главная многоцелевые
   AS.350 Ecureuil
       
Разработчик:  Aerospatiale (Eurocopter)
Страна: Франция
Первый полет: 1974
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Появившейся в 1975 году шестиместный легкий многоцелевой Aerospatiale AS 350 Ecureuil разработан для замены ветерана Alouette III. В ходе разработки вертолета упор был сделан на снижение эксплуатационных расходов и уменьшение шумности. С этой целью спроектировали новый трехлопастный несущий винт с совершенно новой втулкой, изготовленной из композитов и получившей фирменное ("Aerospatiale") название Starflex.

Разработка вертолета Ecureuil была начата в апреле 1973 года, при этом проектом предусматривалась возможность установки на вертолете как газотурбинного двигателя "Arriel" французской фирмы Turbomeca, так и двигателя LTS101 американской фирмы Lycoming. Первый полет опытного вертолета с двигателем LTS101 состоялся 27 июня 1974г, первый вертолет с двигателем "Arriel" впервые поднялся в воздух 14 февраля 1975г. Причина использования различных двигателей заключается в том, что оснащенный двигателем LTS101 и получивший название "Astar" вертолет предназначался для поставок на североамериканский рынок, где этот двигатель освоен в производстве и эксплуатации, а вертолет с двигателем "Arriel" поставлялся на другие рынки.

Обычные лопасти с петлевыми шарнирами заменили лопастями с шаровыми шарнирами, более простыми в обслуживании. Лопасти изготовлены из стеклопластика, кромки лопастей - стальные.

В конструкции фюзеляжа широко использованы перспективные материалы, включая поликарбонаты и композиты на основе стекловолокна. Оптимизированная для перевозки бизнес-пассажиров кабина имеет звукоизоляцию, позволяющую разговаривать, не повышая голоса. Высокая степень комфорта обеспечена как для пассажиров, так и для экипажа. Суммарный объем трех багажных отсеков составляет 1,33 м3.

Компания "Aerospatiale" в качестве основного рынка сбыта вертолетов рассматривала Северную Америку. Было разработано два основных варианта Ecureuil, которые отличались друг от друга двигателями. Предназначенный не для Северной Америки, вариант AS 350B оснащался одновальным ТВаД со свободной турбиной Turbomeca Arriel 1B мощностью 641 л.с., а на "североамериканском" варианте AS 350C, названном AStar, стоял ТВаД Avco Lycoming LTS101-600A.2 мощностью 616 л. с. Первым поднялся в воздух 27 июня 1974 года Ecureuil с ТВаД Lycoming (F-WVEH), 14 февраля полетел Ecureuil с ТВаД Arriel (F-WVKI).

В 1978 году был создан двухдвигательный вариант AS 355 Ecureuil 2, ряд конструктивных решений данной машины внедрили и на однодвигательные модели. Оптимизированный для полетов в условиях жары и высокогорья AS 350B1 получил несущий и рулевой винты с лопастями большей хорды от двухдвигательного Ecureuil 2 и новый ТВаД Arriel 1D мощностью 684 л. с. (440 кВт).

Максимальную взлетную массу увеличили на 250 кг. 14 мая 1985 года AS 350B1 установил новые мировые рекорды в своем классе - скороподъемности (3000 м за 2 мин 59 с) и высоты (6000 м и 9000 м). Поставки первых AS 350B1 начались в 1986 году. Увеличенная масса полезной нагрузки модели B1 позволила разработать AS 350 Firefighter, изначально предназначенный для Securite Civile. Под фюзеляжем установили обтекаемый бак емкостью 700 л.

В 1988-1989 годах в производство вместо AS 350B1 запустили AS 350B2 с ТВаД Arriel 1D1 мощностью 732 л. с. На рынок Северной Америки вышел AS 350D AStar с ТВаД AlliedSignal LTS 101-600A3 мощностью 615 л.с., эквивалент модели B2. "Eurocopter" предложил вариант B2 для эксплуатации в условиях жары и высокогорья с ТВаД Arriel 2B1 мощностью 847 л. с. - он получил обозначение AS 350B3.

Хотя Ecureuil предназначен, прежде всего, для гражданских заказчиков, военные ряда государств адаптировали вертолет для решения различных задач. "Aerospatiale" предложила вооруженный вариант AS 350L на базе гражданского AS 350B1, созданный с использованием компонентов AS 355.

AS 350L наследовал AS 350L2 с более широким ассортиментом вооружения, включавшим в том числе 20-мм пушку M621, установленный в дверном проеме 7,62-мм пулемет, два пулеметных контейнера и блоки НАР. Противотанковый вариант оснащался системой Saab/Emerson Electric Heli-TOW и был вооружен четырьмя ПТУР Hughes TOW. 12 таких вертолетов под обозначением AS 550C2 Fennec в 1990 году поставлено Дании. К другим военным вариантам относятся AS 550U2 (невооруженный, общего назначения), AS 550A2 (вооруженный, пушка или НАР), AS 550C2 (вооруженный, ПТУР), AS 550M2 (невооруженный, морской общего назначения) и AS 550S2 (вооруженный, морской противокорабельный). В 2010 году появился многоцелевой AS 550C3 Fennec.

Ecureuil по лицензии выпускала бразильская "Helibras" в вариантах HB 350B/B1 (невооруженный) и HB 350L1 (вооруженный) под общим наименованием Esquilo. HB 350B/B1 получил в ВВС Бразилии обозначения CH-50 (связной) и TH-50 (учебно-тренировочный). Армия Бразилии получила 36 вооруженных HB 350L1 под обозначением HA-1.

Военные Ecureuil поставлены также эмирату Абу-Даби (ОАЭ), Австралии, Бенину, Ботсване, Центрально-Африканской Республике, Дании (Сухопутные войска), Эквадору (Сухопутные войска), Франции (СВ и ВМС), Габону, Гвинее, Мали, Парагваю, Перу, Сингапуру и Тунису.

Конструкция.

Вертолет редставляет собой вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом и полозковым шасси. Силовые элементы фюзеляжа изготовлены из легкого алюминиевого сплава, а большинство несиловых элементов (люки, капот, обтекатели) - из поликарбонатов горячего формования или композиционных материалов (номекс, стекловолокно). Большая часть фюзеляжа занята кабиной размерами 2.42х1.65х1.35м, в передней части которой установлены кресла для пилота и одного из пассажиров, а задняя часть может быть использована для размещения груза, двух раненых на носилках или здесь могут быть установлены дополнительные 2-3 кресла для пассажиров. Для доступа в переднюю часть кабины предусмотрены двери, установленные на шарнирах по обе стороны фюзеляжа, а для доступа в заднюю часть кабины устанавливаются сдвижные двери. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлен неуправляемый стабилизатор и стреловидное хвостовое оперение с небольшим подфюзеляжным килем.

Трехлопастный несущий и двухлопастный рулевой винты снабжены лопастями, изготовленными из стеклопластика. Для защиты от эрозии лопасти несущего винта имеют стальные накладки. Особенностью несущего винта является изготовленная с широким применением стекловолокна втулка типа "Starflex". В отличие от втулки вертолета "Alouette", состоящей из 377 деталей, эта втулка состоит из 62 деталей, что положительно сказалось как при производстве, так и при эксплуатации винта.

Стандартный комплект пилотажного и навигационного оборудования позволяет выполнять полеты в простых и сложных метеорологических условиях в любое время суток. На вертолете может быть установлен автопилот. Предназначенные для использования полицией вертолеты оснащаются прожекторами, приборами ночного видения и громкоговорящими установками При использовании вертолета в поисково-спасательных операциях в проеме левой сдвижной двери может быть установлена электрическая лебедка грузоподъемностью 135кг.



 Модификации :
 SA.350B Ecureuil

 первая серийная модификация для гражданского использования.

 SA.350B-1 Ecureuil  модификация с ГТД Arriel 1D.
 SA.350B-2 Ecureuil  модификация с ГТД Arriel 1D1.
 SA.350B-3 Ecureuil  модификация с ГТД Arriel 2B.
 SA.350BA Ecureuil  модификация с ГТД Arriel 1B.
 SA.350BB Ecureuil  модификация с ГТД Arriel 1D1 для Министерства обороны Великобритании.
 SA.350С Ecureuil  модификация с ГТД Lycoming LTS-101-600A2.
 SA.350D Ecureuil  модификация с ГТД Lycoming LTS-101-600A2 для Северной Америки.
 SA.350L-1 Ecureuil

 военная экспортная версия с ГТД Arriel 1D и 20-мм пушкой GIAT M621 и различным легким вооружение (УР, НУР, ПТУР, контейнеры с пулеметами).

 SA.350L-2 Ecureuil  модификация SA.350L-1 1989 года с ГТД Arriel ID1
 AS.550 Fennec

 обозначение SA.350L-2 после создания в 1992 году Eurocopter.

 AS.550А2 Fennec  вариант вертолета с пушечно-пулеметным вооружением.
 AS.550С2 Fennec  вариант вертолета с разнообразными УР.
 AS.550М2 Fennec  морской невооруженный вариант.
 AS.550S2 Fennec  морской вооруженный вариант.
 AS.550U2 Fennec  вспомогательный вариант.
 НВ-350 Esquilo

 бразильский вариант построенный фирмой Helibras. Выпускались модификации В, В-1, L-1.




 ЛТХ:
Модификация   SA.350B-2
Диаметр главного винта, м   10.69
Диаметр хвостового винта, м   1.86
Длина,м   10.93
Высота ,м   3.34
Масса, кг  
  пустого   1169
  нормальная взлетная   2200
  максимальная взлетная   2450
Внутренние топливо, л   535
Тип двигателя   1 ГТД Turbomeca Arriel ID1
Мощность, кВт   1 х 510 (440)
Максимальная скорость, км/ч   272
Крейсерская скорость, км/ч   230
Практическая дальность, км   655
Скороподъемность, м/мин   450
Практический потолок, м   4500
Статический потолок, м   2870
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   5 пассажиров или 900 кг груза в кабине или 1135 кг на подвеске.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 AS.350B-1    (c) Joop de Groot
 AS.350B-2    (c) Michael Walter
 AS.350B-3    (c) Philip Preindl
 AS.350BA    (c) AirVenture.de
 Кабина пилота AS.350B-2   (c) Константин Тюрпеко

  Схемы:

 AS.350

  Варианты окраски:

 AS.350B-1      (c) AviationGraphic.com

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Eurocopter (Aerospatiale) AS 350, AS 355 Ecureuil, AS 555 Fennec и EC130
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Aerospatiale AS.350 "Ecureil"
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: