Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   Z.506 Airone
       
Разработчик: CANT
Страна: Италия
Первый полет: 1935
Тип: Многоцелевой гидросамолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Фашистская Италия, стремясь к величию, отождествляла себя с Древним Римом. Преемственность подчеркивалась в символике, пышных церемониях, воинских званиях (центурион, консул и т.п.), а главное - в политике. Муссолини, придя к власти, обещал итальянцам восстановить границы времен расцвета империи, превратить Средиземное море в "Марэ ностро" ("Наше море"). Чтобы стать "владычицей морскою", Италия располагала сильным флотом с хорошо оснащенной авиацией.

Но реалии мировой войны отличались от замыслов римских стратегов, в конце концов страна осталась у "разбитого корыта". Дуче не помогла ни мощь линкоров "Юлий Цезарь" и "Андреа Дориа", ни отвага боевых пловцов, ни многочисленные "стаи" (полки, по-итальянски "стормо") трехмоторных бомбардировщиков и торпедоносцев.

Италия, вступавшая в войну, располагала 25 "стормо", в которых к 10 июня 1940 г. насчитывалось 664 бомбовоза и среди них - 48 гидросамолетов CANT Z.506. Машины этого типа, почти 40, состояли в эскадрильях морской разведки и различных по назначению подразделениях поддержки.

История Z.506 началась, когда CANT ("Кантьери навали Триестино" - "Верфи в Триесте"), авиационное отделение фирмы CRDA ("Обьединенные верфи Адриатики") перешло от постройки летающих лодок к поплавковым аппаратам. В 1935-м появился "почтовик" Z.505 с тремя рядными моторами "Изотта Фраскини" "Ассо" XI RC.15. Буква Z в обозначении самолета указывает на авторство Филиппе Дзаппаты, главного инженера CANT, перешедшего из французской фирмы "Блерио" по приглашению фашистского министра И. Бапьбо.

"Пятьсот пятого" обогнал в постройке "брат-близнец", прототип пассажирского CANT Z.506. На "Верфях в Триесте" заложили сразу несколько предсерийных "пятьсот шестых" - выполнялся срочный заказ государственной авиакомпании "Ала Литториа". Опытный экземпляр с двигателями воздушного охлаждения FIAT A.59RC поднялся в небо в августе 1935 г., управляемый знаменитым летчиком-испытателем М. Стоппани.

"Пятьсот шестой" был свободнонесущим монопланом. Низкорасположенное цельнодеревянное крыло имело трапециевидную в плане форму с эллиптическими законцовками. Конструкция: три лонжерона, нервюры со сплошными стенками, разделявшими полость крыла на ряд водонепроницаемых отсеков, фанерная обшивка. По задней кромке крыла на его внешней части располагались элероны, на внутренней - закрылки. В деревянном фюзеляже, монококе овального сечения - комфортабельная кабина на 12-18 пассажиров. Экипаж состоял из двух летчиков и механика.

Стабилизатор крепился на киле, соединялся с фюзеляжем парами подкосов и контрподкосов. По структуре оперение аналогично крылу. Руль высоты статически и динамически сбалансирован. Два однореданных дюралюминиевых поплавка сопрягались с фюзеляжем и крылом системой N-образных стоек и подкосов с расчалками. Для увеличения запаса плавучести каждый поплавок разделили на два отсека.

Баки для бензина располагались в крыле. В передней кромке - емкости для масла, их лобовые поверхности служили радиаторами. Двигатели устанавливались на рамы, сваренные из стальных труб. Первоначальный вариант мотоустановки -девятицилиндровые звездообразные "Пьяджо" "Стелла"ХIРС по 610 л.с. Применялись винты "Альфа-Ромео" с изменяемым шагом.

Испытания успешно завершились в апреле 1936-го. 7 июля первый прототип пассажирского Z.506, борт "I CANT", установил восемь рекордов скорости для гидросамолетов на различных дистанциях. Затем "пятьсот шестой" перевели на 750-сильные "Альфа-Ромео"126 RC.34. 29 ноября и 1 декабря CANT смог улучшить мировые достижения, поднявшись на высоту 7800 м. с нагрузкой в 2 т и на 6920 м с 5 т на борту.

Пресса назвала Z.506 "бриллиантом итальянской авиации". В мае 37-го превосходные данные гидроплана подтвердила новая машина, только что спущенная на воду. Экипаж Стоппани добавил к предыдущим рекордам скорости еще три, 322 км/ч на дистанции 1000 км., 320 км/ч - на 2000 км., 308,5 км/ч на 5000 км. Максимум дальности на замкнутом беспосадочном маршруте составил 5387 км.

Регулярные полеты "пятьсот шестых" авиакомпании "Ала Литториа" начались еще в июне 1936-го. На линию Рим - Сиракузы - Бенгази вышли пять самолетов. Они оснащались двигателями "Райт" "Циклон" или "Пьяджо". Следующие серийные Z.506A летали со "звездами" "Альфа-Ромео"126 RC.10. Всего в 1936-38 годах итальянское правительство и "частники" заказали 16 "пятьсот шестых".

В марте 1938-го поплавковый CANT из "Ала Литториа", ведомый шеф-пилотом Тонини, отправился за океан, в Аргентину. "Пятьсот шестой" преодолел 24 000 км со средней скоростью 300 км/ч. Экипаж вернулся в Италию.  В апреле, изучив маршруты и возможности обеспечения рейсов через Южную Атлантику.

Тем временем росла популярность Z.506A на средиземноморских линиях. И это несмотря на катастрофы трех машин, двух гражданских и одной, принадлежавшей военному ведомству. В течение 1938-го трехмоторные CANTы полностью сменили устаревшие летающие лодки "Савойя" S.66 у причалов гидродромов Рима, Марсалы и Триполи. Z.506 открыли сообщение между итальянской столицей и Барселоной. До июня 1940-го "Ала Литториа" обзавелась 18 гидросамолетами CANT, работавшими в плотном графике.

Сухопутный Z.506 изготовили в единственном экземпляре. С заменой поплавков на неубирающиеся стойки с колесами в обтекателях самолет максимально облегчили и улучшили аэродинамику. Видимо, предстояла попытка установления рекорда дальности. Лететь должен был Стоппани. Но старт с Сардинии несколько раз откладывали из-за погоды, а потом и вовсе отменили.

Блестящие данные Z.506A привлекли внимание командования "Региа Аэронаутика" (итальянских ВВС). Военные увидели задатки морского бомбардировщика и дальнего разведчика. Появилась модификация Z.506B, отличавшаяся от гражданского CANTa тандемным расположением пилотов в более высокой кабине и вместительным отсеком для бомб, 800-кг торпеды или дополнительных бензобаков.

Бомбовая нагрузка могла состоять из фугаса в 800 кг, в перегрузку - из двух боеприпасов по 500 кг и трех по 50 кг. Вместо них могли подвешиваться до 16 мелких бомб по 1,5-2 кг. Кроме "трюма", элегантные обводы машины испортила полуутапливаемая в фюзеляж верхняя турель типа "Бреда"М1 с 12,7-мм пулеметом. В нижнем кормовом "гнезде" стоял SAFAT калибра 7,7 мм.

Неожиданно военная версия превзошла по характеристикам гражданский Z.506. Боевой CANT показали в Милане на 2-м Национальном авиасалоне в октябре 1937-го . В ноябре за прототипом последовала серия из 32 Z.506B. В октябре 39-го поступил новый заказ ВВС Италии еще на 32 поплавковых бомбардировщика.

"Пятьсот шестые" выпускали на предприятии CANT в Монфальконе, вводя в Z.506B мелкие усовершенствования от серии к серии. Наиболее продвинутая XII-я отличалась боковыми установками 7,7-мм пулеметов "Бреда"-SAFAT, верхней турелью "Капрони-Лянчиани" "Дельта"Е с 12,7-мм "Скотти", бомбовой нагрузкой в 1200 кг. Производством CANToв поздних серий загрузили авиазавод в Финале-Лигуре. Всего построили около 360 "пятьсот шестых", 38 из них - гражданские. Но эти цифры не бесспорны.

"Отшлифованный" Z.506B с тремя 700-сильными "Альфами" предназначался для штурма рекордных "высот". С грузом в тонну он "вскарабкался" на 10 310 м. В ноябре 37-го этот CANT превысил мировое достижение, пролетев более 7013 км от Кадиса до Каравелласа в Бразилии со средней скоростью 265 км/ч. Максимальная скорость - 390 км/ч.

Обратный рейс закончился катастрофой, в водах Атлантики погибли три члена экипажа и пассажир. Выжил лишь летчик Стоппани, его подобрала летающая лодка "Дорнье" авиакомпании "Люфтганза".

В июне 1938 г. самолеты Z.506B начали поступать в итальянские подразделения морских бомбардировщиков. Первым в "Региа Аэронаутика" на новые CANTы перевооружился 35-й полк, базировавшийся в Бриндизи, за ним последовал 31-й в Элмасе. До июня 1940-го "пятьсот шестые" освоили и в четырех из 13 эскадрилий 85-й разведывательной группы. К замене летающих лодок CANT Z.501 на Z.506В готовились еще в 20 разведэскадрильях на многочисленных гидробазах, разбросанных от Леро на Эгейском море до Менелао в Ливии.

Четыре Z.506B приняли участие в гражданской войне в Испании в составе итальянских экспедиционных сил и франкистских ВВС. На одном из CANTов воевал Рамон Франко, брат лидера националистов. Летчик, покорявший в 1926-м Атлантику на "Дорнье" "Валь" под названием "Плюс Ультра", не вернулся из боевого вылета.

Многие страны заинтересовались поплавковым CANTом, но достаточно крупный заказ сделала только Польша. Первый и единственный Z.506B прибыл на Балтику 28 августа 1939-го. Через несколько дней его уничтожили немецкие бомбардировщики. Японская фирма "Аиши" купила лицензию на поплавковый CANT, но дальше дело не пошло. "Пятьсот шестыми" - разведчиками обзавелась и Румыния. Вместе с Z.501 они действовали на Черном море,

На Средиземном море, начиная с 12 июня 40-го, итальянские поплавковые бомбардировщики совершили несколько нападений на французскую военно-морскую базу в Бизерте. Z.506B уходили в бой, чаще груженые бомбами, чем торпедами. 8-9 июля - массированные налеты на британские корабли у берегов Мальты и крупный конвой, направлявшийся из Ла-Валетты в Александрию. Среди 125 итальянских бомбовозов, участвовавших в операции, - восемь CANT Z.506B.

Уже в начале войны стало ясно, что бывший передовым во всех отношениях CANT уже устарел. Последний раз "пятьсот шестые" в большом количестве применялись во время боев в Греции, при оккупации островов Кефалония и Занте весной 1941 г. Z.506B 35-го полка поддерживали и воздушный десант, захвативший Корфу. В ходе короткой кампании против Югославии CANTы несколько раз бомбили объекты на территории Хорватии.

Хотя Z.506B в прямом смысле отставал от современных ему бомбардировщиков, оказался тихоходным, его дальность и отличная мореходность еще были в цене. CANT, получивший собственное имя "Аироне" ("Цапля"), стал хорошим разведчиком. Самолеты Z.506B почти полностью заменили в морской вспомогательной авиации летающие лодки CANT Z.501, уже "не тянувшие" службу.

В июне 1940-го разведывательные эскадрильи обзавелись 21 экс-бомбардировщиком CANT. Их количество резко возросло после расформирования 31-го полка и преобразования 35-го в сухопутное соединение. В 41-м в интересах флота работало до 60 "Аироне", в конце 42-го - 64 Z.506B и 43 CANTa других модификаций. Несколько Z.506B интенсивно эксплуатировались в школе гидроавиации в Пола-Пунтиселла и в школе морской разведки в Орбетелло.

Еще при вступлении Италии в войну началась мобилизация персонала и самолетного парка коммерческих авиалиний. Четыре Z.506A поступили в NAL, отдел компании "Ала Литториа", перешедший в распоряжение командования ВВС. В 1941-м "рекрутировали" еще три, а в постройке находились 12 транспортных CANToв, заказанных в январе. Экипажи NAL бесперебойно курсировали, в первую очередь, в интересах фельдсвязи на важнейших маршрутах между ставкой и штабами: Рим - Бенгази через Сиракузы и Триполи и других. Восемь "пятьсот шестых" были сбиты.

Из 11 CANToв сформировали вспомогательные подразделения на базе 612-й и 614-й отдельных эскадрилий. Их пополнили в течение 1941 года тремя новыми "бортами". В 42-м "пятьсот шестые" прибыли в 613-ю эскадрилью, летавшую до этого на "Савойях" S.66. Главной задачей упомянутых авиачастей стали поиск и спасение экипажей сбитых самолетов и потопленных кораблей.

С июня 41-го по декабрь 42-го CANTы, базировавшиеся в Лидо и Бриндизи, совершили 418 вылетов и подобрали 231 человека: 167 итальянцев, 16 немцев, 37 британцев и 11 французов.

Западные историки называют "войной без ненависти" боевые действия в Средиземноморье, якобы здесь цивилизованные противники были "взаимно вежливы", уважали международные нормы и "красный крест". Но на Средиземном море, как и на других театрах жесточайшей из войн, уничтожались санитарные и спасательные самолеты.

В 1942-м к CANTaм модификации "С" (бывшим гражданским) прибавились Z.506S с завода "Пьяджо", невооруженные, изначально предназначенные для поиска и спасения. Их службу в 1943-м реорганизовали. 11 эскадрильям, подчинявшимся "Региа Марина" (итальянским ВМС), придали по звену "пятьсот шестых".

Z-506 действовали во всех секторах Средиземноморья. Помимо разведки, поиска и спасения, их привлекали для противолодочных операций, патрулирования побережья и сопровождения конвоев. "Пятьсот шестые" несли значительные потери. На Эгейском море англичанам удалось захватить неповрежденным CANT, возвращавшийся с задания. Впоследствии самолет использовали на Мальте.

Накануне капитуляции в итальянских ВВС числилось около 60 Z.506. После заключения перемирия между союзниками и итальянским командованием 28 CANToв остались в распоряжении правительства маршала Бадольо, 35 - захватили немцы. В "Люфтваффе" Z.506 решали второстепенные задачи. Несколько "Аироне" состояло и в ВВС Итальянской социалистической республики, организованной Муссолини на севере страны.

Благодаря восстановлению на заводе SACA в Бриндизи, количество CANToв в итальянских силах на стороне союзников выросло до 36. К концу  Второй мировой сохранилось около 30 "пятьсот шестых", 12 - в летном состоянии. 20 Z.506B, прошедших капремонт и переделку в спасательные на фирме SIAI-''Маркетти", и пять Z.506S прослужили еще 15 послевоенных лет.





 Модификации :
 Z.506  первоначальная серийная модификация.
 Z.506В

 военный вариант с двухместной кабиной, с креслами пилотов, расположенными друг за другом, с увеличенной площадью остекленения фонаря; подфюзеляжной гондолой, в которой размещался оператор бомбометания и бомбовый отсек, непосредственно за которым было место для пулеметчика с пулеметом Breda-SAFAT калибра 7,7 мм ; в верхней турели применялся пулемет Бреда М.1 калибра 12,7 мм ; бомбовый отсек мог вместить 800-килограммовую торпеду или груз мелких бомб. Более поздняя версия была способна нести бомбовый груз в 1200 кг и была оснащена двумя пулеметами Бреда-SAFAT, калибра 7,7 мм и турель Caproni Lanciani Delta E заменила турель Бреда.

 Z.506S

 морская спасательная версия. Z.506 сухопутный самолет: был специально подготовлен для попытки установить рекорд продолжительности полета.

 Z.508

 опытный образец тяжелого бомбардировщика - вариант Z.501 увеличенного размера; силовая установка - три поршневых двигателя Isotta Fraschini Asso XI RC 40 мощностью 840 л. с., максимальная скорость 315 км/час , размах крыла 30 м , длина самолета 21,45 м. Этот самолет, построенный в одном экземпляре, установил несколько рекордов: подъем груза в 10000 кг  на высоту 2000 м и скорость 248,25 км/час при полете на расстояние свыше 2000 км  с грузом в 5000 кг. 

 Z.509

 три экземпляра этого увеличенного варианта Z.506А были построены в 1937г. для трансатлантической почтовой службы Ала Литория. Они были оснащены тремя звездообразными двигателями Фиат А.80 RC 41; площадь крыла была увеличена до 100 кв. м, а размах до 28,32 м,  пустого самолета и максимальный взлетный 9980 кг и 15965 кг соответственно.




 ЛТХ:
Модификация   Z-506
Размах крыла, м   26.50
Длина, м   19.24
Высота, м   7.40
Площадь крыла, м2   87.00
Масса, кг  
  пустого самолета   8317
  максимальная взлетная   12120
Тип двигателя   3 ПД Alfa Romeo 126 RC 34
Мощность, л.с.   3 х 750
Максимальная скорость , км/ч   347
Крейсерская скорость , км/ч   325
Практическая дальность, км   2750
Скороподъемность, м/мин   210
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один-два 7,7-мм пулемета и один 12,7-мм пулемет
  до 1200 кг бомб или торпеда.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Z.506 (MM.291)
 Прототип Z.506 (MM.291)
 Z.506
 Z.506
 Z.506
 Единственный колесный Z.506
 Z.506A
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506B
 Z.506C
 Внутренний бомбоотсек Z.506B
 Кабина пилотов Z.506

  Схемы:

 Z.506B
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Z.506B   146 Sq.
 Z.506B   190 Sq.
 Z.506C

  



 

Список источников:

Сергей Иванников. Крупный "бриллиант" средиземноморья
Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-506 Airone
C.Shores . Regia Aeronautica
Aero Fan. C.R.D.A. Cant Z 506 B
Ali d'Italia. Decio Zorini. C.R.D.A. Cant Z 506
Le Fana de l'Aviation 1992-03. Italo de Marchi. Le CANT Z 506 "Airone"


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: