главная многоцелевые
   Whirlwind
       
Разработчик: Westland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1952
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Корпорация "Westland" начала заниматься вертолетами, подписав в 1947 году лицензионное соглашение с фирмой "Sikorsky" на выпуск двухместного Sikorsky S-51. Первый британский боевой вертолет Dragonfly использовали ВМС и ВВС, он осуществлял спасательные операции в джунглях Малайи.

Эксплуатация Dragonfly позволила приобрести ценный опыт, но еще до его введения в строй в 1950 году "Westland" уже разрабатывала планы по выпуску более крупной и практичной машины, продолжая сотрудничать с "Sikorsky" в отношении постройки S-55, прототип которого полетел в 1949-м.

Британские ВМС с 1952 года использовали выпускавшиеся в США S-55, тогда же появился построенный фирмой "Westland" по лицензии вертолет Whirlwind, его первый полет состоялся в Йовиле. Серийный вариант, Whirlwind HAR.Mk.l, полетел в 1953 году, его поставки в 848-ю эскадрилью морской авиации начались в июле 1954-го. Позднее в том же году пять вертолетов отправили в Малайю, но их двигатели Pratt & Whitney R-1340-40 оказались недостаточно мощными, чтобы справиться с жаркими и высокогорными условиями Юго-Восточной Азии, поэтому через девять месяцев их отозвали. Более успешно машины проявили себя в Атлантике в 1955-1956 годах, действуя с Фолклендских островов и с патрульного корабля "Протектор".

Whirlwind HAR.Mk 3 с более мощным двигателем Wright R-1300 серийно выпускался для ВМС с 1954 года и в течение многих лет эксплуатировался на кораблях и береговых базах. Вертолет предназначался для замены S-51 в качестве палубного поисково-спасательного, а во время суэцкой кампании он также использовался для переброски войск. Мк 3 являлись основными транспортными машинами при штурме Порт-Саида, доставив к городу 45 десантников с легких авианосцев "Тесеус" и "Оушн". В феврале 1962 года HAR. Мк 3 участвовали в испытаниях системы "вертикального снабжения" - вертолетной доставке грузов со вспомогательных судов на авианосец "Викториус". Машину сняли с вооружения в 1964 году.

Вертолет HAR.Mk 2 и тропический HAR.Mk 4 были аналогичны Mk 1 и Мк 3 ВМС, но отличались бортовым оборудованием. Машины Мк 4 поступили в эксплуатацию в 1954 году. Их разместили в Селе-таре (Сингапур) и Куала-Лумпуре, где их главными задачами являлись спасательные и транспортные операции в джунглях. Whirlwind Mk 2 в 1955 году поступил в 22-ю эскадрилью береговой охраны, базировавшейся на острове Горни, и выполнял поисково-спасательные функции. Позднее были созданы подразделения на базах ВВС в Мартлшем-Хите и Вэлли, чтобы удовлетворить потребность в учебных машинах. Через некоторое время над прибрежными водами Великобритании летало большое количество этих поисково-спасательных вертолетов. С 1955 года несколько HAR.Mk 2 находились в составе 103-й эскадрильи, участвовавшей в боевых действиях на Кипре. В 1957 году отряд из 217-й эскадрильи отправили на остров Рождества в Индийском океане для поиско-во-спасательных и транспортных операций при испытаниях британской водородной бомбы.

На Whirlwind "второй серии" американский двигатель заменили на английский Alvis I.eonides Major мощностью 700 л. с. (522 кВт). Whirlwind HAS.Mk 7 ВМС полетел в 1956 году. Он стал первой английской винтокрылой машиной, предназначенной для борьбы с подводными лодками. Вертолет выпускался в двух вариантах: Hunter с погружаемым гидроакустическим буем и Killer с легкой самонаводящейся торпедой. Хотя эти машины стояли на вооружении восьми боевых и четырех учебных эскадрилий, их служба оказалась недолгой, в 1960 году им на смену пришли более крупные и тяжелые Wessex.

Whirlwind мог перевозить восемь десантников с полным вооружением, поэтому в 1961 - 1964 годах он использовался для десантной поддержки на Борнео и в Кувейте. Еще одним вариантом Whirlwind с двигателем I.eonides Majors был HCC.Mk 8, два таких вертолета предназначались для полетов королевы и находились на базе ВВС Бенсон.

Второе поколение британских военных S-55 появилось, когда "Westland" разработала Whirlwind HAR.Mk 10 с газотурбинным двигателем (ГТД). Первый HAR.Mk 10 с ГТД Bristol Siddeley Gnome мощностью 1050 л. с. (783 кВт) полетел 28 февраля 1959 года. ГТД изменил внешний вид S-55: Whirlwind Mk 10 получил удлиненную носовую часть, двигатель несколько сместили вбок, чтобы освободить слева место под электрооборудование. Новая форма носовой части улучшила обзор из кабины.

4 ноября 1961 года Mk 10 поступили в 225-ю эскадрилью на базе ВВС Одихем. Эти ярко-желтые поисково-спасательные вертолеты в 1970-х годах можно было видеть над побережьями Великобритании, а НС.Мк 10 использовались в ВВС как вертолеты общего назначения. Их сняли с вооружения в 1967 году, но до этого они успели принять участие в вооруженных конфликтах на Борнео и в Йемене.

Whirlwind HAR.Mk 9 был морским эквивалентом Mk 10, вставшим в строй в 1966 году. Позднее Whirlwind модернизировали установкой двигателя Gnome, что значительно продлило его эксплуатацию. Два таких Whirlwind НСС. Mk 12 были добавлены к флоту, обслуживающему королеву. Всего построено более 400 вертолетов Whirlwind, из которых около сотни экспортировали в Австрию, Бразилию, Канаду, Гану, Иорданию, Иран, Кувейт, Испанию, Саудовскую Аравию, Югославию, во Францию и на Кубу.





 Модификации :
 Whirlwind Series 1

 первая серийная модификация. Выпущены вертолеты Whirlwind HAR. Mk.I..IV.

 Whirlwind Series 2

 модификация с увеличенным запасом топлива и ПД Alvis Leonides Major Mk155 или Mk.755. Выпущены вертолеты Whirlwind HAR. Mk.5, HAS. Mk.7, HCC. Mk.8 (для королевской эскадрильи ВВС Великобритании).

 Whirlwind Series 3

 модификация Whirlwind Series 2  с ГТД GE T58. Выпущены вертолеты Whirlwind HAR. Mk.9, HAR. Mk.10, HCC. Mk.12 (для королевской эскадрильи ВВС Великобритании).




 ЛТХ:
Модификация   WS-55-3
Диаметр главного винта, м   16.20
Диаметр хвостового винта, м   2.68
Длина,м   12.88
Высота ,м   4.00
Масса, кг  
  пустого   2159
  максимальная взлетная   3629
Тип двигателя   1 ПД Bristol Siddeley Gnome
Мощность, кВт   1 х 795
Максимальная скорость, км/ч   196
Крейсерская скорость, км/ч   167
Перегоночная дальность, км   834
Дальность с макс.загрузкой, км   174
Скороподъемность, м/мин   366
Практический потолок, м   4870
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   10 солдат или 8 носилок или 2268 кг груза в кабине или на подвеске


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Westland Whirlwind HAS.7   (c) Flight-Recorder
 Westland Whirlwind HAS.22
 Westland Whirlwind HAR.10
 Westland Whirlwind HAR.10    (c) Antonio Camarasa
 Westland Whirlwind HAR.10
 Westland Whirlwind HCC.12
 Westland WS-55 Whirlwind 1   (c) Biggin Hill
 Westland WS-55 Whirlwind 2   (c) Alex Christie
 Westland WS-55 Whirlwind 3   (c) Ian Haskell
 Пассажирская кабина Westland Whirlwind

  Схемы:

 Westland Whirlwind WS-55

  Варианты окраски:

 Whirlwind HAR.10   (c) Richard Vernon
 Whirlwind HCC.12

 



 

Список источников:

Самолеты Мира. Сергей Колов. Первый среди лучших

Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Westland "Whirlwind"
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
S.Harding. U.S.Army Aircraft since 1947


Уголок неба. 2011  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: