главная авиация второй мировой морские
   PB4Y-1 Liberator
       
Разработчик: Consolidated
Страна: США
Первый полет: 1942
Тип: Патрульный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Consolidated PB4Y-1 Liberator - дальний морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси. Морской вариант тяжелого бомбардировщика В-24. Последний был создан в КБ "Консолидэйтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, ХВ-24, совершил первый полет 29 декабря 1939 г. Серийное производство было развернуто в декабре 1940 г. Самолет строился на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форд мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.

Как противолодочный самолет и морской разведчик, "Либерэйтор" состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании с мая 1941 г., ВВС армии США - с февраля 1942 г., ВМФ США - с августа 1942 г., ВВС Канады - с конца 1942 г. Впервые переделка "Либерэйтора" в патрульно-противолодочный самолет была предпринята в Великобритании в мае 1941 г. С июля 1941 г. противолодочные "либерэйторы" разместили на базах в Северной Ирландии для патрулирования Атлантики. Береговое командование первоначально применяло для охоты за субмаринами не переделанные бомбардировщики модификаций II, III и IIIA. Затем появились следующие модификации:

  •  "Либерэйтор" I с моторами R-1830-S3C4-G, РЛС, вооружение 4x20+6x12,7;

  • "Либерэйтор" GR.III на базе бомбардировщика B-24D с моторами R-1830-S4C4-G, установкой РЛС, часть машин оснащалась импульсными прожекторами, вооружение 2x12,7+9x7,69, 8хНУР;

  • "Либерэйтор" GR.V на базе B-24G, антенна РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа, некоторые самолеты имели импульсный прожектор, вооружение 9x12,7;

  • "Либерэйтор" GR.VI на базе B-24H, аналогичный GR.V;

  • "Либерэйтор" GR.VIII на базе B-24G, аналогичен GR.VI с мелкими изменениями по оборудованию.

В США завод "Консолидэйтед" в Сан-Диего с августа 1942 г. строил специально для морской авиации самолет PB4Y-1, отличавшийся от В-24 оборудованием. PB4Y-1 изготовлялись на базе модификаций D, J, L и М и имели все внешние черты данных вариантов, выделяясь только вооружением. Поздние модификации комплектовались носовой турелью "Эрко", на самолетах ВВС не встречавшейся.

Моторы R-1830-43, с варианта на базе B-24J - R-1830-65. Вооружение всех PB4Y-1 10-11x12,7, бомбы до 5800-5900 кг (у английских модификаций бомбовая нагрузка та же). Экипаж- 7-9 чел. Всего выпущено 977 экз. PB4Y-1 без транспортных вариантов RY-1 и RY-2.

С сентября 1942 г. эти самолеты появились в Исландии, откуда начали контролировать судоходный маршрут из портов США в Англию. Позднее были размещены также на Ньюфаундленде и в Великобритании. Это позволило полностью "перекрыть" Северную Атлантику.

Активно участвовали в боевых операциях на Тихоокеанском театре, в том числе как дальние разведчики и тяжелые бомбардировщики, в частности, при работе по целям на о. Новая Британия.

В-24 с РЛС использовали для патрулирования моря и побережья США до августа 1943 г. и ВВС армии. Позднее их передали флоту под той же маркой PB4Y-1.

Производство "либерэйторов" прекратили в июне 1945 г. В США PB4Y-1 сняли с вооружения в 1951 г., в Великобритании GR.VIII - в 1947 г.








 Модификации :
 PB4Y-1  основная серийная модификация.
 Liberator I  с моторами R-1830-S3C4-G, РЛС, вооружение 4x20+6x12,7.
 Liberator GR.III

 на базе бомбардировщика B-24D с моторами R-1830-S4C4-G, установкой РЛС, часть машин оснащалась импульсными прожекторами, вооружение 2x12,7+9x7,69, 8хНУР.

 Liberator GR.V

 на базе В-24G, антенна РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа, некоторые самолеты имели импульсный прожектор, вооружение 9x12,7.

 Liberator GR.VI  на базе В-24Н, аналогичный GR.V.
 Liberator GR.VIII

 на базе B-24G, аналогичен GR.VI с мелкими изменениями по оборудованию.




 ЛТХ:
Модификация   PB4Y-1
Размах крыла, м   31.53
Длина, м   20.18
Высота, м   4.83
Площадь крыла, м2   46.73
Масса, кг  
  пустого самолета   17236
  нормальная взлетная   25401
  максимальная взлетная   32295
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney R-1830-65
Мощность, л.с.   4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   485
Крейсерская скорость , км/ч   295
Практическая дальность, км   4560
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   9800
Экипаж   7-10
Вооружение:   десять-одинадцать 12.7-мм пулеметов М2
  Бомбовая нагрузка - до 5900 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый PB4Y-1 поставленный ВМС США
 PB4Y-1
 PB4Y-1
 Liberator GR.I
 Liberator GR.III
 PB4Y-1
 PB4Y-1
 PB4Y-1 из Naval air Missile Unit
 PB4Y-1 с носовой турелью ERKO, не устанавливавшейся на самолетах для ВВС армии США
 Liberator GR.V Берегового командования британских ВВС
 Liberator GR.VI Берегового командования британских ВВС

    Схемы:

 PB4Y-1

  Варианты окраски:

 Liberator GR.1 Берегового командования британских ВВС
 PB4Y-1 Lady Luck из VPB-1 ВМС США
 Liberator GR.V Берегового командования британских ВВС
 PB4Y-1 из VP-110 ВМС США
 Liberator GR.VI  547 Sq. RAF

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945
Daves Warbirds. American Aircraft of World War II
Aerofiles.com. Consolidated
Squadron/Signal. Larry Davis. B-24 Liberator in Action
1000aircraftphotos.com. No. 5131. Consolidated 32 Liberator GR.Mk.VI Royal Canadian Air Force


Уголок неба. 2012  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: