Реклама...

    


 
главная многоцелевые
   W-3W/U Sokół/Anakonda
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1991
Тип: Многоцелевой ударный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Впервые интерес к созданию польского ударного вертолёта появился ещё в начале 70-х годов. В то время польские конструкторы совместно с советскими готовили проект вертолёта W3 Sokol ("Сокол") - многоцелевой машины, предназначенной для замены Ми-2 во всём Варшавском блоке. Кроме того, поляки самостоятельно проводили работы по теме Ми-2.1. В её рамках они пытались найти конструкцию, отличную от глубокой модернизации Ми-2 в "Сокол", которую можно было бы положить в основу будущего польского вертолётостроения.

Следующий этап истории собственного польского ударного вертолёта начался в 1984 году. К тому времени взгляд на место боевого вертолёта на поле боя сильно изменился: из средства поддержки и защиты транспортных машин вертолёты превратились в самостоятельную ударную силу и главного охотника на танки. Хорошо понимали это и в Польше, тем более, что с 1978 года из СССР полякам поставлялись ударные Ми-24. Это позволило собрать данные о применении машин и конкретизировать мысли военных на эту тему.

Ми-24 был признан не полностью устраивающим польскую армию: отмечая хорошую скорость вертолёта и защищённость, польские военные считали значительными недостатками малую манёвренность и перегруженность конструкции. Неудивительно, что уже в 1984 году было инициировано проектирование на базе узлов "Сокола" польского ударного вертолёта. По своей концепции проект SW-3B снова оказался ближе к западным вертолётам, чем к советским. От Ми-24 его отличало радикальное уменьшение массы при сохранении достаточно мощной силовой установки.

Экипаж размещался схоже с Ми-24, но конструкция колпаков кабин была изменена из-за того, что у Польши не было технологии производства бронестекла сложной формы. Интересно разместили пушечное вооружение: на правом боку вертолёта с возможностью наведения по вертикали в достаточно большом секторе. Основное вооружение вертолёта составляли противотанковые управляемые ракеты. Систему управления огнём к ним предполагалось получить у СССР, а другую электронику частично закупить у нейтральных стран.

В 1990 году PZL-Swidnik представили проект ударного вертолёта W-3B Jastrzab ("Ястреб"), созданный на основе доработанного проекта SW-3B. Изменениям подверглась кабина пилотов, обзор экипажа был улучшен ценой небольшого падения защиты. Пушку перенесли с борта вертолёта в нос, под кабину. Проект предполагал массовое использование западных электроники и вооружения. В перспективе рассматривался и вариант продажи "Ястребов" на экспорт.

Первоначально военные поддержали как "Ястреб", так и проектируемый в то же время W-3L - увеличенный вариант обычного "Сокола". Предполагалось, что две этих машины станут основой польских вертолётных сил; кроме того, велись переговоры о продаже машин в Чехию. После развала СССР в 1991 году стало ясно, что в ближайшее время война Польше не грозит, что сразу же привело к отказу от финансирования многих военных программ, в их числе оказались W-3B и W-3L.

Тем не менее в PZL-Swidnik было принято решение продолжить работу над программами, сведя их для экономии в одну. К 1993 году подготовили проект нового многофункционального вертолёта на базе наработок по W-3L. Десантный отсек на 14 человек сохранили, кабину серьёзно переделали. Предполагалась установка новых двигателей, спроектированных совместно с южноафриканскими фирмами Kentron и Denel. Из ЮАР хотели получить и различную электронику. Отличительной особенностью проекта стала установка пушечной турели с 20-мм южноафриканским орудием для самообороны и прикрытия десанта.

На базе транспортного варианта был создан и ударный вертолёт с максимальной унификацией, сохранивший старое имя "Ястреб". Относительно предыдущих проектов машина значительно потяжелела, в основном из-за появления десантного отсека на шесть человек. Кабина была переработана с помощью специалистов из ЮАР и стала серьёзно напоминать их вертолёт AH-2 Rooivalk. Систему управления огнём и электронику также разработали в ЮАР, она была оптимизирована для применения как западного вооружения, так и бывшего советского.

Более 60% конструкции многофункционального и ударного вертолётов были унифицированы друг с другом, унификация с обычным W-3 составляла около 15%. Несмотря на хорошие характеристики спроектированных машин, интереса у польских военных они не вызвали. Также не удалось найти и иностранного покупателя, готового спонсировать не самое знаменитое польское вертолётостроение.

Тем не менее сотрудничество с ЮАР было решено продолжить, и на базе предыдущих наработок создать ударный вертолёт, минимально отличающийся от уже существующего W-3.

В конце 1993 года представили проект W-3WB Huzar ("Гусар"), на него перекочевали установка 20-мм орудия и часть системы управления огнём с предыдущих проектов. Для испытаний в Южную Африку направили один W-3, который был на месте модернизирован до уровня W-3WB.

Так же, как и в предыдущем случае, ни собственных военных, ни иностранных покупателей заинтересовать не удалось. Провал ожидал и другой проект по приданию "Соколу" ударных функций. Ещё с 1991 года в качестве запасного варианта в PZL-Swidnik разрабатывали проект установки на W-3 авионики от советского Ми-24В. Вертолёт W-3U Anakonda был вооружён лицензионной польской копией 23-мм пушки ГШ-23Л и имел возможность применять весь спектр вооружения Ми-24В. Несмотря на дешевизну и простоту проекта, даже на него денег не хватило. Иностранные покупатели также не проявили интереса: закупка того же освоенного и проверенного Ми-24 стоила не дороже. Несмотря на успешные испытания, вооруженные силы не проявили заинтересованности в этой модели. Вооружение с вертолета сняли, а образец переоборудовали в транспортную модификацию и продали его в Мьянму.

Несколько лет спустя совместно с фирмой "Denel" из Южной Африки была разработана следующая вооруженная модификация. Южноафриканская компания "Kentron" предоставила вооружение, и в результате получился вертолет W-3K. В 1999 году W-3K использовался в испытаниях французской противотанковой системы HOT/VIVIANE.

Единственными серийными вооруженными модификациями W-3 стали W-3W и W-3WA. Вариант W-3W вооружен двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23 по правому борту фюзеляжа и имеет четыре пилона для подвески бомбовых кассет ZR-8, или системы минирования Platan, или блоков НАР С-5 (55-мм) или С-8 (80-мм). Из окон кабины можно вести стрельбу из автоматов или пулеметов. Близкий по конструкции вариант W-3WA сертифицирован по требованиям FAR 29.

Пятая серийная партия W-3 для польской армии состояла из 20 вооруженных вертолетов в базовом варианте W-3W и усовершенствованного варианта W-3WA.





 Модификации :
W-3W Sokół  вариант с 23-мм двуствольной пушкой и 4 точками подвески.
W-3WA Sokół  модернизированный вариант W-3W.
W-3WB Huzar  проект ударного варианта с 20-мм пушкой.
W-3U Anakonda  вариант с авионикой от Ми-24ВЮ, с пушкой ГШ-23Л и 4 пилонами для различных вооружений.
W-3K  вооруженный вариант созданный совместно с компанией Denel.



 ЛТХ:
Модификация   W-3U
Диаметр главного винта, м   15.70
Диаметр хвостового винта, м   3.03
Длина,м   14.21
Высота ,м   4.20
Масса, кг  
  пустого   3630
  максимальная взлетная   6400
Внутренние топливо, л   1700 + опционально 1100
Тип двигателя   2 ГТД PZL-10V (ОМКБ Марс ТВД-10)
Мощность, кВт   2 х 662
Максимальная скорость, км/ч   240
Крейсерская скорость, км/ч   215
Практическая дальность, км   1225
Дальность действия, км   500
Скороподъемность, м/мин   540
Практический потолок, м   5100
Статический потолок, м   3000
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   10 солдат или 4 носилок и 1 сопровождающим или 2100 кг груза в кабине или на подвеске.
Вооружение:   одна 23-мм пушка ГШ-23Л с 250 патронами
  Боевая нагрузка на 4 узлах подвески
 УР воздух-воздух Стрела-2, ПТУР Малютка,
 ПУ В-8-10 10х80-мм НУР С-80, ПУ МАРС 2 16х55-мм НУР С-5, минoпостановщики ЗР-8 8 направляющих(120 мин) или ПЛАТАН 6 направляющих (36 или 54 мины)


 Доп. информация :


  Фотографии:

 W-3W (c) Kamil Olszowy
 W-3W (c) Marcin Eberlein
 W-3WA (c) Игорь Михелевич
 W-3WA
 W-3K    (c) PZL-Świdnik
 W-3K и его арсенал
 W-3U (c) PZL-Świdnik
 W-3U и его арсенал (c) PZL-Świdnik
 W-3U (c) PZL-Świdnik
 Вооружение W-3W/WA (c) PZL-Świdnik
 Кабина W-3WA (c) Grzegorz Okruszek

  Схемы:

 Варианты подвески вооружений

  Варианты окраски:

 W-3W
 W-3U
 W-3WB
 W-3WA

 



 

Список источников:

Warspot.ru. Юрий Кужелев. "Пираньи" и "Скорпионы" ≈ наследники "Лосей" и "Карасей"
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. PZL Swidnik W-3
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
Виктор Шунков. Боевые вертолеты
Lotnictwo 2020-04-06. Adam Golabek, Andrzej Wrona. Uzbrojone Sokoły
TBiU 208. P.Kempski, B. Kempski. Smiglowiec wielozadaniowy PZL W-3 Sokol
Samolotypolskie.pl. PZL W-3 "Sokol", 1979


Уголок неба. 2020  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: