главная многоцелевые
   Б-10
       
Разработчик: Братухин
Страна: СССР
Первый полет: 1947
Тип: Многоцелевой вертолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработка вертолета "Воздушный наблюдательный пункт" или сокращенно "ВНП" была задана постановлением Совета Министров СССР 11 марта 1947 г. Вертолет предназначался для корректирования артиллерийского огня, визуальной разведки и перспективного воздушного фотографирования, а также использования в качестве "геликоптера командования для рекогносцировки местности, уточнения расположения войск и линии фронта, связи и других задач". Экипаж должен был состоять из трех человек: пилота, штурмана-корректировщика и стрелка-наблюдателя. Разработка нового вертолета, получившего обозначение Б-10, началась в связи с тем, что тактико-технические характеристики ранее построенного Г-4 не соответствовали специфическим требованиям военных. В первую очередь, заказчика не устраивали вместимость, ограниченный комплект спецоборудования и отсутствие бортового вооружения. В то же время с самого начала проектирования вертолетов двухвинтовой поперечной схемы в качестве одного из их тактических преимуществ указывалась возможность обеспечения -практически кругового обстрела- (имелась в виду верхняя полусфера). Воспользоваться этим преимуществом предполагалось на Б-10, представлявшем собой модификацию ранее созданных Б-5 и Б-9, от которых, в соответствии с разработанной Братухиным концепцией, он отличался, в основном, компоновкой фюзеляжа.

Вертолет Б-10 "ВНП" был построен опытным производством ОКБ-3 ранней весной 1948 г. По своей принципиальной схеме и конструкции большинства агрегатов он не отличался от предшественников. Мотогондолы практически имели ту же конструкцию, что и на Б-5 и Б-9, только вместо моторов АИ-26ГР(ф) стояли еще более форсированные двигатели АИ-26ГРФ.

Они развивали несколько большую максимальную взлетную мощность в 575 л.с., что не потребовало, однако, переделки трансмиссии. В отличие от Б-5 и Б-9, крыло вертолета Б-10 имело подкосы, идущие от верхней части верхней опоры кабана к верхней части фермы крыла и от нижней части фермы крыла к узлам фюзеляжа. Кроме того, в отличие от крыльев предшественников, имевших несимметричный профиль, крыло Б-10 было выполнено с симметричным профилем.

Хвостовое оперение разнесенного типа состояло из стабилизатора с изменяемым в полете углом установки и двух килей, разнесенных и закрепленных по концам стабилизатора. Каркас оперения был металлический, обшивка смешаная, в носовой части дюралевая, в хвостовой части полотняная. Рулей высоты и направления не предусматривалось.

Главной особенностью Б-10 была компоновка цельнометаллического полумонококового фюзеляжа. Он имел в сечении форму трапеции с закругленными углами. Поперечный набор состоял из 8 усиленных и 14 промежуточных шпангоутов. Продольный набор был выполнен в виде стрингеров, силовых панелей и окантовок в местах вырезанной обшивки. Обшивка - дюралевые листы. В носовой части фюзеляжа со смещением к правому борту располагалась кабина штурмана, над которой была смонтирована носовая стрелковая установка. Ее зона обстрела оценивалась в 65%. Сиденье летчика располагалось у левого борта фюзеляжа и относительно сиденья штурмана было смещено назад. Большой фонарь кабины летчика и взаиморасположение его с остеклением кабины штурмана обеспечивало хороший обзор вперед и вправо. Вход в кабину летчика и штурмана производился через общую дверь, находившуюся на правом борту фюзеляжа, которая в случае необходимости могла быть легко сброшена. В средней части фюзеляжа имелся отсек объемом 2,5 м\ где размещалось фоторадиооборудование. При необходимости этот отсек мог быть использован для перевозки грузов или двух-трех пассажиров. При помощи люка этот отсек сообщался с кабиной летчика и штурмана. Люк с другой стороны центрального отсека вел в кабину стрелка. Члены экипажа могли свободно перемещаться по вертолету в полете и помогать друг другу. В хвостовой части фюзеляжа за задней кромкой крыла располагалась кабина стрелка. Над кабиной возвышалась верхняя стрелковая установка (зона обстрела 58%), аналогичная по конструкции носовой установке. Для входа в кабину стрелка имелась специальная дверь на правом борту, также снабженная механизмом аварийного сбрасывания.

Вооружение Б-10 состояло из двух подвижных стрелковых установок УТК-1 с пулеметами УБ-12,7мм. Запас патронов - по 100 штук на каждый пулемет. Установки были снабжены механическими ограничителями, предохранявшими агрегаты вертолета от прострела из своего оружия. Для выполнения ночного фотографирования под крылом могли подвешиваться четыре фотографические авиабомбы. Прорабатывался в ОКБ Братухина и усиленный вариант вооружения с тремя 20-мм пушками Б-20, бомбами и реактивными снарядами под крылом. Третья огневая точка располагалась по проекту в полу центрального отсека. Ее можно было использовать не только для самозащиты вертолета, но и для обстрела наземных целей. Братухин рассматривал Б-10 как летающую лабораторию для отработки -оптимальной схемы вооружения геликоптера.

Оборудование вертолета Б-10, помимо обычного комплекта пилотажно-навигационного, моторного и электрооборудования включало и специальное военное радио- и фотооборудование. Радиооборудование включало в себя приемопередающую радиостанцию РСИ-6, самолетное переговорное устройство, радиополукомпас, радиовысотомер малых высот, радиоопознаватель-ответчик и приемник маркера переднего края. Фотооборудование включало в себя аэрофотоаппарат с фокусным расстоянием 21-40 см, обеспечивавшим плановое и перспективное фотографирование. Военных вертолетов со столь мощным специальным оборудованием и вооружением в то время еще не было. Б-10, по сути, представлял собой первый в мировой истории вооруженный вертолет.

Одновременно со строительством Б-10 инженеры ОКБ-3 разработали новую методологию статических испытаний посредством непрерывной обработки материала по приборным данным с целью предотвращения разрушения конструкции независимо от степени нагрузки. Впервые в практике вертолетостроения при постройке вертолета Б-10 в ОКБ-3 была построена динамически подобная модель для экспериментальной проверки расчетных частот и обеспечения заданных жесткостных и частотных характеристик конструкции консолей. В аэродинамической трубе ЦАГИ начались исследования моделей вертолета Б-10. К задаче создания вертолета - воздушного наблюдательного пункта вертолетостроители подошли во всеоружии накопленного опыта и базируясь на уже хорошо организованную в ОКБ и смежных научных центрах экспериментально-аналитическую базу.

Однако довести Б-10 до стадии летных испытаний не удалось. Первые исследования показали, что, несмотря на усиление крыла подкосами, опасность возникновения автоколебаний консолей не миновала. В конструкцию задних подкосов пришлось включить гидравлические демпферы - гасители колебаний. Неприятным сюрпризом при обработке результатов продувок была недостаточная продольная и путевая устойчивость моделей в потоке. Причиной этому был относительно небольшой вынос хвостового оперения на "куцем" фюзеляже. В июле 1948 г. министр авиапромышленности обязал ОКБ-3 временно приостановить работы по всем другим вертолетам до завершения испытаний и доводки аппарата связи Б-11, которому отдавалось предпочтение. Сборка второго летного образца прервалась на стадии готовности 50%. Оставшийся на аэродроме в Измайлово Б-10 использовался в 1948 г. для статических испытаний трансмиссии вертолета Б-11. В связи с общим сокращением работ в ОКБ Братухина дальнейших испытаний по нему не производилось.






 ЛТХ:
Модификация   Б-10
Диаметр несущих винтов, м   10.00
Масса, кг  
  пустого   3019
  взлетная   3900
Тип двигателя   2 ПД АИ-26ГРФ
Мощность, л.с.  
  взлетная   2 х 575
  номинальная   2 х 400
Максимальная скорость, км/ч   218
Крейсерская скорость, км/ч   176
Практическая дальность, км   440
Практический потолок, м   6550
Статический потолок, м   2200
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   3 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Б-10
 Б-10
 Носовая часть вертолета

  



 

Список источников:

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Братухин Б-10
Самолеты Мира. Евгений Ружицкий. Авиаконструктор и ученый
Якубович Н.В. Вертолеты особых схем
ОАО Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля.
Зарождение российского вертолетостроения


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: