главная многоцелевые
   SA.341 Gazelle
       
Разработчик: Aerospatiale
Страна: Франция
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Проект многоцелевого легкого вертолета Aerospatiale X 300 имел близкое сходство с SA 318C Alouette II, использовал такой же двигатель Astazou II и трансмиссию. Отличался же он полностью закрытой обшивкой фюзеляжа, включая хвостовую балку, имел два кресла пилотов, полное двойное управление и две новинки: фенестрон, или встроенный хвостовой винт, и жесткий несущий винт фирмы Bolkow. Первый опытный экземпляр, названный SA 340.001, поднялся в воздух 7 апреля 1967г., а второй - 12 апреля 1968г.

Опытный экземпляр SA.341 Gazelle, оснащенный в соответствии с требованиями проявившей к нему интерес британской армии, был собран во Франции и затем перемонтирован в Великобритании компанией Westland, став прототипом Gazelle AH.Mk.I; первый полет состоялся 28 апреля1970г. 14 мая 1970г. появился первый опытный экземпляр SA 341. Он установил три рекорда скорости для вертолетов своего класса. Это в свою очередь вызвало к машине большой коммерческий интерес, воплотившийся в значительные заказы. Французский вариант SA 341.1001 (первый полет состоялся 6 августа 1971г.) имел удлиненную кабину, увеличенную хвостовую часть и более мощный двигатель Astazou IIIA. Первые серийные вертолеты Газель сборки компании Westland появились в начале 1972г. Вертолеты принятые на вооружение французской армией обозначались SA.341F Gazelle.

Вертолет предназначен для разведки и наблюдения, связи, перевозки личного состава, эвакуации раненых и транспортировки малых грузов, а также для огневой поддержки войск. Вертолет разрабатывался совместно французской фирмой Aerospatiale и английской фирмой Westland на основании соглашения, заключенного в 1967 году правительствами Франции и Великобритании.

Изначально были запущены семь модификаций: SA 341В (в британской армии под обозначением Gazelle AH.Mkl); SA 341С (в Королевских ВМС - учебный HT.Mk2);SA 341D (в Королевских ВВС - учебный НТ.МкЗ); SA 341Е (в Королевских ВВС - VIP-транспорт HCC.Mk4); SA 341F (во французской армейской авиации (ALAT) с двигателем Astazou Н_С); SA 341G (гражданский); SA341Н (военный экспортный). Когда производственная линия "Westland" закрылась в 1984 году, уже было построено 294 вертолета Gazelle, включая 282 для вооруженных сил Соединенного Королевства, из которых 212 были вертолеты AH.Mkl. Вертолет НСС.Мк4 был построен в небольшом количестве. В конце 1980-х годов около 70 машин было оснащено оптической аппаратурой для поиска целей.

Из 170 вертолетов SA 341F французской ALAT (армейской авиации) 40 было вооружено комплектами из 4-х противотанковых управляемых ракет Euromissile HOT(SA 341М). Еще на 62-х вертолетах установили 20-мм пушки GIAT М621 на правом борту и прицел SFOM 80 (SA341F/Canon). Остальные оснащались бортовыми системами наблюдения и разведки SFIM М334 Athos, как на вертолетах AS 532 Cougar.

Конструктивной особенностью вертолета является жесткий трехлопастный несущий винт, разработанный в сотрудничестве с германской фирмой Boelkow, и многолопастный рулевой винт, установленный в туннельном канале в вертикальном оперении (фенестрон). Вертолет имеет обтекаемый фюзеляж типа полумонокок с большой площадью остекления кабины, расположенной в передней части фюзеляжа. В кабине, кроме экипажа в составе 1-2 летчиков, могут разместиться 3-4 пассажира или груз массой до 270кг.

Для доступа в кабину с обеих сторон фюзеляжа имеются по две двери. Задняя часть фюзеляжа плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлены вертикальное оперение и стабилизатор. Вертолет оснащен лыжным шасси, на которое могут быть дополнительно установлены колеса или надувные баллонеты.

Силовая установка состоит из одного газотурбинного двигателя фирмы Turbomeca ╚Astazou╩ III. Двигатель установлен в обтекателе в верхней части фюзеляжа и снабжен устройством для уменьшения теплового излучения. Емкость установленных в фюзеляже топливных баков составляет 545л, возможна установка дополнительного топливного бака емкостью 200л.

Конструкция.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом "фенестрон", одним ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок. Основным силовым элементом является жесткая платформа, состоящая из двух продольных коробчатых лонжеронов и поперечных балок. К передней части платформы крепится фонарь остекления, к задней - хвостовая балка монококовой конструкции из алюминиевого сплава с обшивкой из слоистых панелей с сотовым заполнителем. На хвостовой балке установлены вертикальное оперение с рулевым винтом и стабилизатор. На платформе укреплена сварная рама из легкого сплава, к которой крепятся окна и двери кабина экипажа. К центральной части рамы, выполненной из легких слоистых панелей с сотовым заполнителем и содержащих багажный отсек и основной топливный бак, крепится главный редуктор. К задней части рамы, выполненной из KM, крепятся двигатель и хвостовая балка. Платформа для трансмиссии также выполнена из КМ. В кабине расположены два сиденья: спереди - для экипажа и общее сиденье, сзади - для трех пассажиров. С каждой стороны кабины имеется открывающаяся наружу дверь, сразу за которой/ расположена открывающаяся во внутрь дополнительная грузовая дверь. В полу кабины площадью 1.5м2, выполненном из слоистых панелей с сотовым заполнителем, имеются узлы для крепления груза. Доступ в багажное отделение осуществляется через заднюю перегородку или через вспомогательную дверь с правой стороны фюзеляжа. Кабина снабжена системой вентиляции, предусмотрена установка системы обогрева. Конструкция планера рассчитана на эксплуатацию в широком диапазоне температур: от -35 до +50╟С. В военном варианте предусмотрено бронирование кабины экипажа.

Вертикальное оперение стреловидное с несимметричным профилем, установленным под углом к продольной оси хвостовой балки, создает боковую силу в полете для уравновешивания реактивного крутящего момента.

Стабилизатор прямоугольной формы в плане с перевернутым профилем, размахом 1.93м и площадью 1.8м2. На концах стабилизатора установлены шайбы, имеющие стреловидность по передней кромке.

Шасси лыжное крепится к фюзеляжу с помощью изогнутых стальных труб. Стойки лыж снабжены обтекателями. В задней части каждой лыжи может быть установлено колесо. Предусмотрена возможность установки поплавкового шасси. Колея шасси 2м.

Несущий винт трехлопастный с полужестким креплением лопастей. Втулка выполнена за одно целое с валом несущего винта, имеет горизонтальные и осевые шарниры (вертикальные шарниры отсутствуют). Колебания лопастей в плоскости вращения ограничены упругими элементами, имеющими слоистую конструкцию из металла и силиконового эластомера. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из КМ и включают лонжерон, обшивку и сотовый заполнитель; могут вручную складываться для хранения. Хорда лопасти 0.3м, профиль лопасти NACA 0.012, площадь лопасти 1.57м2, окружная скорость концов лопастей 208м/с. Тормоз несущего винта обычного типа.

Рулевой винт - вентилятор типа "фенестрон" диаметром 0.695м, с жестким креплением лопастей, установлен в кольцевом канале в вертикальном оперении. Фенестрон имеет 13 цельнометаллических лопастей, штампованных из легкого сплава. В конструкции осевых шарниров втулки использованы самосмазывающиеся подшипники. Нагрузки от центробежных сил воспринимаются торсионами.

Силовая установка. Двигатель установлен сверху фюзеляжа позади кабины и закрыт обтекателем. На сопле двигателя установлен дефлектор, уменьшающий тепловое излучение вертолета. Сухая масса двигателя - 160кг.

Трансмиссия состоит из главного редуктора (редуктор двигателя и несущего винта), расположенного впереди двигателя над задней частью кабины, промежуточного редуктора, расположенного над двигателем, редуктора рулевого винта и соединительных валов.

Топливная система включает два топливных бака общей емкостью 545л (один расположен под багажным отсеком). Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 200л в задней части кабины в перегоночном варианте. Запас масла 14.6л для двигателя и 3.5л для редуктора.

Система управления гидравлическая, с давлением 3.9Мпа, включает три гидроусилителя несущего винта, и гидроусилитель рулевого механического винта. В случае отказа гидроусилителей используется обычная механическая система управления. Электрическая система постоянного тока с напряжением 28В питается от генератора мощностью 4кВт, приводимого от двигателя и электрической батареи емкостью 40 А*ч. Система переменного тока с напряжением 28В питается от мотор-генератора с мощностью 0.5кВт, напряжением 115/200В и частотой 400 Гц.

Электронное оборудование. Дополнительное связное оборудование включает приемопередатчики дециметрового, метрового и коротковолнового диапазонов, переговорные устройства и приемники сигналов. Дополнительное навигационное оборудование включает радиокомпас, радиовысотомер и всенаправленный УКВ-маяк. Могут быть установлены оборудование для полетов по приборам и автопилот. На противотанковом варианте AS.342M могут быть установлены автопилот PA85G, автономная система навигации "НАДИР", доплеровский радиомаяк и оборудование для ночных полетов.

Вооружение может включать: два контейнера НАР калибром 70мм, две УР AS.12 класса "воздух-земля" с электродистанционной системой наведения и гидростабилизированным прицелом АРХ-334, четыре (шесть) ПТУР "Хот" с гиростабилизированным прицелом АРХ-379, два пулемета калибром 7.62мм или одну пушку GIAT калибром 20мм.



 Модификации :
 SA.341B (Gazelle AH. Mk. I)  многоцелевой вертолет для армейской авиации Англии.
 SA.341C (Gazelle HT. Mk.II)  учебный вертолет для ВМС Англии.
 SA.341D (Gazelle HT. Mk.III)  учебный вертолет для ВВС Англии.
 SA.341E (Gazelle HCC. Mk.IV)  вертолет связи для ВВС Англии.
 SA.341F  многоцелевой вертолет для армейской авиации Франции.
 SA.341F/Canon

 ударный вертолет огневой поддержки с 20-мм пушкой М621.

 SA.341G  вспомогательный вертолет.
 SA.341J  гражданская модификация.
 SA.341H  экспортная версия SA.341F.
 SOKO SA-341H Partizan

 многоцелевой ударно-разведывательный вертолет производимый югославской фирмой SOKO. Вооружение вертолета - 4 ПТУР ПУР-62 Фаланга (АТ-2) или ПУР-64 Малютка (АТ-3) и 2 УР "воздух-воздух" Стрела-2.




 ЛТХ:
Модификация   SA.341F
Диаметр главного винта, м   10.50
Диаметр хвостового винта, м   0.695
Длина,м   9.53
Высота ,м   3.18
Масса, кг  
  пустого   920
  максимальная взлетная   1800
Внутренние топливо, л   445 + опционально 290
Тип двигателя   1 ГТД Turbomeca Astazou IIIA
Мощность, кВт   1 х 440
Максимальная скорость, км/ч   310
Крейсерская скорость, км/ч   264
Практическая дальность, км   670
Дальность действия, км   360
Скороподъемность, м/мин   540
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   2850
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   3 пассажира или 700 кг груза на подвеске
Вооружение (опционально):   одна 20-мм пушка GIAT М621
 Боевая нагрузка - 500 кг на 2 узлах подвески
 2 контейнера с 7.62-мм пулеметом AA52 или FN-MAG, или
 2 УР воздух-поверхность AS.12 или 2х2 AS.11, или
 2х2 ПТУР TOW, или
 2 ПУ Thomson-Brandt 68-7 (7x68-мм) или 68-12 (12х68-мм) или Matra HALMA 12х68-мм или ПУ 70-мм или 80-мм НУР.


 Доп. информация :


  Чертеж "Aerospatiale SA.342 Gazelle (1)"
  Чертеж "Aerospatiale SA.342 Gazelle (2)"
  Фотографии:

 Первый прототип SA.340
 Второй прототип SA.340
 Первый предсерийный SA.341
 SA.341B Gazelle AH.1   (c) Rick Ingham
 SA.341B Gazelle AH.1   (c) Andy Walker
 SA.341C  Gazelle HT2   (c) Simon Thomas
 SA.341D   (c) Chris Lofting
 SA.341F   (c) Jacques Lienard
 SA.341H Partizan   (c) Miroslav Bozovic
 SOKO HN-42M Gama (ударный вариант SA 341H)   (c) Bosanska Krupa
 Кабина пилота SA.341F    (c) Javier Gonzalez

  Схемы:

 SA.341
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 SA.341B Gazelle AH.1
 SA.341F

 



 

Список источников:

Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Aerospatiale SA-341/342 "Gazelle"
de Agostini. Мировая Авиация. Aerospatiale (Sud) SA 341/SA 342 Gazelle
Е.И.Ружицкий. Вертолеты
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
PKL. Milosz Rusiecki, Robert Senkowski. Gazelle
Airliners.net. The Aerospatiale SA-341/342 Gazelle


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: