главная многоцелевые
   SM-1
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1957
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


SM-1 - многоцелевой вертолет, разработанный   польской фирмой PZL Swidnik на основе вертолета  Ми-1. Необходимость высвободить мощности советской авиапромышленности под производство остро необходимых армии вертолетов Ми-4 и одновременная потребность ВВС и ГА в легких Ми-1 побудили руководство страны принять решение о передаче производства последних странам-сателлитам СССР. В наибольшей степени для этого подходила Польша, располагавшая квалифицированным персоналом авиапромышленности и необходимыми производственными мощностями. Освоив в 1952 г. выпуск истребителя Lim-1 (МиГ-15) и двигателя ВК-1, самолетостроители Польши на деле доказали свои возможности. В 1954г. был заключен межправительственный договор о производстве Ми-1 и его агрегатов в ПНР. Тогда же началось перепрофилирование авиазавода в Свиднике, ранее выпускавшего агрегаты для завода в Мелыде. Подготовка к выпуску принципиально нового изделия потребовала от коллектива предприятия освоения новых технологий и профессий, в чем значительную помощь оказала командированная из СССР группа инженеров.

Первый Ми-1 собрали в Свиднике из агрегатов, поставленных Советским Союзом. В мае 1956 г. советский летчик-испытатель Винницкий поднял его в небо. В том же месяце этот вертолет экспонировался на международной Лейпцигской ярмарке. К июлю летчики В.Винницкий и В.Обушко подготовили первых польских вертолетчиков: Януша Охалика, Тадеуша Папайского, Ришарда Косиола, Станислава Гаевского и Ришарда Витковского, которые впоследствии испытывали серийные машины и готовили пилотов на новую технику. 26 августа 1956 г. четверка польских Ми-1 была публично продемонстрирована общественности в ходе показательных полетов на аэродроме Окес. Серийные вертолеты получили наименование SM-1/300 (300 обозначало межремонтный ресурс лопастей несущего винта) и соответствовали Ми-1 Т. С начала 1957 г. вертолеты изготавливались из польских комплектующих, кроме двигателя. Однако уже к концу года мотор АИ-26В под обозначением Lit-З освоили на заводе в Жешуве.

В 1958 г. началось производство модификации SM-1/600 (аналога Ми-1А), на базе которой строилось серийно целое семейство вертолетов: SM-1D-краново-монтажный с бортовой лебедкой грузоподъемностью 120 кг, SM-1S - санитарный, SM-1Z -сельскохозяйственный и SM-1Sz-учебный. В 1960г. сборочный цех стали покидать SM-1W (аналог Ми-1М), ас 1963г. - усовершенствованныеSM-1Wb с бустерами в системе управления и цельнометаллическими лопастями несущего винта. Производство этого варианта продолжалось до 1965 г. Всего в Польше сделали 1597SM-1 всех модификаций, большинство из которых эксплуатировалось в СССР. Любопытно, что по количеству выпускаемых вертолетов авиазавод в Свиднике в середине 60-х значительно превосходил французский концерн Aerospatiale.








 



 ЛТХ:
Модификация   SM-1
Диаметр главного винта, м   14.35
Диаметр хвостового винта, м   2.50
Длина,м   12.09
Высота ,м   3.30
Масса, кг  
  пустого   1796
  нормальная взлетная   2230
  максимальная взлетная   2300
Тип двигателя   1 ПД Прогресс АИ-26В
Мощность, кВт   1 х 429
Максимальная скорость, км/ч   175
Крейсерская скорость, км/ч   130
Практическая дальность, км   380
Практический потолок, м   3500
Статический потолок, м   2700
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   2 пассажира и/или 255 кг груза


 Доп. информация :

  
 



 

Список источников:

Авиация и Время. Вадим Михеев. Милевская единичка
Авиация и Время. Андрей Хаустов, Александр Котлобовский. Большая карьера маленького вертолета
PZL Swidnik. History. SM-1


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: