главная авиация первой мировой вспомогательные
   По-2М
       
Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1944
Тип: Легкий вспомогательный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Среди гидровариантов "кукурузника" особо стоит отметить однопоплавковый По-2М  (в некоторых источниках как По-2П "поплавковый") авиазавода No.51, построенный в Москве в 1944 году. Этот образец, как и пассажирский шестиместный По-2ШС (о нем далее), спроектировали по инициативе и под руководством Николая Поликарпова. Как уже говорилось выше, по основным конструктивным усовершенствованиям он соответствовал эталону ночного бомбардировщика на 1945 г. Далее, основываясь на опыте войны, конструктор решил приспособить этот боевой самолет для действий в речных и озерных районах. Свой выбор он остановил на варианте с одним основным поплавком и двумя небольшими поплавками для обеспечения устойчивости на воде. Основной причиной такого решения стала необходимость размещения бомбовой нагрузки под нижним крылом. Все три поплавка для полетного веса 1350 кг подобрали из вариантов, ранее подготовленных 12-й лабораторией ЦАГИ. Угол поперечной килеватости основного поплавка в районе редана составлял 23╟, угол продольной килеватости - 6╟25_. Длина центрального поплавка составляла 6,4 м, ширина - 1,0 м, высота - 0,75 м. Соответствующие размеры каждого малого поплавка составляли - 1525x420x445 мм. Расстояние между осями боковых поплавков составляло 7744 мм.

Основной поплавок полностью деревянной конструкции был обшит фанерой, поверх обклеен тканью АОД на клее АК-20, снизу покрыт асфальтовым лаком, сверху окрашен эмалевой краской. Для маневрирования в небольшой акватории поплавок имел водяной руль, соединенный тросами с качалкой на колонке костыля. В комплект оборудования По-2М входили необходимые морские принадлежности: донный и плавучий якорь, кошка, весло и багор.

Сам самолет заметно усовершенствовали. Элероны и рули высоты По-2М были оборудованы аэродинамической компенсацией, как это сделали на По-2ШС, на левом руле высоты для снижения нагрузки в полете установлен триммер, тросы управления в хвостовой части спрятаны в фюзеляж. Капотирование двигателя улучшено, воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 м оборудован коком-обтекателем. Для увеличения дальности полета на однопоплавковой машине установили увеличенный топливный бак емкостью около 200 литров, генератор ГС-350, приемо-передающую радиостанцию РСИ-4.

Вооружение включало 100 кг бомб - 4 ФАБ-25 на подкрыльевых держателях и пулемет ДТ на шкворневой установке. Использовался новый ночной бомбардировочный прицел НП-По-2, монтируемый по правому борту.

В последующем предполагалась установка более мощного двигателя М-11Ф 150 л.с. с воздушным запуском, но при его отсутствии установили М-11Д 127 л.с.

Испытания По-2М провели на Химкинском водохранилище в Москве в период с 7 июля по 8 сентября 1944 года. От завода No.51 участвовал ведущий инженер М.О.Фасолькин, летал морской летчик майор Ф.С.Лещенко.

За время испытаний самолет выполнил 17 полетов. По своим летным данным самолет при центровке 31,7%САХ не имел заметных отличий от сухопутного варианта По-2ВС. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как достаточные, устойчивость на глиссировании - хорошая, выход на редан легкий и плавный, приводнение мягкое. Взлет и посадка на воду, по мнению летчика, оказались проще, чем у сухопутного варианта. Благодаря водяному рулю гидросамолет хорошо управлялся на воде, на малом газу радиус разворота составил 18-20 метров. При оценке мореходности испытатели допустили последующую его эксплуатацию при ветровой волне до 0,5 м.

Устойчивость пути оказалась несколько хуже, чем у колесного По-2, поэтому в дальнейшем предполагалось увеличение площади вертикального оперения.

В целом однопоплавковый По-2М выдержал испытания и рекомендовался для эксплуатации в частях ВВС, действующих с закрытых водных бассейнов (рек и озер), с длиной акватории не менее 500 метров при наличии открытых подходов. Особо отмечалось, что простота в технике управления позволяет эксплуатировать самолет летчиками ниже средней квалификации. Впрочем, не смотря на положительные отзывы, этот вариант дальнейшего развития не имел.






 ЛТХ:
Модификация   По-2М
Размах крыла, м   11.40
Длина, м   8.90
Высота, м  
Площадь крыла, м2   33.20
Масса, кг  
  пустого самолета   949
  нормальная взлетная   1350
Тип двигателя   1 ПД М-11Д
Мощность, л.с.   1 х 115
Максимальная скорость, км/ч   144
Крейсерская скорость, км/ч   126
Практическая дальность, км   500
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   2500
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 7,62-мм пулемет ДТ(ДА) или ШКАС
  бомбовая нагрузка до 100 кг (4 х 25 кг)


 Доп. информация :
 
  Фотографии:
 По-2М на аэродроме
 По-2М на аэродроме
 По-2М на испытаниях
 По-2М на испытаниях
 По-2М на испытаниях
 Пулемет ДА на По-2М

  Схемы:

 По-2М

  Варианты окраски:

 По-2М

 



 

Список источников:

Михаил Маслов. Поликарпов У-2: "Небесный тихоход"
Авиация и Время. Юрий Гугля. Сага о небесном тихоходе
Эксмо. Михаил Маслов. Король истребителей. Боевые самолеты Поликарпова
РусАвиа. В.П. Иванов. Самолеты Н.Н. Поликарпова
Авиация и Время. Юрий Гугля, Александр Котлобовский. Сага о небесном тихоходе
Мир Авиации. Владимир Иванов, Андрей Коршунов, Владимир Перов, Олег Растренин. Легендарный У-2
Крылья  Родины. Владимир Иванов. Как Создавался У-2
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов


Уголок неба. 2015  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: