Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   MF.11
       
Разработчик: Marinens (Hover)
Страна: Норвегия
Первый полет: 1931
Тип: Гидросамолет-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Работа над проектом нового гидросамолета для морского отдела норвежских ВВС началась на Заводе военных гидросамолетов (Marinens Flyvebatfabrikk) в городе Хортен осенью 1930 года. Основным заказчиком было Министерство Обороны страны. Ведущим инженером проекта был Йохан Гувер (Oberst Johan E. Hover). По планам военных это должен быть трехместный биплан с двумя поплавками. В войсках машина должна была заменить немецкий гидросамолет концепции времен Первой Мировой войны Hansa Brandenburg W.33, производимый в Норвегии под названием "Make".

Новый гидросамолет получил обозначение MF-11 (в литературе также встречается Hover MF-11 или даже Horten MF-11). Самолет имел металлическую конструкцию, обтянутую полотном, а в районе кабины - дюралем. Крылья имели смешанную металлическо-деревянную конструкцию, фактически самолет был полуторопланом. В центроплане были установлены два топливных бака по 275 литров. В фюзеляже - дополнительный бак на 380 литров (таким образом общий запас топлива составлял 1380 литров). Открытая кабина находилась между двигателем и крылом.

На самолет ставился британский звездообразный двигатель Armstrong Siddeley "Panther" II, производимый в стране по лицензии. Стрелковое вооружение самолета состояло из одного пулемета 7.92-мм, смонтированного над центропланом верхнего крыла и одного подвижного пулемета в задней части кабины. На внешних подвесках самолет мог нести три бомбы (или глубинные бомбы) по 100 кг каждая или четыре по 50 кг. Алюминиевые поплавки были закуплены у фирмы Short.

Прототип MF-11 (заводской номер 87) получил военный номер F.300 и был облетан 28 сентября 1931 года. Сначала верхнее крыло не было вынесенным, а позже его передвинули. Летом 1932 года прототип потерпел аварию, но вскоре был восстановлен. А в следующем году машину использовали для картографических работ. Потерян прототип 1 марта 1938 года, когда во время больших военно-морских учений у него остановился двигатель и летчики совершили жесткую посадку на воду. Хотя экипаж спасли, самолет затонул. К этому времени прототип налетал в воздухе 593 часов 45 минут (за 728 полетов).

После успешных испытаний в 1933 году началась и серийная постройка и уже до конца этого года военные получили три экземпляра MF-11 ( F.302, F.304 и F.306). всего до 1940 года было построено 24 экземпляра и еще 4 находились на заводе в разной степени сборки. Самолеты несли номера от F.302 до F.354, причем номер F.314 присваивался два раза (самолетам 103 и 120). Первый самолет F.314 (103) оснащался двигателем "Panther" и использовался в качестве картографического. А 16 августа 1937 года самолет был потерян в аварии, поэтому в 1938 году номер передали другой машине.

Серийные машины летали без носового пулемета, а на некоторых образцах снимали еще и задний. Гидросамолеты оказались удачными и вскоре летчики их полюбили.

В процессе эксплуатации в конструкцию вносились изменения, временами весьма значительные: так, на F.302 стояли жалюзи двигателя типа NACA и четырехлопастный винт. А на F.318 (106) под левым крылом установили контейнер с пушкой Эрликон, синхронизированную с курсовым пулеметом. Новое вооружение испытывали с ноября 1937 по февраль 1938 года.

Одним из достижений самолета был перелет из Хортена на Шпицберген и обратно, выполненный с 29 мая по 5 июня 1935 года, дальность которого составила 4600 км.

С началом Второй Мировой войны самолеты стали участвовать в боевых действиях. Так, 9 октября 1939 года F.314(II) перехватил и принудил к посадке германский гидросамолет Dornier Do 18. Немецкий самолет интернировали, правда через короткое время вернули владельцу. А 8 апреля 1940 года экипаж F.332 смог найти немецкий транспортный корабль "Rio de Janeiro", который был торпедирован польской подлодкой "Orzel".

На момент вторжения Германии в Норвегии на вооружении находилось 16 гидросамолетов MF-11. остальные самолеты находились в разной степени ремонта, в том числе и на фабрике в Хортене.

9 апреля 1940 года три самолета MF-11 (nr F.310, F.312 и F.316) вылетели с 50-кг бомбами для атаки немецкого флота. Однако атака оказалась неудачной, прежде всего из-за отсутствия бомбовых прицелов и плохой погодой. Было и еще несколько случаем, однако ни разу норвежским летчикам не удалось достичь результатов.

12 апреля F.310 был отправлен в Шотландию чтобы просить помощи у британцев, а через неделю с такой же миссией на Гебриды был отправлен F.342, однако по пути по ошибке был сбит английскими истребителями. 25 числа на британские острова перелетел nr F.346, а вот перелет 1 мая nr F.328 оказался неудачным - машина по ошибке была сбита британской зенитной артиллерией, экипаж погиб.

Несколько экземпляров MF-11 попало в руки немцев: это были nr F.302 и F.318, ремонтировавшиеся в Хортене, nr F.304, F.308 и F.338 - в Drobak, nr F.322 - в Flatoen, nr F.324 - Sola, F.312, F.334 и F.344 - в Skattora. Судьба nr F.314(II) и F.326 - неизвестна. Кроме того, на заводе достались и четыре недостроенных экземпляра - nr F.348, F.350, F.352 и F.354. самолеты были поставлены в строй и выполнили несколько патрульных вылета. Известны обозначение четырех - KP+MW, GM+DV, GM+OT и GM+OV.

В начале июня 1940 года части норвежской авиации, находившиеся в северной части Норвегии получили приказ эвакуироваться в Великобританию или Финляндию. 8 июня три MF-11 (F.310, F.336 и F.346) эвакуировались в Финляндию. Машины были интернированы и включены в состав финских ВВС. MF-11 получили финские обозначения NK-171, NK-172 и NK-173. Первоначально их передали в школу механиков, а осенью 1941 года - в состав LLv 15. Тут их приспособили для подвески 200 кг бомб. Потом был LeLv 6. Самолеты служили до ноября 1944 года, выполняя разведывательные и патрульные вылеты. Успехов не было - в одном случае экипаж доложил о повреждении советской подводной лодки (не подтверждено). Под конец карьеры их использовали как связные и транспортные. Всего в финских ВВС три MF-11 налетали 993 часов.



 ЛТХ:
Модификация   MF.11
Размах крыла, м  
  верхнего   15.41
  нижнего   10.55
Длина, м   11.63
Высота, м   4.45
Площадь крыла, м2   53.50
Масса, кг  
  пустого самолета   1847
  нормальная взлетная   2852
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Panther IIA
Мощность, л.с.   1 х 525
Максимальная скорость , км/ч   235
Крейсерская скорость , км/ч   170
Практическая дальность, км  
  с ПТБ  1200
  без ПТБ   800
Продолжительность полета, ч   6-7
Практический потолок, м   5000
Экипаж, чел   3
Вооружение:   три 7,92-мм пулемета, бомбы до 300 кг.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 MF.11
 MF.11
 MF.11
 MF.11
 MF.11
 MF.11
 MF.11
 MF.11 Люфтваффе
 MF.11 использовавшийся финами
 Кабина пилота MF.11

  Схемы:

 MF.11

  Варианты окраски:

  MF.11 1.F ВМС Норвегии (c) P.-A. Tilley
  MF.11 ВМС Норвегии
 MF.11 ВВС Финляндии
 MF.11  4/Lelv 6  ВВС Финляндии (c) P.-A. Tilley
 MF.11  Люфтваффе  (c) Kjetil Akra
 MF.11 Люфтваффе (c) P.-A. Tilley

 



 

Список источников:

Михаил Жирохов. Marinens (Hover) MF-11
Владимир Котельников. Самолеты Второй Мировой войны. Гидросамолеты 1939-1945
Profiler i Norge. Arild Kjaeraas. Hover M.F.11
Borreminne 1996 : Tur-retur Horten
Krzysztof Zalewski. Lotnictwo Wojskowe. Marinens (Hover) MF-11
AeroJournal. Philippe Listemann. Hover M.F.11
Forsvaretsmuseer.no. M.F.11 - 1931-1940
Digitaltmuseum.no. M.F.11 Marinens Flyvebåtfabrikk


Уголок неба. 2016  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: