главная многоцелевые 
   Bo.105
       
Разработчик: MBB
Страна: Германия
Первый полет: 1967
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1961 г. фирма "Бельков", входившая в объединение "Мессершмшт-Бельков-Блом" (МВБ), начала по собственной инициативе разработку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое применение для гражданских и военных целей. Для вертолета был разработан новый тип несущего винта с жестким креплением лопастей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевыми шарнирами подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самолетов. Маховое движение лопастей обеспечивалось благодаря их большой упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика. Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разработке было принято в 1964 г. при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших на 60% разработку вертолета.

Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Аллисон 250-С18 и шарнирным несущим винтом от вертолета Уэстленд "Скаут" начал проходить наземные испытания в сентябре 1966 г., однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резонанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опытным вертолетом с жестким несущим винтом, который совершил первый полет 16 февраля 1967 г. Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД BMW6022 состоялся 20 декабря 1967 г., однако предпочтение было отдано американским ГТД Аллисон 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, которые начали проходить летные испытания в 1969 г. и были сертифицированы в ФРГ в 1971 г. и в США в 1972 г.

Правительством ФРГ в 1976 г. были заказаны для министерства обороны 227 вертолетов Во.105М в разведывательном и связном вариантах VBH и 212 Во.105Р в противотанковом промежуточном варианте РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 годах.

Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 г. и к 1994 г. было произведено более 1400 вертолетов, из них примерно 800 гражданских и 600 военных, которые поучили широкое применение и используются в 40 странах. Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии с 1975 г. на Филиппинах, где фирмой "PADC" было построено 76 вертолетов; в Индонезии, где фирмой "IPTN" было построено 155 вертолетов; в Испании, где фирмой "CASA" было построено 160 вертолетов; в Канаде, где отделением фирмы "МВВ Канада" произведено 250 вертолетов, и в Чили, где фирмой "ENAER" было произведено 96 вертолетов.

Для армии ФРГ поставлено 124 разведывательных вертолета BO.105M/VBH и 219 противотанковых вертолетов Во.105/РАН-1, поставки которых были завершены в 1984 г. Поставлено 12 вертолетов ВМС Мексики и 24 - армии и ВВС Швеции. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во.105 СВ, в том числе 18 - для армейской разведки, 14 - для наблюдения, 28 - противотанковых. Цена вертолета Во.105 CBS (по курсу 1992 г.) составляла 1,95 млн долларов, вертолета Во.105 LS - 2,2 млн долларов.

Вертолеты Во.105 отличаются высокой маневренностью, на них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова. На вертолетах Во.105 установлен ряд международных рекордов, среди которых рекорд дальности 1714 км в 1974 г.

Конструкция.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме, с рулевым винтом, двумя ГТД и лыжным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, из алюминиевых сплавов. Обтекатели двигателей и другие несиловые элементы выполнены из стеклопластика. В носовой части расположена кабина с двумя сиденьями - для летчика и второго летчика (или пассажира) и тремя съемными сиденьями для пассажиров. Длина кабины 4,55 м, ширина 1,4 м, высота 1,25 м, объем 4,8 м3. По бокам фюзеляжа расположены две передние двери на петлях и две задние двери, сдвигаемые по направляющим. В задней нижней части кабины находится багажный отсек размерами 1,85 х 1,2 х 0,57 м с задним грузовым люком с открывающимися в стороны створками. При снятых задних сиденьях в кабине и багажном отсеке можно установить двое носилок. Пол кабины и багажного отсека состоит из семи съемных панелей, обеспечивающих доступ к топливным бакам и проводке системы управления. Силовая панель под двигателями выполнена из титанового сплава. Коническая хвостовая балка типа полумонокок, с передней частью, выполненной заодно с фюзеляжем, и отъемной задней частью. Киль и стабилизатор с концевыми шайбами, неуправляемые.

Несущий винт четырехлопастный, с жестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, складывающиеся, выполнены из армированного стеклопластика с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка, в комлевой части снабжены маятниковыми гасителями колебаний. Профиль лопасти модифицированный несимметричный NACA 23012 с увеличенной кривизной носка, хорда лопасти 0,27 м, крутка линейная -8╟. Втулка из титанового сплава имеет только осевые шарниры с роликовыми подшипниками и торсионами из стальных лент. Окружная скорость концов лопастей 218 м/с.

Рулевой винт двухлопастный, диаметром 1,9 м, с полужестким креплением лопастей. Лопасти прямоугольной формы в плане, выполнены из армированного стеклопластика, с противоэрозионной накладкой из титанового сплава вдоль носка. Профиль лопасти NACA 0012, хорда лопасти 0,12 м. Окружная скорость концов лопастей 221 м/с.

Силовая установка состоит из двух турбовалъных ГТД со свободной турбиной Аллисон 250-С20В или С28С, установленных в верхней части фюзеляжа. Выхлопные патрубки отогнуты под углом 45╟. Сухая масса двигателя 71,5 кг.

Трансмиссия состоит из трехступенчатого главного, промежуточного и хвостового редукторов, валов привода вспомогательных агрегатов. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 14,2:1, к рулевому винту 2,7:1. Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 514 кВт/690 л. с. при работе двух двигателей и 283 кВт/380 л. с. при работе одного двигателя.

Топливная система состоит из основного и расходного мягких топливных баков общей емкостью 580 л, четырех топливных насосов, фильтров, клапанов и трубопроводов. Возможна установка дополнительных баков. Система смазки двигателей включает масляный бак емкостью 12 л, трансмиссии - 11,6 л.

Шасси неубирающееся лыжное. Амортизация осуществляется за счет упругой деформации поперечных стоек. На лыжи могут устанавливаться съемные колеса (для передвижения по земле) или четыре надувных баллонета. Колея шасси 2,5 м; длина лыж 2,7 м.

Система управления несущим винтом модульная, резервированная, бустерная, с давлением 10,2 мПа/ 105 кг/см2 и расходом 6,2 л/мин. Электрооборудование включает два стартер-генератора постоянного тока напряжением 24 В и емкостью 22 А ч и розетку разъема наземного питания.

Оборудование стандартное включает KB- и УКВ-радиостанции, приборы пилотирования, контроля работы двигателей, навигации с использованием доплеровской PJIC, систему повышения устойчивости, спасательную лебедку и посадочную фару.




 Модификации :
 Во.105A  первый серийный вариант с двумя ГТД Allison 250-C18;
 Во.105ATH  противотанковый вертолет. Вооружён ПТУР Хот. Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании;
 Во.105 С и СВ  базовый гражданский и военный вертолеты с двумя ГТД Аллисон 250-С-20 взлетной мощностью по 290 кВт/400 л. c.;
 Во.105 CBS  гражданский вертолет с увеличенной по длине кабиной на 6 мест и удлиненным на 0,25 м фюзеляжем; модификация была разработана совместно с фирмой "Боинг-Вертол" в соответствии с требованиями североамериканского рынка; произведено 616 гражданских вертолетов Во.105 СВ и CBS; 5 вертолетов Во.105 CBS поставлены в Россию, где используются в министерстве по чрезвычайным ситуациям для поисково-спасательных работ;
 Bo.105L  модификация с ГТД Аллисон 250-С28 мощностью по 410 кВт/550 л. с. Первый полет состоялся в 1981 г., сертификация ≈ в конце 1983 г. Производится по лицензии в Канаде;
 Bo.105LOH  вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании;
 Во.105М/ВН  (Verbindungs und Веobachtunge Hubschranber) ≈ вертолет для разведки и наблюдения с разведывательным оборудованием;
 Во.105МSS  морской вертолет, оснащенный посиковым радаром;
 Во.105GSN  разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой "Рейнметалл". Изготовлено 18 вертолётов.;
 Вo.105P/РАН-1  (Panzer Abwehr Hubschrauber) ≈ противотанковый вертолет с ПТУР "Хот" 2;
 Во.105LS  вертолет, с двумя ГТД  Allison 250-C28C и увеличенной взлетной массой;
 Во.106  опытный вертолет, развитие вертолета Во. 105, с увеличенной по размерам кабиной, улучшенными аэродинамическими обводами и более мощными ГТД. Совершил первый полет 25 сентября 1973 г., использовался в качестве летающего стенда для испытаний элементов новых вертолетов;
 Во.107 и Во.108  демонстрационные вертолеты для испытаний элементов конструкции и систем нового вертолета SC-135;
 Во.105 НСН  (Hoch-Geschwindigke-its-Hubschrauber) ≈ экспериментальный вертолет для исследований характеристик в полете с большой скоростью. Вертолет был снабжен вспомогательным среднерасположенным крылом и имел улучшенные аэродинамические обводы, как у вертолета Во.106. В марте 1975 г. в пологом пикировании на вертолете была достигнута скорость 404 км/ч;
 Во.115  усовершенствованный боевой вертолет, развитие вертолетов Во.105 и Во.106, со вспомогательным среднерасположенным крылом для подвески вооружения и подфюзеляжной пушечной турель-ной установкой; имел двухместную кабину экипажа из стрелка и летчика, расположенных тандемом, разрабатывался по контракту с министерством обороны ФРГ; в 1974 г. был построен натурный макет вертолета, в 1976 г. разработка вертолета была прекращена;
 Во.105 СВ-4 "Super Five"  усовершенствованный вертолет Во.105 СВ, сертифицирован в 1993 г., основная серийная модификация; с 1993 г. снабжен новым несущим винтом с большей на 150 кг тягой и меньшим уровнем вибрации. Лопасти имеют до 0,8 относительного радиуса постоянную хорду и профиль DM-H4, концевая часть суживающаяся, с профилем DM-H3;
 Во.105KLH  вертолет Во.105СВS-5, производимый по лицензии в Корее.



 ЛТХ:
Модификация   Bo.105
Диаметр главного винта, м   9.84
Диаметр хвостового винта, м   1.90
Длина,м   8.56
Высота ,м   3.00
Масса, кг  
  пустого   1688
  нормальная взлетная   2380
  максимальная взлетная   2500
Внутренние топливо, кг   320
Тип двигателя   2 ГТД Allison 250-C20B
Мощность, кВт  
  при взлете   2 х 313
  при полете   2 х 298
Максимальная скорость, км/ч   270
Крейсерская скорость, км/ч   240
Практическая дальность, км   1112
Дальность действия, км   318
Скороподъемность, м/мин   540
Практический потолок, м   4265
Статический потолок, м   2560
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   4 пассажира или две носилок


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Четвертый прототип Bo.105    (c) Mark Diekmann
 Bo.105CB    (c) Miguel A. Espinar
 Bo.105CBS    (c) Milos Ruza
 Bo.105M    (c) Niels Roman
 Bo.105LS    (c) Alejandro Torres
 Кабина Bo.105CBS    (c) Jerome Zbinden
 Кабина пилотов Bo.195CBS   (c) Christopher Schneider

  Схемы:

 Bo.105
 Компоновочная схема   (c) Flight

  Варианты окраски:

 Bo.105C

 



 

Список источников:

Е.И.Ружицкий. "Вертолеты"
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Messerschmitt-Boelkow-Blohm Bo-105
K.Munson "Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907"
G.Apostolo "The Illustrated Encyclopedia of Helicopters"
Mbb-bo105.de. Leichter Mehrzweckhubschrauber MBB BO 105


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: