главная многоцелевые
   Ка-62
       
Разработчик: ОКБ Камова
Страна: Россия
Первый полет: 2014
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Складывающаяся к началу девяностых годов известная негативная обстановка в стране, обусловленная болезненным периодом начала становления рыночных отношений во всех промышленно-экономических структурах, практически "обесточила" финансовые потоки на опытно-конструкторские работы.

И ОКБ им. Н.И.Камова с целью привлечения инвестиций в инициативном порядке в 1990 году разворачивает работы по созданию гражданской версии вертолета В-60 под шифром Ка-62. Руководство работами поручается заместителю начальника отдела технических проектов ОКБ Губареву Б.А. и ведущему конструктору Фурману В.А.

На основе аэродинамической модели формы планера вертолета Ка-60 строится макет вертолета Ка-62, интерьер которого был выполнен в грузовом и пассажирском вариантах. Транспортная кабина вертолета объемом до 6,0 м2 позволяла вмещать до 10 пассажиров в экономическом классе или 6 человек в классе "VIP-купе", или обеспечивать механизированную погрузку груза весом до 450 кг.

Макет вертолета Ка-62 в 1991 году демонстрировался на первом в России международном авиационном салоне, проходившем на ВДНХ.

Кабина экипажа вертолета Ка-62 была оборудована амортизационными креслами, а приборная панель впервые в отечественном вертолетостроении оснащена электронным оборудованием на основе жидкокристаллических дисплеев , созданной коллективом авторов НИИАО, в числе которых сотрудники ОКБ им. Н.И.Камова √ Губарев Б.А. и Крыгин В.Г.

В последующий период девяностых годов ОКБ им. Н.И.Камова усилено продвигает на рынок вертолет Ка-62, демонстрируя его макет на всех, ставших регулярными, авиасалонах  и параллельно активно ведет переговоры по созданию совместных предприятий с различными западноевропейскими фирмами, как например английской фирмой Rolls-Royce и итальянской фирмой Agusta.

Вертолет Ка-62 является первым вертолетом АООТ "Камов", выполненным по одновинтовой схеме с рулевым винтом в вертикальном оперении. Большое внимание при проектировании вертолета было обращено на повышение его эффективности за счет увеличения крейсерской скорости, уменьшения удельного расхода топлива и увеличения весовой отдачи, а также за счет снижения трудоемкости технического обслуживания.

Проведенные совместно с ЦАГИ теоретические и экспериментальные исследования позволили значительно уменьшить аэродинамическое сопротивление вертолета, а использование усовершенствованных профилей и оптимизация конфигурации лопастей обеспечили увеличение относительного и пропульсивного КПД и достижение максимального эквивалентного аэродинамического качества, равного 4.

Вертолет Ка-62 построен по одновинтовой схеме с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Лопасти винтов и планер на 60 процентов по массе выполнены из полимерных композиционных материалов. Планер отличается совершенными аэродинамическими обводами, вместительной транспортно-пассажирской кабиной и трехстоечным шасси с хвостовой опорой. Силовая установка включает двигатели нового поколения модульной конструкции разработки Рыбинского конструкторского бюро моторостроения под руководством генерального конструктора А.С.Новикова. Гражданская модификация от базовой военной использует высокие крейсерскую скорость, топливную эффективность и транспортную производительность, широкие дверные проемы транспортной кабины по обоим бортам фюзеляжа.

Вертолет может использоваться для перевозки пассажиров с надлежащим комфортом, транспортировки грузов внутри кабины и на внешней подвеске, оказания экстренной медицинской помощи, выполнения аварийно-спасательных работ, ведения ледовой разведки и различного рода патрульных операций, контроля водных границ и границ экономических зон, обслуживания шельфовых газо- и нефтепроводов и др.

Вертолет Ка-62 спроектирован с учетом международных требований по безопасности полетов. Обеспечены полет и посадка с одним работающим двигателем. Травмобезопасность пилота и пассажиров на случай грубой посадки гарантируется комплексом мер, в том числе энергопоглощающей конструкцией шасси и кресел. Рулевой винт в киле защищен от случайных повреждений. Машина оснащена эффективными противообледенительной и противопожарной системами.

Ка-62 может иметь как стандартное оборудование базового транспортного варианта для полетов в условиях визуальной видимости, так и комплекс для пилотирования винтокрылого аппарата по приборам в любых погодных условиях с использованием аппаратуры спутниковой навигации. Экспортный вариант вертолета может по желанию заказчика иметь двигатели и авионику зарубежных фирм.

В 2012 году, на выставке HeliRussia 2012 состоялась презентация макета Ка-62, представляющего собой обновлённую конструкцию вертолёта. Внешняя схема и компоновка вертолёта были сохранены, основные изменения затронули шасси и моторный отсек так как вместо российских турбовальных двигателей РД-600 на машину будут устанавливаться французские Turbomeca Ardiden 3G. Редуктор и трансмиссию будет поставлять австрийская фирма Zoerkler.

Производство планируется развернуть на заводах холдинга "Вертолёты России": на ААК "Прогресс" (сборка вертолётов) и на ОАО "КумАПП" (компоненты несущего и рулевого винтов). На данный момент на арсеньевском заводе начато производство двух опытных образцов.

По результатам испытаний в 2013 году вертолет потребовал доработок, сертификация запланирована не ранее 2015 года. На доработки выделено дополнительное финансирование. В то же время, пробные полеты военной версии планируется начать уже в марте 2014 года. В июле 2014 года компанией "Транзас" поставлены три первых интегрированных пилотажно-навигационных комплекса КБО-62 для опытных машин и проведения летных испытаний. До первого квартала 2016 года должна быть осуществлена поставка первых семи машин на экспорт.

"Вертолеты России" планируют продемонстрировать первый летный образец Ка-62 на авиасалоне МАКС-2013 в конце августа этого года.

Конструкция.

Вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом в вертикальном оперении, с двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция вертолета отличается широким применением КМ, составляющих более 50% массы конструкции.

Фюзеляж отличается хорошими аэродинамическими формами (площадь эквивалентной вредной пластинки около 1.25 м2), имеет металлический каркас со шпангоутами и продольными балками и обшивку из слоистых панелей из КМ на основе стекло- и углепластиков. Фюзеляж состоит из четырех секций: кабины экипажа, средней части с грузопассажирской кабиной, хвостовой балки с горизонтальным оперением и вертикального оперения с каналом для рулевого винта. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления и силовой набор фонаря из КМ, двери по бокам кабины открываются наружу против потока. Сиденье летчика расположено с правой стороны (впервые для отечественных вертолетов), чтобы исключить дублирование органов управления оборудованием при экипаже из двух летчиков, в этом случае устанавливаются органы управления для второго летчика.

В средней части фюзеляжа размещена грузопассажирская кабина размерами 3.3 х 1.75 х 1.3м с большими сдвижными грузовыми дверьми размерами 1.3 х 1.25м. На хвостовой балке эллипсовидного сечения установлен неуправляемый стабилизатор размахом 3м, прямоугольной формы в плане, с большими концевыми шайбами с несимметричным профилем для создания боковой аэродинамической силы и разгрузки рулевого винта. К хвостовой балке пристыковано большое вертикальное оперение с профилированным каналом для рулевого винта, сверху которого установлен киль с несимметричным профилем.

Шасси трехопорное, убирающееся, с хвостовой самоориентирующейся опорой телескопического типа со сдвоенными колесами, убирающейся назад в хвостовую балку. Главные опоры рычажного типа с азотно-масляными амортизаторами убираются вперед и вбок в фюзеляж. На опорах могут быть установлены надувные баллонеты для аварийной посадки на воду.

Несущий винт четырехлопастный с упругим креплением лопастей. Корпус втулки изготовлен из стеклоуглепластика, разъемный, втулка имеет только самосмазывающиеся подшипники вертикальных шарниров, вместо горизонтальных и осевых шарниров используются торсионы из пакета стальных пластин и упругие элементы из стеклопластика.

Лопасти цельнокомпозиционные, прямоугольной формы в плане, со стреловидной законцовкой. Двухконтурный лонжерон имеет форму носка профиля, вдоль носка проходит резиновое покрытие с электрической противообледенительной системой. Хорда лопасти 0.53м.

Рулевой винт диаметром 1.4м, с жестким креплением лопастей, с осевыми шарнирами. Лопасти с хордой 0.089м имеют прямоугольную форму в плане, носовая часть лопасти защищена абразивостойкой титановой оковкой.

Силовая установка состоит из двух ГТД РД-600 взлетной мощностью по 955кВт и крейсерской мощностью по 735 кВт. Предусмотрен режим чрезвычайной мощности 1139кВт, развиваемый одним двигателем в течение 2.5 мин при выходе из строя другого двигателя. Двигатели установлены в общем обтекателе за валом несущего винта, воздухозаборники над обтекателем снабжены противообледенительной воздушно-тепловой системой. Двигатели оснащены цифровой электронной системой регулирования с полным резервированием каналов, имеют модульную конструкцию. Модуль генератора объединяет четырехступенчатый компрессор с тремя осевыми и одной центробежной ступенью, кольцевую противоточную камеру сгорания и двухступенчатую турбину привода компрессора. Свободная турбина также двухступенчатая. Двигатель имеет длину 1.56м, ширину 0.76м и высоту 0.72м, сухая масса 220 кг. Запуск двигателей осуществляется от вспомогательной силовой установки АИ-9.

Топливная система включает 4 мягких бака общей емкостью 1100л, размещенных под полом кабины, с подкачивающими насосами для питания двигателей от любой группы баков.

Трансмиссия с двухступенчатым главным редуктором рассчитана на передачу взлетной мощности 1910кВт, хвостовой редуктор одноступенчатый.

Система управления с гидравлическими рулевыми приводами, объединенными в общий блок на корпусе редуктора и жесткими тягами, включает загрузочные триммерные механизмы.

Гидросистема состоит из двух автономных подсистем, первая обеспечивает питание рулевых приводов, вторая ≈ системы уборки колес и их тормозов.

Электрическая система состоит из двухканальной системы переменного трехфазного тока с двумя бесконтактными генераторами мощностью по 30кВт и двухканальной системы постоянного тока с двумя выпрямителями и аккумуляторной батареей.

Оборудование. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную стабилизацию угловых положений вертолета, полет по заданному курсу и заданной линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полета. В кабине установлены два многофункциональных индикатора на ЭЛТ. На спасательном варианте предусмотрена лебедка грузоподъемностью 300кг.




 ЛТХ:
Модификация   Ка-62
Диаметр главного винта, м   13.5
Длина,м   13.25
Высота ,м   4.1
Масса, кг  
  пустого   3730
  максимальная взлетная   6250
Тип двигателя   2 ГТД РД-600
Мощность, кВт   2 х 955
Максимальная скорость, км/ч   300
Крейсерская скорость, км/ч   260
Боевой радиус действия, км   720
Скороподъемность, м/мин   702
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   16 пассажиров или 2500 кг груза


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Макет Ка-62 на МАКСе
 Макет Ка-62 на МАКСе
 Первый летный образец Ка-62
 Первый летный образец Ка-62
 Первый летный образец Ка-62
 Пассажирский салон Ка-62  (c) Макс Брянский
 Кабина пилотов Ка-62  (c) Сергей Римша

  Схемы:

 Ка-62

  



 

Список источников:

Борис Губарев. Ка-62. Хроника утраченных возможностей
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Камов Ка-62
ОКБ Камова. Справочник вертолетов фирмы Камов. Ка-62
Е.И.Ружицкий. Вертолеты


Уголок неба. 2014  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: