главная многоцелевые
   Bell 222
       
Разработчик: Bell
Страна: США
Первый полет: 1976
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Первая попытка компании "Веll" выйти на весьма доходный рынок корпоративных вертолетов оказалась не очень успешной - модель 222 вызвала ограниченный интерес у покупателей, хотя вертолет эксплуатируется и по сей день

Bell Helicopters" стала изучать возможность создания двухдвигательного легкого вертолета в середине 1960-х годов, но лишь в январе 1974 года на конференции Вертолетной ассоциации, проводившейся в США, компания представила макет будущего вертолета Model 222 и в апреле официально объявила о старте программы. Bell 222 - первый гражданский легкий двухдвигательный вертолет американской постройки - предназначался преимущественно для рынка корпоративных машин, хотя использовался в полиции и для обслуживания морских нефтедобывающих платформ. Однако с коммерческой точки зрения проект оказался почти провальным - за 10 лет (до 1989 года) было построено всего 188 вертолетов

Постройка пяти прототипов была начата 1 сентября 1974 года, однако компания "Веll" решила все же провести дополнительные маркетинговые исследования и внести в конструкцию изменения согласно пожеланиям перспективных заказчиков. Все это вызвало задержку с реализацией программы, и первая машина поднялась в воздух только 13 августа 1976 года. Второй прототип совершил полет в конце года, а все пять машин были готовы к марту 1977 года. Летные испытания выявили ряд недостатков, конструкторам пришлось дорабатывать хвостовую часть машины и систему управления полетом, что привело к новым задержкам в программе. В итоге сертификат FAA на предсерийный 222-й был получен лишь 16 августа 1979 года, а сертификат VFR (правила визуального полета) на серийный Bell 222А - 20 декабря 1979 года. Стартовым заказчиком вертолета стала компания "Petroleum Вертолеты", получившая первую машину 16 января 1980 года, среди первых покупателей было и полицейское управление Лондона. 15 мая 1980 года был получен сертификат на выполнение полетов с одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам (IFR) при погодных условиях по категории I

Bell 222 имеет традиционную для вертолетов такого класса конструкцию, в которой широко используются легкие сплавы

Доступ к отсеку авионики осуществляется через откидывающийся носовой обтекатель. Хвостовое оперение - с верхним и нижним килями стреловидной формы, стабилизатор с концевыми шайбами смонтирован на середине хвостовой балки. В нижней части фюзеляжа имеются свободнонесущие наплывы небольшого размаха, которые имели профиль крыла и создавали небольшую подъемную силу во время прямолинейного горизонтального полета, помогая тем самым несущему винту. Кроме того, в них находятся топливные баки и основные опоры трехколесного шасси в убранном положении. Шасси - трехопорное, с хвостовым костылем, носовая и основные опоры оснащены гидроприводами и убираются вперед по полету. Носовая опора - с самоориентирующимся колесом,способным поворачиваться на 360╟

Вертолет имеет двухлопастный несущий винт с общим горизонтальным шарниром и упругими титановыми пластинами. Крепление лопастей осуществляется посредством конических эласто-мерных подшипников. В общем горизонтальном шарнире использованы радиальные эластомерные подшипники. При изготовлении лопастей несущего винта применены нержавеющая сталь и композиты - стекловолокно и материал "Nomex". Рулевой винт - двухлопастный, с полужестким креплением лопастей, которые также выполнены из нержавеющей стали. Силовая установка включает два турбовальных двигателя Lycoming, установленных над кабиной и развивающих взлетную мощность 684 л. с. каждый. Топливо размещено в пяти мягких баках

В базовом варианте вертолет вмещает экипаж из двух человек и может брать на борт шесть пассажиров, в случае необходимости можно установить два дополнительных пассажирских кресла. За кабиной имеется багажный отсек объемом 1,05 м3

Базовая серийная модель Bell 222А оснащалась двумя ТВаД Lycoming LTS 101650С-3 мощностью по 620 л. е., в конце 1982 года ей на смену пришла модель 222В с более мощными ТВаД LTS 101750С-1 (684 л. с. каждый), удлиненным на 0,43 м фюзеляжем и увеличенным на 0,69 м диаметром несущего винта. Bell 222В совершил первый полет 1 августа 1981 года, а сертификат FAA получил 30 июня 1982 года. В июле того же года модель стала первым вертолетом, сертифицированным на выполнение полетов с одним пилотом в соответствии с правилами полетов по приборам без каких-либо ограничений

Корпоративные варианты вертолета могут оснащаться автоматической системой управления полетом фирмы "Honeywell", комплектом авионики Collins Pro Line и модифицированным салоном повышенной комфортабельности на пять пассажиров

С сентября 1983 года начались поставки модификации Bell 222UT (Utility Transport), которая вскоре заняла ведущую позицию в семействе. Машина имела те же улучшения, что и Bell 222В, но самым главным отличием стала замена трехопорного стандартного шасси на полозковое. Первый полет состоялся 7 сентября 1982 года, а весной 1983 года были получены сертификаты VFR и IFR для полетов с одним пилотом

В 1990-1991 годах два вертолета модели 222 были переоборудованы на предприятии в Мирабель (Канада) в опытные машины по программе создания преемника Bell 222, получившего обозначение Bell 230 и совершившего первый полет 12 августа 1991 года. Кроме того, силовая установка, трансмиссия и несущий винт Bell 222 в начале 1980-х годов были использованы компанией "Веll" для создания прототипа D292 (АСАР - от "Advanced Composite Airframe Program"), отличавшегося широким применением композитов и разрабатывавшегося в рамках одноименной программы Армии США. "Веll" провела на вертолете модели 222 летные испытания нового четырехлопастного композитного несущего винта, выполненного по бесподшипниковой схеме (с втулкой типа "680"), а 10 ноября 1987 года поднялся в воздух прототип вертолета, оснащенный адаптивной цифровой системой контроля за работой силовой установки, разработанной совместно с компанией "Lucas"

Вероятно, одним из наиболее известных Bell 222 стал "Airwolf" - звезда телесериала, вышедшего в США в 1984-1986 годах. Согласно сценарию, вертолет был создан одной из спецслужб, управлял им экипаж из ветерана Вьетнама Стрингфеллоу Хока (его роль исполнял Ж.М. Винсент) и Доминика Сантини (Э. Боргнайн), владевшего компанией "Santini Airways". Вертолет был оснащен системой, позволявшей развивать сверхзвуковую скорость, а также комплексом вооружения, включавшим управляемые ракеты. Вертолетчики легко сбивали другие вертолеты и даже вражеские истребители, а также уничтожали различные наземные цели - от грузовиков до танков

Конструкция вертолета.

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом/ двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж цельнометаллический полумонококовой конструкции. В носовой части расположен отсек с радионавигационным и электронным оборудованием. Кабина экипажа двухместная, по обе стороны имеются по одной двери для каждого летчика. Пассажирская кабина с размерами 2.16 х 1.47 х 1.45м и объемом 3.67м3 оборудована двумя рядами кресел, по три в каждом ряду, а при повышенной плотности могут устанавливаться семь кресел. В административном варианте с повышенной комфортабельностью в кабине установлены два кресла и диван на трех пассажиров. При удалении сидений и багажного отсека длина кабины увеличивается до 3.8м, в ней могут устанавливаться двое носилок и сиденья для 3-4 санитаров. Пассажирские сиденья рассчитаны на скорость снижения 9м/с и вертикальные перегрузки до 20. По бокам фюзеляжа имеются обтекатели главных стоек шасси, выполненные в виде крыла малого удлинения с профилем NACA 0035, углом заклинения 5╟ и углом поперечного V 3╟12'. Хвостовая балка монококовой конструкции, на ней установлены рулевой винт и стреловидное вертикальное оперение, размеры и кривизна профиля которого обеспечивают возможность продолжения полета в случае выхода из строя рулевого винта. Стабилизатор прямоугольной формы в плане, снабжен концевыми шайбами. Размах стабилизатора 2.83м, хорда 0.56м.

Шасси убирающееся, трехопорное, с передним самоориентирующимся колесом. Главные опоры с масляно-воздушными амортизаторами, убираются в обтекатели. Пневматики главных колес имеют давление 0.52мПа, носовое колесо 0.41мПа. Колея шасси 2.75м, база 3.71м.

Несущий винт двухлопастный с общим горизонтальным шарниром и упругими титановыми пластинами. Крепление лопастей осуществляется посредством конических эластомерных подшипников. В общем горизонтальном шарнире использованы радиальные эластомерные подшипники. Профиль лопасти Вортман 090, относительная толщина 0.08, хорда 0.66м, окружная скорость концов лопастей 212м/с. Лопасти прямоугольной формы в плане, с суженными законцовкой и комлевой частью.

Рулевой винт диаметром 2.1м, двухлопастный, с полужестким креплением лопастей. Лопасти выполнены из нержавеющей стали, профиль лопасти имеет большой критический угол атаки. В горизонтальном шарнире используются игольчатые подшипники, в осевом ≈ двойные "сухие" сферические подшипники. Относительная толщина профиля лопасти 0.08, хорда 0.25м, окружная скорость концов лопастей 185м/с.

Силовая установка из двух ГТД, установленных за главным редуктором. Каждый ГТД имеет свои встроенные маслосистему, систему управления и противопожарную систему. Имеется ограничитель крутящего момента и система распределения мощности. Воздухозаборники снабжены пьшезащитными устройствами.

Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух приводных валов, идущих от двигателя к главному редуктору, двух муфт свободного хода, приводного вала рулевого винта и хвостового редуктора. Скорость вращения выходного вала двигателя 9265об/мин, скорость вращения приводного вала рулевого винта 3298об/мин. Главный редуктор рассчитан на передачу полной мощности одного двигателя в случае отказа другого. Подвеска главного редуктора к фюзеляжу осуществляется посредством системы "Нодаматик", снижающей уровень вибраций, передаваемых на фюзеляж.

Топливная система состоит из четырех мягких баков, обладающих высокой прочностью при действии ударных нагрузок и образующих две автономные топливные системы. Два бака расположены за пассажирской кабиной и два ≈ в боковых обтекателях. Бак в крыше и бак в обтекателе образуют систему, которая обеспечивает подачу топлива в двигатель. Емкость баков 715л, могут быть установлены дополнительные топливные баки емкостью 225л.

Система управления с гидравлическими бустерами; дублированная: одна питает бустера, другая бустера и подсистему шасси. Давление в гидросистеме 10.3МПа, производительность 15л/мин. Электрическая система со сдвоенными генераторами и преобразователями и никель-кадмиевой батареей.

Электронное оборудование для полета по приборам, стандартное, имеется цифровая автоматическая система управления, автопилот и метеорологическая РЛС.

Ресурс лопастей и втулки несущего винта, системы управления полетом 5000ч; двигателя - 2400ч.

 

 


 Модификации :
 Bell 222А  первая серийная модификация.
 Bell 222В

основная промышленная модификация с увеличенным размерами фюзеляжа и винта и более мощным ГТД.

 Bell 222E

 административный вариант, оборудованный для полетов по приборам и ночью. Снабжен автоматической системой управления и имеет улучшенную планировку кабины.

 Bell 222ЕМS

 для вертолетной службы скорой помощи (Emergency Medical Service).

 Bell 222UT

 модификация вспомогательного вертолета для армии с фиксированными шасси.

 Bell 230

 усовершенствованный вариант с новым несущим винтом, отличающимся более высоком инерцией, и новой силовой установкой из двух ГТД Allison 250-С30С, взлетной мощностью по 548кВт, дублированными гидравлической, электрической и топливной системами и системой уменьшения вибраций ╚Нодаматик╩. Совершил первый полет в сентябре 1991 года, был сертифицирован в 1992 году. Серийно производится отделением фирмы Bell в Канаде с 1992 года.

 Bell 430

 развитие вертолета Bell 230 с четырехлопастным несущим винтом с втулкой ╚тип 680╩, обеспечивающим большую тягу, лучшую маневренность и меньшие уровни шума и вибраций. Совершил первый полет в ноябре 1994 года, серийно производится в Канаде с 1995 года.

 Bell 440

 многоцелевой и пассажирский вертолет с четырехлопастным несущим винтом и двумя ГТД Allison/Garrett СТ 800 или МТU/Turbomeca/Rolls-Royce МТR 390 взлетной мощностью 958 кВт и чрезвычайной мощностью 1160кВт, развиваемой в течение 20с. По грузоподъемности сопоставим с вертолетом Bell 412; снабжен убирающимся трехопорным шасси. Макет вертолета демонстрировался на ежегодной конференции вертолетной ассоциации США в январе 1995г. в Лас-Вегасе.




 ЛТХ:
Модификация   Bell 222В
Диаметр главного винта, м   12.80
Диаметр хвостового винта, м   2.10
Длина,м   15.36
Высота ,м   3.51
Масса, кг  
  пустого   2223
  максимальная взлетная   3742
Внутренние топливо, л   714
Тип двигателя   2 ГТД Textron Lycoming LTS101-750C-1
Мощность, кВт   2 х 510
Максимальная скорость, км/ч   289
Крейсерская скорость, км/ч   259
Дальность действия, км   532
Скороподъемность, м/мин   512
Практический потолок, м   4815
Статический потолок, м   2165
Экипаж, чел   1-2
Полезная нагрузка:   10 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Bell 222      (c) David Townsend
 Bell 222A    (c) Fergal Goodman
 Bell 222SP    (c) Andres D. Luna
 Bell 222UT    (c) Gary Shephard
 Bell 222 "Airwolf"   (c) Locutis
 Пассажирская кабина Bell 222   (c) apronjet.com
 Кабина пилотов Bell 222    (c) A. Muniz Zaragueta

  Схемы:

 Bell 222

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Bell 222 - Гражданский "двухмоторник"
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Bell Model 222
G.Apostolo. The Illustrated Encyclopedia of Helicopters
Jane's Encyclopedia of Aviation
Е.И.Ружицкий. Вертолеты


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: