главная авиация второй мировой морские
   Lerwick
       
Разработчик: Saunders-Roe
Страна: Великобритания
Первый полет: 1938
Тип: Патрульная летающая лодка
  ЛТХ     Доп. информация
   


Следствием быстрого количественного роста Королевских ВВС в конце 30-х гг. стал заказ целого ряда новых самолетов "с чертежной доски", не дожидаясь результатов летных испытаний. В ряде случаев эта практика себя оправдала, но иногда она вела к принятию на вооружение недоработанных самолетов, в конечном итоге так и не ставших массовыми. В полной мере относится и к летающей лодке "Лервик".

В марте 1936 г. Министерство авиации выдало спецификацию R.1/36, предусматривавшую создание цельнометаллической летающей лодки-моноплана для замены бипланов "Саро" "Лондон" и "Супермарин" "Стрэнрир". Самолет должен был иметь максимальную взлетную массу 11 350 кг и экипаж из 6 человек. В качестве оборонительного вооружения предусматривались три механизированные турели, а масса бомбовой нагрузки должна была составлять 2000 фунтов (907 кг). В конкурсе участвовали три фирмы - "Блэкберн", "Саро" и "Супермарин". Первая из них предложила весьма необычный "трансформируемый" самолет В.20, признанный чрезмерно сложным. Внедрению проекта "Супермарин" помешали его чрезмерная цена и загруженность фирмы работами по "Спитфайру". В итоге выбор сделали в пользу проекта S.36 фирмы "Саро", разработанного под руководством Г. Ноулера.

"Лервик" отличался довольно высоким фюзеляжем, необходимым для того, чтобы поднять крыло с установленными на его передней кромке двигателями на безопасное расстояние от воды. Пулеметное вооружение размещалось в трех башнях "Фрейзер-Нэш", причем носовую выполнили сдвигающейся внутрь фюзеляжа - так освобождалась площадка для швартовых работ. От наружной подвески бомб конструкторы отказались, оборудовав бомбоотсеки в мотогондолах. В качестве силовой установки первоначально выбрали 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения "Роллс-Ройс" "Валчер", но в ходе проектирования их заменили на 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения "Бристоль" "Геркулес", являвшиеся к моменту своего создания самыми мощными в мире.

В апреле 1937 г. была заказана партия из 10 гидросамолетов "Лервик". Первый серийный экземпляр вышел на испытания в начале ноября 1938 г. Результаты были весьма не утешительными - летающая лодка отличалась плохим гидродинамическим характеристиками, неудовлетворительными взлетно-посадочными качествами и неустойчивостью в воздухе - полет с брошенной ручкой на "Лервике" был в принципе невозможен. Вносимые в конструкцию изменения не позволили радикально улучшить характеристики машины. Тем не менее производство продолжили, хотя оно имело мелкосерийный характер: до окончательного прекращения выпуска в марте 1941 г. завод в Ист-Коувсе выпустил 21 машину.

"Лервик" - двигатели "Бристоль" "Геркулес" разных модификаций: предсерийные HE1M (на первых 4 машинах), "Геркулес" II (1375 л.с.; на 9 самолетах) либо "Геркулес" IV (на 8 машинах). Стрелковое вооружение - 7x7,7-мм пулеметов (1 "Виккерс" К в носовой башне, 2 "Браунинг" в верхней и 4 "Браунинг" в хвостовой башнях). Масса бомбовой нагрузки - 907 кг (по 2x 227-кг или по 4x113-кг бомбы в бомбоотсеках мотогондол). Экипаж - 6-9 чел. Машины последней серии (8 единиц) имели измененные подкрыльевые поплавки. Один самолет в опытном порядке оборудовали двухкилевым оперением вместо однокилевого.

Длительная доводка и внедрение в производство привели к тому, что поставки "Лервиков" в строевые части начались лишь летом 1939 г.

К началу Второй мировой войны 240-я эскадрилья успела получить четыре таких гидросамолета. После начала войны они выполнили несколько патрульных полетов, но из-за отвратительной управляемости уже в октябре "Лервики" изъяли из части, и 240-я эскадрилья продолжила боевую работу на старых бипланах "Саро" "Лондон".

Ввиду острой потребности в патрульных самолетах большого радиуса действий в декабре 1939 г. началось вооружение "Лервиками" 209-й эскадрильи в Обане, ставшей единственной строевой частью, эксплуатировавшей такие гидросамолеты достаточно долго. Первый боевой вылет на новых машинах состоялся 25 декабря. Эксплуатация "Лервиков" дважды приостанавливалась из-за необходимости внесения изменений в конструкцию, порой достаточно глубоких, - угол установки увеличили с 3,5 до 5,5 градусов, для устранения опасной вибрации увеличили жесткость моторам и пр. Естественно, такая ситуация не способствовала результативному боевому применению - лишь 25 марта 1940 г. патрульный "Лервик" атаковал бомбами вражескую подлодку, не добившись видимых результатов. Весной 1941 г. 209-я эскадрилья начала перевооружаться "Каталинами", и 29 апреля состоялся последний боевой вылет "Лервика".

После вывода из первой линии уцелевшие "Лервики" (а к тому времени было потеряно 8 самолетов) передали в учебные части, прежде всего в 4-ю учебно-боевую часть, эксплуатировавшую такие машины до конца 1941 г. Летом 1942 г. семь "Лервиков" передали канадской 422-й эскадрилье на оз. Лох-Эрн (Северная Ирландия). Канадцы использовали эти гидропланы до начала ноября 1942 г. для тренировочных полетов, после чего все оставшиеся "Лервики" списали.

Летающая лодка "Саро" "Лервик" вполне может претендовать на звание одного из наиболее невезучих самолетов Второй мировой войны. Весьма передовая в технологическом отношении, она отличалась отвратительным поведением как на воде, так и в воздухе. Если бы разработка "Лервика" осуществлялась не экстренным порядком (с заказом серийных машин "с чертежной доски"), а обычным - с предварительной постройкой и испытаниями прототипов, - вполне вероятно, что этот гидроплан так и не попал бы на вооружение.




 ЛТХ:
Модификация   Lerwick Mk.I
Размах крыла, м   24.64
Длина, м   19.40
Высота, м   6.10
Площадь крыла, м2   78.50
Масса, кг  
  пустого самолета   12880
  взлетная масса   15060
Тип двигателя   2 ПД Bristol Hercules II
Мощность, л.с.   2 х 1375
Максимальная скорость , км/ч   345
Крейсерская скорость , км/ч   267
Практическая дальность, км   2480
Максимальная скороподъемность, м/мин   270
Практический потолок, м   4270
Экипаж, чел   6-9
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет Vickers K в носовой позиции,
  шесть 7.7-мм пулеметов Browning в двух надфюзеляжных и четырех хвостовых турелях
  Максимальная бомбовая нагрузка до 907 кг


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Кабина пилотов Lerwick Mk.I
 Подвеска бомб на Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Задняя турель со спаренным пулеметом на Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I
 Lerwick Mk.I

  Схемы:

   
 Lerwick Mk.I

 Варианты окраски:

 Lerwick Mk.I   209 Sq.     (c) J.-M. Guillou
 Lerwick Mk.I

 



 

Список источников:

Андрей Харук. Все гидросамолеты Второй Мировой
Peter London. British Flying Boats
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
L.S.Casey, J.Batchelor. The Illustrated History of Seaplanes and Flying Boats
K.Munson. Flying Boats and Seaplanes since 1910
Putnam. Peter London. Saunders and Saro aircraft since 1917
Le Fana de l'Aviation 1999-07. Geofrey Bussy. Saunders-Roe "Lerwick" : l'hydravion qui avait le mal de mer
AeroJournal 45. C.-J. Ehrengardt. Saro Lerwick - l'hydravion qui n'aviat pas le Pied Marin


Уголок неба. 2017  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама:

домашний персонал на Рублевке