главная авиация второй мировой морские
   PBJ-1
       
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1943
Тип: Торпедоносец и противолодочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


North American PBJ-1 - торпедоносец и патрульно-противолодочный самолет, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, убирающееся шасси. Морской вариант среднего бомбардировщика В-25 был спроектирован в КБ "Норт Америкэн авиэйшн" под руководством Р. Раиса и Дж. Этвуда. Опытный бомбардировщик NA-40-1 совершил первый полет в январе 1939г. Серийное производство на заводах "Норт Америкэн" в Инглвуде и Канзас-Сити развернуто в июле 1940г.

В 1942 г. между армией и флотом США было заключено соглашение о передаче части самолетов сухопутных типов для морской авиации. С января 1943 г. начался выпуск модификации PBJ-1 для авиации ВМФ, отличавшейся от бомбардировщика В-25 оборудованием. Часть самолетов была оснащена РЛС и торпедной подвеской. Всего изготовлено 706 PBJ-1 разных вариантов.

Самолеты для флота немного отличались от армейских радиооборудованием. Машины, использовавшиеся для противолодочного патрулирования, часто оснащались РЛС, антенна которой располагалась под фюзеляжем на месте выпускной турели в обтекателе; в других случаях она монтировалась на законцовке правого крыла. Встречались и машины с обтекателем РЛС APS-3, выступавшим вперед из верхней части кабины бомбардира. Вооружение морских ╚Митчеллов╩ часто включало торпеды и глубинные бомбы.

Впервые армейские В-25 были привлечены для патрулирования у побережья США в декабре 1941 г. Морские PBJ-1 поступили на вооружение строевых частей в марте 1943 г.  Первую эскадрилью, VMB-413, сформировали на PBJ-1 (B-25B) на базе Черри-пойнт. Освоение новой техники представляло для морских летчиков существенные трудности, поскольку большинство из них никогда раньше не летало на двухмоторных самолетах. Однако период переучивания прошел достаточно успешно, и эскадрилью признали боеспособной.

Затем на той же базе в 1943-1944 гг. подготовили еще 15 флотских эскадрилий на "Митчеллах". Они занимались патрулированием прибрежных вод в Атлантике и на Тихом океане. Семь эскадрилий действовали непосредственно на фронте.

По маршруту через Гавайи их перебросили в южную часть Тихого океана. Первой вступила в бой эскадрилья VMB-413 подполковника Галатиана. В январе 1944 г. она прибыла на о. Эспириту-Санто. Оттуда самолеты начали летать на бомбежку Рабаула и Кавиенга - японских баз на о. Новая Британия. Первые вылеты совершали днем, под прикрытием истребителей. Затем дневные налеты стали перемежать с ночными, на которых эта часть впоследствии специализировалась. В этом же районе воевали еще три эскадрильи на PBJ. Их самолеты также использовали в основном как дневные и ночные бомбардировщики.

Эскадрилья VMB-612, получившая PBJ-1D с радиолокаторами APS-3, занималась борьбой с судоходством противника. Она действовала в районе островов Бонин, а затем у Иводзимы. Бомбами и торпедами ее самолеты уничтожали военные корабли и торговые суда японцев. Подобным образом работала VMB-614, летавшая с Мидуэя.

С переходом американцев в наступление на Тихоокеанском театре боевых действий PBJ стали применяться для поддержки десантных операций, атак позиций противника на побережье, ударов по портам и аэродромам.

"Митчеллы" приняли участие в боях на Сайпане и Иводзиме, а позднее - на Филиппинах и Окинаве.

Все PBJ-1 морской авиации базировались только на суше. Но один PBJ-1H оснастили катапультными захватами и посадочным гаком в порядке эксперимента. Этот самолет в ноябре 1944 г. проходил испытания на авианосце ╚Шангри Ла╩, в ходе которых взлетал с палубы и садился на нее.

Важной задачей для морских "Митчеллов" всегда была охота за торговыми судами японцев. В поисках их самолеты забирались к островам Тайвань и Хайнань и даже до северного побережья Китая. PBJ закончили войну у берегов самой Японии. Они атаковали суда в Цусимском проливе, у побережья Кореи, бомбили цели на Кюсю и Хонсю.

Вражеские суда топили торпедами, бомбами, но к концу войны все шире стали использоваться ракеты. Многие PBJ несли под крылом пятидюймовые неуправляемые ракеты HVAR, такие же, что применяли в ВВС. Но с июля 1945 г. к арсеналу морских летчиков добавились мощные 300-мм ракеты "Тини Тим". На специальный мост под фюзеляжем подвешивались две такие ракеты.

Но применить их в бою не успели. Боевые вылеты с ними стали совершать с 11 августа, когда война уже подходила к концу. Самолеты несколько раз поднимались в воздух, но не находили подходящих по размерам целей. А 14 августа Япония капитулировала.








 Модификации :
 PBJ-1

 на базе бомбардировщика В-25В с моторами R-2600-9, вооружение 4x12,7+1x7,62, бомбы до 1360 кг.

 PBJ-1C

 на базе В-25С с моторами R-2600-13, вооружение 4x12,7+ 1x7,62 или 6x12,7, бомбы до 1360 кг.

 PBJ-1D

 на базе B-25D, аналогичен PBJ-1C, но изготовлялся в Канзас-Сити, большая часть самолетов оснащена РЛС.

 PBJ-1H

 на базе В-25Н, штурмовик с вооружением 1x75+6x12,7 или 1x75+14x12,7, бомбы до 1460 кг.

 PBJ-1J  на базе B-25J с моторами R-2600-29, вооружение 8 - 12x12,7, бомбы до 1820 кг.



 ЛТХ:
Модификация   PBJ-1J
Размах крыла, м   20.58
Длина, м   16.13
Высота, м   4.98
Площадь крыла, м2   56.67
Масса, кг  
  пустого самолета   8900
  нормальная взлетная   16000
Тип двигателя   2 ПД Wright R-2600-92 Cyclone
Мощность, л.с.   2 х 1700
Максимальная скорость , км/ч   434
Крейсерская скорость , км/ч   367
Практическая дальность, км   2150
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   7400
Экипаж   11
Вооружение:   восемь-двенадцать 12.7-мм пулеметов
  Бомбовая нагрузка - 1820 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 PBJ-1B
 PBJ-1H
 PBJ-1J
 PBJ-1 c торпедой
 PBJ-1H c РЛС AN/APS-3 (VMB-162)
 PBJ-1H

  Схемы:

  PBJ-1

  Варианты окраски:

 PBJ-1B  VMB-413, 1944 год
 PBJ-1H  VMB-612, 1945 год

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945
Авиаколлекция. Владимир Котельников. Бомбардировщик В-25 "Митчелл"
Squadron|Signal. Ernest R.McDowell. B-25 Mitchell in Action
Osprey. Steve Pace. B-25 Mitchell Units of the MTO
Daves Warbirds. American Aircraft of World War II
Aerofiles.com. North American
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Notrh American B-25 Mitchell


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: