Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   SIM.XIV
       
Разработчик: Rogozarski
Страна: Югославия
Первый полет: 1938
Тип: Гидросамолет-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В так называемых малых странах, участвовавших во Второй Мировой войне (Венгрия, Словакия, Болгария и др.), долгое время отдавалось предпочтение самолётам иностранного производства. Это избавляло от затрат на разработку машины и экономило массу времени. К тому же большинство подобных государств не обладало развитой авиационной промышленностью. Не стала исключением и Югославия. Абсолютно большую часть её авиационного парка составляли самолёты выпущенные в Италии, Германии и Великобритании. Югославов вполне можно было понять √ в 1930-е гг. мир начал разделяться на две неравные части, вот и было принято решение перестраховаться, закупив у каждой из противостоящих сторон по одному-два типа самолётов, чтобы никого не обидеть и самим не остаться без техники. Таким же образом решалась проблема обновления авиации.

Как раз к этому времени назрела необходимость в морском многоцелевом самолёте, способном выполнять функции разведчика и патрульного бомбардировщика. Авиацию ВМС очень заинтересовали два типа машин. Наиболее подходящим казался скоростной бомбардировщик Bristol "Blenheim", с 1937 года выпускаемый по лицензии. Силами своих мастерских югославы установили самолёт на поплавки фирмы Edo, полностью демонтировав колесное шасси и оснастив его всем необходимым морским оборудованием. Основным конкурентом "Blenheim" был SIM-XIVH, выпущенный самолётостроительным КБ фирмы Prva Srpska Fabrika Aviona Zivojin Rogožarski под руководством С. Милутиновича. Самолёт SIM-XIVH создавался, что называется, "с нуля". По схеме он представлял собой двухмоторный моноплан тоже на двух поплавках типа Edo.

Опытный образец SIM-XIVH совершил свой первый полет 8 февраля 1938 г. Одновременно он стал первым югославским двухмоторным военным самолетом югославской конструкции. Сравнительные испытания, проведенные в 1939 году, показали примерно одинаковые ТТД обоих самолётов, при большей скорости английской машины. На раздумье много времени не оставалось. "Blenheim" выпускались с большой задержкой и их количества не хватало даже для покрытия нужд ВВС, к тому же SIM-XIV обладал данными на уровне мировых аналогов и был готов к серийному выпуску. В итоге югославы решили остановить свой выбор на "родной" конструкции. Серийное производство развернуто в начале 1940 года на заводе Rogozarski в Белграде с окончательной сборкой в мастерских морской авиации в Дивулое (под Сплитом). Самолёты строились двумя сериями. Серия 0 имела минимальные отличия от прототипа и оснащалась двигателем Argus As 10C. Серия 1 получила свободнонесущее крыло, измененные хвостовое оперение и остекление кабины, а также двигатель As 10E.

Всего было построено 13 гидросамолётов SIM-XIVH, которые состояли на вооружении в Югославии с 1940 г. Производство SIM-XIVH было прервано при захвате Белграда немцами; при отступлении югославских войск 6 незаконченных гидропланов уничтожили. В апреле 1941 году они действовали против немцев и итальянцев на побережье Адриатического моря. Они вели разведку вдоль побережья, прикрывали действия минных заградителей в районе порта Будва. Часть машин была уничтожена итальянской авиацией под Трогером.

После поражения Югославии девять уцелевших машин перелетели к союзникам √ в Грецию и Египет. К англичанам попали только два гидросамолёта. SIM-XIVH srs.1 (No. 157) достиг Гилиополиса в июне 1941 года и был включен в состав 2-й (югославской) эскадрильи. Самолёт очень недолго использовался для противолодочного патрулирования, и, попав в песчаную бурю, совершил вынужденную посадку на воду. Три из четырех членов экипажа погибли, выжил только наблюдатель, сумевший в одиночку доплыть до берега. Второй SIM-XIVH (вероятное обозначение АХ716) использовался как источник запчастей. Судьба остальных машин остается неизвестной.

Трофейные самолеты после частичной замены оборудования использовались итальянцами как учебные и связные. С июня 1941 года поплавковые разведчики SIM-XIVH находились на вооружении морской авиации Италии. Последние из них летали до июня 1943 г.


 



 Модификации :
 Серия  0  с моторами As 10C и крылом с раскосами.
 Серия 1

 с моторами As 10E, свободнонесущим крылом, измененными хвостовым оперением и остеклением кабины.




 ЛТХ:
Модификация   SIM-XIVH
Размах крыла, м   15.12
Длина, м   11.20
Высота, м   4.48
Площадь крыла, м2   35.55
Масса, кг  
  пустого самолета   2250
  нормальная взлетная   3500
Тип двигателя   2 ПД Argus 10C
Мощность, л.с.   2 х 270
Максимальная скорость , км/ч   243
Крейсерская скорость , км/ч   208
Практическая дальность, км   830
Практический потолок, м   4300
Экипаж, чел   3
Вооружение:   два 7,9-мм пулемета, бомбы до 100 кг.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH
 SIM-XIVH

  Схемы:

 SIM-XIVH

  Варианты окраски:

 SIM-XIVH
 SIM-XIVH

  



 

Список источников:

Андрей Крумкач. Морской поплавковый разведчик/патрульный бомбардировщик Rogožarski SIM-XIVH
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
Das Flugzeug-Archiv. Schulflugzeug Rogozarski SIM-X
Аероплан. Боjенье воjних авиона
Avions. Michel Ledet. L'Aeronautique Navale Yougoslave des annees 20 a avril 1941


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: