбовинтовых двигателей, боевой радиус действия составлял 2200 км. Для второй половины 80-х годов было необычным, что 70% планера были изготовлены из композиционных материалов.

Вторая модель No.133b (133-4.62) отличалась от первой размерами (62% масштаба, откуда и цифра в обозначении), применением П-об-разного оперения для удобства погрузки-загрузки через кормовой люк, которая оказалась неудобна при первоначальном оперении. Меньшие взлетная масса и размеры позволили обойтись менее мощными двигателями PT6A-135A. К сожалению, полных данных о летно-технических характеристиках для сравнения самолетов не опубликовано. Известно, что на второй модели были применены закрылки Фаулера, занимавшие 43% хорды крыла. Судя по всему, уменьшение энерговооруженности повлекло уменьшение максимальной и крейсерской скоростей. Как масштабирование сказалось на дальности, сказать сложно, так как нет точных данных.

Компания Scaled Composites, Inc. гордится тем, что выполнила программу разработки, постройки и испытаний двух самолетов всего за 3 млн. долларов. Действительно немного для таких проектов. Сегодня модель 133b (133-4.62) хранится в Air Force Flight Test Center Museum.

Интересно, что проект российского самолета Су-80 на первых стадиях разработки имел два тандемных крыла и по компоновке напоминал ATTT 133-4.62. Однако к производству готовили уже самолет более нормальной схемы, если не считать соединения удлиненных мотогондол с балками оперения короткими горизонтальными поверхностями.

 





 ЛТХ:
Модификация   ATTT
Размах крыла, м  
  переднего   11.48
  заднего   16.21
Длина, м   13.67
Высота, м   4.29
Площадь крыла, м2  
  переднего   10.97
  заднего   16.67
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   5216
Тип двигателя   2 ТВД Pratt Whitney Canada PT6A-135A
Мощность, л.с.   2 х 750
Максимальная скорость , км/ч   315
Радиус действия, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:  


 Доп. информация :


  Фотографии:

 ATTT
 ATTT    (c) Brian Lockett
 ATTT    (c) Brian Lockett
 ATTT   (с) Scaled Composites
 ATTT   (с) Scaled Composites

 



 

Список источников:

Авиация Общего Назначения 2016-01. Сергей Арасланов. Самолеты Рутана
Питер Бауэрс. Летательные аппараты нетрадиционных схем
Scaled Composites. ATTT
Aerofiles.com. Rutan
Stargazer2006.online.fr. Scaled Composites Model 133 "SMUT" (ATTT)
Popular Science 1988-09. Jim Schefter. Rutan's tandem-wing transport
Aviation Week & Space Technology 1988-01-18. William B. Scott. Scaled Composites Test Low-Altitude, Long-Range Capability of ATTT Aircraft


Уголок неба. 2018  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

дизайнерская мебель в гостиную