главная пассажирские
   Ми-14ПЖ
       
Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1993
Тип: Пожарный вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Еще одним направлением в конверсии Ми-14 стало создание его противопожарных вариантов. Первый такой вертолет, получивший обозначение Ми-14 ПЖ ╚Элиминатор╩, разработала в 1993 г. германо-российская фирма ╚Аэротек╩ при участии МВЗ. При переоборудовании использовали тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и систему забора воды, позволявшую производить заправку на висении из источника глубиной не менее 0,3 м и заполнять бак за 1,5-2 мин. Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном (залповом) он происходит не более чем за 3 с, в управляемом - за 15 с. Вертолет может применяться днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-96 гг. из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ применяли для борьбы с пожарами в Испании и Португалии.

Свой вариант Ми-14ПЖ разработала украинская компания ╚Пассат╩ (главный конструктор - С.К.Ткачиборода). Характеристики машины и ее пожарного оборудования схожи с вышеописанным аналогом, например, используется бак для воды такой же емкости, однако вместо мотопомп для забора воды применены вакуумные электронасосы. В качестве базы использовался Ми-14БТ, который переделали на Севастопольском авиаремонтном заводе Минобороны Украины. С вертолета сняли военные системы, при этом зашили место установки обтекателя антенны РЛС в носовой части лодки. На борту разместили метеорадар ╚Контур╩, а также радиосвязное оборудование для полетов по международным трассам.

В декабре 1999 г. на базе Государственного авиационного научно-испытательного центра ВС Украины (преобразовано из 3-го управления ГК НИИ ВВС) прошли Госиспытания вертолета. Их проводила бригада испытателей, среди которых были ведущий инженер В.А.Дмитриев; летчики Ю.М.Тишков, С.М.Тишков, Ю.А.Гладкий, А.В.Лихота; штурман И.В.Плахотнйк и бортинженер Н.А.Второв. Машина получила положительное заключение и рекомендацию для выпуска установочной серии. Летом 2000 г. вертолет впервые применили для тушения лесного пожара в районе Ялты. Пилотировал его С.М.Тишков. В декабре того же года Департамент авиатранспорта Украины выдал Ми-14ПЖ свой сертификат. Фирма ╚Пассат╩ и Севастопольский АРЗ переоборудовали второй такой вертолет, который прошел испытания в 2003 г.

Начиная с 2001 г., первый разработанный ╚Пассатом╩ Ми-14ПЖ эксплуатируется украинской авиакомпанией ╚Велес╩. Летние сезоны 2001 и 2002 гг. вертолет провел в Турции, а 2003 г. - в Греции, где принял участие в тушении лесных пожаров. На нем работали несколько экипажей во главе с А.И.Цибульняком, В.Ю.Захаровым, В.А.Богомоловым, В.М.Крыловым. Летать пришлось в жару, когда столбик термометра показывал в тени +40╟С, что не позволяло поднимать более 3 т воды. Ее забор часто производили из соленых водоемов, при этом висевший в трех метрах от поверхности вертолет находился в плотном облаке водяной пыли. Однако, несмотря на сложные условия эксплуатации, машина, в целом, зарекомендовала себя очень хорошо и продемонстрировала высокую эффективность тушения.





 



 ЛТХ:
Модификация   Ми-14ПЖ
Диаметр несущего винта, м   21.29
Диаметр рулевого винта, м   3.91
Длина,м   18.38
Высота ,м   6.93
Масса, кг  
  пустого   8900
  максимальная взлетная   13600
  максимальная взлетная   14000
Внутренние топливо, л   3795
Тип двигателя   2 ГТД Климов ТВ3-117М
Мощность, л.с.   2 х 1950
Максимальная скорость, км/ч   230
Крейсерская скорость, км/ч   210
Практическая дальность, км   1200
Практический потолок, м   4000
Статический потолок, м   1600
Экипаж, чел   4
Полезная нагрузка:   до 24 пассажиров или 3000 кг груза


 Доп. информация :

 
   Фотографии:

 Ми-14ПЖ фирмы ╚Аэротек╩
 Ми-14ПЖ авиакомпании ╚Велес╩ ╘ Андрей Совенко
 Ми-14ПЖ авиакомпании ╚Велес╩
 Сброс воды с Ми-14ПЖ

 



 

Список источников:

Авиация и Время. Александр Брндарев, Игорь Величко. "Четырнадцатая" Миля
Крылья Родины. Вадим Михеев. Амфибия Ми-14


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: