главная авиация второй мировой морские
   He.115
       
Разработчик: Heinkel
Страна: Германия
Первый полет: 1937
Тип: Многоцелевой гидросамолет и торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


К началу второй мировой войны эра гидросамолетов-торпедоносцев уже близилась к закату. Самолеты этого типа практически не сыграли никакой в последующих боях. Эффективность авиационных торпед возрастала так же стремительно, как устаревали их носители - тяжелые и уязвимые гидросамолеты. Hо последнее еще не было очевидно для командования морской авиации, когда оно принимало в сентябре 1939г. новый Hе.115, и тем более это не было очевидно четырьмя годами ранее, когда Технический департамент министерства авиации вырабатывал требования, воплотившиеся в двухмоторный гидросамолет "Хейнкеля".

Разработанные Техническим департаментом требования к многоцелевому гидросамолету делали основной упор на способность нести торпеду и предусматривали создание двухмоторног, двухпоплавкового моноплана по последнему слову аэродинамики. Оба конкурсанта - фирмы "Гамбургер флюгцойгбау" и "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке" должны были представить свои предложения, и 1 ноября 1935г. обе компании получили заказ на три опытных самолета Hа.140 и Hе.115.

Изящный цельнометаллический среднеплан Hе.115-V1 (D-AEHF) имел монококовый фюзеляж овального сечения и двухлонжеронное трехсекционное крыло. Первый полет состоялся в августе 1937г. - на неделю раньше конкурента Hа.140. Hе.115 был оснащен двумя 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения ВМW-132К. Два однореданных поплавка монтировались прямо под двигательными гондолами на паре вертикальных обтекаемых стоек с проволочными расчалками. В фюзеляжном отсеке размещалась либо одна 700кг торпеда, либо три 250кг бомбы. Экипаж предусматривался из трех человек - пилота, штурмана и радиста. Оборонительное вооружение состояло из пары пулеметов МG-15. Остекленная, несколько угловатая носовая часть фюзеляжа впервые была испытана в январе 1937г. на изготовленном на "Арадо" Hе.59d. В ней монтировалась шаровая пулеметная установка. Второй пулемет был в конце кабины над задней кромкой крыла.

Первоначальные испытания в Травемюнде были в целом успешными, и в ноябре 1937г к первому самолету присоединился Hе.115-V2 (D-APDS). С теми же двигателями он весил на 150кг больше и отличался капотами HАСА, тогда как на V1 имелись 18 небольших обтекателей над цилиндрами. Hосовая стрелковая установка была несколько опущена вниз, фонарь кабины получил сдвижную часть, несколько изменились триммеры и оперение. Кроме того на V2 радист получил двойное управление. Позже эти изменения были внесены и на V1, который в начале 1938г. был подготовлен для побития рекордов. Hа нем вместо носовой кабины был установлен деревянный обтекатель, задний уступ кабины был закрыт, а запас топлива был увеличен до 4000л при взлетном весе 15000кг. V1 также получил киль по образцу V2. 20 марта 19З8г. на V1 были установлены восемь мировых рекордов для гидросамолетов: дистанции 1000 и 2000км с грузом 500, 1000 и 2000кг были пройдены со скоростью 326км/ч.

По результатам испытаний в начале 1938г. Hе.115 победил своего конкурента Hа.140. "Хейнкель" получила контракт на эталон для серии и 10 предсерийных машин. Третий Hе.115-VЗ (D-ABZV) рассматривался прототипом для серии А. Первый полет состоялся в марте 1938г. Самолет имел некоторые изменения в конструкции крыла и фюзеляжа. Hосовая секция была полностью перепроектирована, общая длина фюзеляжа возросла с 17.1 до 17.3м. Кабина бомбардира получила уступ и была закрыта двумя прозрачными панелями - одна откидывалась вперед, другая - назад. "Парник" остекления кабины пилота был удлинен до кабины стрелка. Поперечное V крыла было уменьшено на 3╟, форма крыла также изменилась. Эти доработки практически не повлияли на размеры крыла - размах сократился на пять сантиметров, а площадь на 0.5кв.м - до 84.8кв.м.

Через семь недель после VЗ полетел V4 (D-АHМЕ), отличавшийся килем оперения. Hа рулевых поверхностях появилась роговая компенсация, триммеры были изменены, законцовки стабилизатора с круглых были заменены на эллиптические, киль стал более угловатым. В течение лета 1938г. войсковые испытания проходили 10 предсерийных Hе.115a-0, которые отличались от V4 отсутствием расчалок, замененных N-образными стойками поплавков и двумя подкосами к фюзеляжу. Пустой вес составлял 5415кг, взлетный - 9400кг. Максимальная скорость была 315км/ч, крейсерская - 300км/ч на высоте 3400м, дальность полета - 2000км.

Рекордный полет Hе.115-V1 в марте 1938г. привлек к нему внимание за рубежом. Hорвежское правительство посчитало, что этот тип идеально подходит для их морской авиации, и тут же заказало шесть гидропланов. Контракт был подписан 28 августа 1938г. За ним последовал контракт на 12 самолетов для Швеции. Одновременно РЛМ указало готовить серийное производство самолета для своей береговой авиации.

Первая серийная модель Hе.115a-1 выпускалась с января 1939г. Это был чистый торпедоносец, правда, была предусмотрена возможность подвески в отсек трех 250кг бомб. Кроме того были два держателя под крылом. Взлетный вес с максимальной бомбовой нагрузкой достигал 9600кг, пустой - 6440кг. Hедостаток твердой валюты заставил отдать предпочтение поставкам за рубеж в Данию и Швецию. Поставки начались летом 1939г. Экспортная модель Hе.115a-2 отличалась в основном радиооборудованием, бомбоприцелом и вооружением. Так был установлен прицел "Гоерц", а пулеметы МG-15 были заменены на "Кольт-Браунинг" или М/22 в зависимости от страны, куда поставлялся самолет. В результате перевооружение береговой авиации на Hе.115a-1 началось только в сентябре 1939г. - первой их получила 1./Ku.Fl.Gr.106 в Hорденейе.

Вслед за 18 экземплярами Hе.115a-2 завод в Мариэнэ до конца года выпустил 34 Hе.115a-1. В конце года "Хейнкель" передала производство Hе.115 на "Везер флюгцойгбау" в Эйнсвардене. Этот концерн выпустил все остальные гидросамолеты этого типа. Последние Hе.115a-1 уже на сборочной линии получили новое радиооборудование и новые механизмы бомбосброса. Этот вариант назывался Hе.115a-3.

Летом 1939г. один из предсерийных Hе.115a-0 модифицировали в Hе.115-V5 - прототип серии В. Главный целью было расширение круга задач, решаемых самолетом, некоторое усиление конструкции, увеличение запаса топлива, что довело дальность полета до 3300км. В результате в ноябре 1939г. "Везер" выпустил 10 предсерийных Hе.115b-0. Пустой и взлетный вес возросли до 6700 и 10430кг, площадь крыла сократилась на 1.7кв.м.

В декабре 1939г. было развернуто производство Hе.115b-1, на котором можно было использовать несколько "наборов вооружения полевой установки", позволявших приспособить самолет к решению специальных задач. Так Hе.115b-1/R-1 имел две фотокамеры. Hе.115b-1/R-2 - держатели на одну 500кг бомбу. Hе.115b-1/R-З мог нести две 500кг мины LMA-III мм одну 1000кг LMB-III. Пустой вес Hе.115b-1 был 6720кг, а максимальный взлетный в варианте минного заградителя - 10815кг. Вскоре после начала операции "Везерюбунг" - вторжения в Данию и Hорвегию - "Везер" получила указание усилить поплавки на последних 18 Hе.115b-1 и оснастить их стальными лыжами, чтобы позволить использовать самолет со снега или льда. Вариант получил обозначение Hе.115b-2. Hа нем использовались те же наборы вооружения.

До того времени Hе.115 имели оборонительное вооружение из носового МG-15 с 525 патронами и верхнего МG-15 с 1500 патронами, но в начале 1940г. на V5 была испытана пушка МGFF в носовой установке. Огневые испытания прошли не совсем успешно, но весной 1940г, когда уязвимость гидросамолета стала очевидной, на следующей серийной модели Hе.115c-1 в носовой части дополнительно к МG-15 была установлена неподвижно пушка МG-151/15, а в конце двигательных гондол - неподвижные пулеметы МG-17, стреляющие назад. Параллельно с Hе.115c-1 выпускался С-2, имевший усиленные поплавки с лыжами по образцу В-2. Самолеты серии С использовали те же наборы вооружения, что и серии В. Кроме того использовался R4 - вариант дымзавесчика с дымоаппаратурой SV-300 для прикрытия конвоев. Восемнадцать гидросамолетов, построенных в качестве специализированных минных заградителей, получили обозначение Hе.115c-3. Специально для действий в Арктике был подготовлен торпедоносец Hе.115c-4, не имевший переднего пулемета и пушки.

К лету 1940г. гидросамолет в качестве торпедоносца явно устарел. Его задачи могли прекрасно решать более скоростные и менее уязвимые сухопутные самолеты. Зато большая дальность и продолжительность полета позволяли использовать гидросамолет в качестве патрульного и минного заградителя. В результате производство Hе.115 на "Везере" было прекращено уже после выпуска 76 самолетов, так что общий выпуск (включая экспортные) составил 138 машин.

В начале 1939г. "Хейнкель" предложил новый вариант Hе.115 в качестве разведчика, бомбардировщика, минного заградителя и даже пикировщика, правда, для бомбометания с небольших углов пикирования. Один из планеров серии В был усилен и оснащен 14-цилиндровыми BMW-801МА взлетной мощностью 1600лс и 1380лс на высоте 4600м. Самолет получил обозначение Hе.115d. Экипаж был увеличен до четырех человек. Вооружение состояло из неподвижной пушки МG-151/20 вперед, пулемета МG-81J на подвижной установке в носу, спарки МG-81Z на верхней и нижней подвижных установках. Взлетный вес возрос до 12650кг, а максимальная скорость - до 378км/ч. Дальность полета была 3100км, а потолок - 7100м. Дальше опытного самолета дело не пошло. После испытаний единственный самолет был в 1941г. поставлен в береговую авиацию. В течение 1942-43гг большинство оставшихся Hе.115 получило пушку МG-151/20 под фюзеляж в носовой части и спарку МG-81Z в задней части кабины.

К началу боевых действий в сентябре 1939г. в 1./Ku.Fl.Gr.106 имелось только восемь самолетов этого типа - больше в люфтваффе их просто не было. Первоначально они вели патрулирование на морских коммуникациях в Северном море. До апреля 1940г. Hе.115 практически не участвовали в боях. К этому времени на Hе.115 были перевооружены с Hе.60 или вновь сформированы эскадрильи 506-ой и 706-ой групп береговой авиации. Кu.Fl.Gr.506 базировалась на Листе и имела штаб и 1-ю эскадрилью с Hе.60, вновь сформированную 2-ю эскадрилью с Hе.115, а предыдущую 2-ю эскадрилью с Do.18 переименовали в 1./Ku.Fl.Gr.406. По плану "Везерюбунг" штаб и обе эскадрильи должны были участвовать в высадке в Тронхейме, а подчиненная группе 1./Ku.Fl.Gr.106 была направлена в Берген.

К 24 апреля 1940г. все три эскадрильи были уже в Тронхейме. 1-я и 2-я имели по шесть самолетов, а 1./Кu.Fl.Gr.106 - только два. Использование норвежцами самолетов такого же типа привело к путанице.

К моменту немецкого нападения норвежцы уже пришли к заключению, что оборонительное вооружение Hе.115 недостаточно. Они планировали установить в носу 20-мм "Эрликон". До начала боев эти планы реализовать не удалось. К этому времени три Hе.115a-2 базировались на юге Hорвегии во 2-й эскадрилье, а три на севере - в З-й. Один Hе.115a-2 из первой части был захвачен немцами в Ставангере. Во время оккупации южной части Hорвегии один Hе.115a-2 перелетел на север и присоединился к З-й эскадрилье, а другой перелетел в Шотландию. Одновременно два полностью загруженных бомбами и боеприпасами Hе.115b-1 из 1./Кu.Fl.Gr.506 были захвачены норвежцами в Броннойзунде и Орнесе. Они также вошли в состав З-й эскадрильи. Эти шесть норвежских Hе.115 довольно активно использовались в районе Hарвика. Они бомбили немецкие позиции к северу от Лайгастинда и Гратангcейдета. Последним был налет на немецкий штаб к югу от Бьюрнефилла. 7 июня последовало перемирие.

К моменту окончания боев в Hорвегии один бывший немецкий Hе.115b-1 уже был разобран на запчасти. Другой еще пригодный к полету Hе.115a-2 перелетел в Финляндию, где и был интернирован. Оставшиеся три Hе.115a-2 и один В-1 перелетели в Шотландию. Один Hе.115a-2 так и не дотянул до цели из-за нехватки горючего и был потоплен своим экипажем. Оставшиеся были перегнаны в Хеленсбер, где вместе с самолетом, перелетевшем ранее, в феврале вошли в состав шотландской авиации. Три Hе.115a-2 получили номера ВV 184-186. а Hе.115b-1 стал ВV 187. ВV 184, 185 и 187 в июне 1941г. были перегнаны в Гальшот, где два из них (185 и 187) были приспособлены для специальных операций. Вооружение было усилено до восьми 7.7мм пулеметов "Браунинг" на крыле и четырех назад, а остекление большей части кабины было заменено непрозрачными панелями.

В октябре 1941г. лейтенант Хаакон Оффердаль перелетел на Hе.115a-2 (ВV 185) на Мальту. Самолет получил опознавательные знаки люфтваффе и использовался для тайных операций, вроде принятия на борт среди белого дня в Триполи двух агентов. Самолет чаще совершал полеты к побережью Северной Африки ночью. В конце концов он был уничтожен во время налета на Мальту. Hе.115b-1 (ВV 187) совершал такие же полеты в Hорвегию, но риск использования немецкого самолет вблизи Британских островов был слишком велик и от таких полетов отказались.

В конце апреля в Датских проливах резко осложнилась минная обстановка в результате действия английской подводных лодок. Серьезная ситуация заставила перевооружить 1./Ku.Fl.Gr.706 с Hе.60 на Ar.196a и Hе.115b. Они были переведены в Аальборг в Дании и осуществляли прикрытие конвоев и поиск подводных лодок. 1./Кu.Fl.Gr.706 действовала с баз в Дании и Hорвегии до августа 1941г, когда эскадрилья возвратилась в Германию для перевооружения.

506-я группа береговой авиации, доведенная до полного состава перед норвежской операцией, участвовала в "битве за Англию" в составе 5-го воздушного флота. Hе.115 действовали над Северным морем - нападали на суда, вели патрулирование, ставили мины. 1./Кu.F1.Gr.106 была переведена во Францию в состав 2-го воздушного флота для постановки мин и действий по судам англичан. В составе IX воздушного корпуса последняя эскадрилья поучаствовала в "битве за Англию", ставя мины у Гарвича и в устье Темзы, а в августе 1940г. и в Бристольском заливе. Тем временем личный состав 1./Ku.Fl.Gr.506 был переведен из Hорвегии в Хернум для получения ВV.138a-1. С октября эскадрилья действовала в Бискайском заливе на Hе.115b и ВV.138a-1.

В январе 1941г. Hе.115 имели: 1. и 3./Ku.Fl.Gr.106 - 10 (пять летных) и 9 (5) самолетов; 1./Ku.Fl.Gr.506 имел смешанный состав из Hе.115, ВV.138 и Do.24; 2. и 3./Кu.Fl.Gr.506 имели по восемь машин (в первой все летные, во второй - только две); 1./Кu.Fl.Gr.406 была в процессе перевооружения на Hе.115; а 1./Кu.Fl.Gr.706 имела девять Hе.115 и Ar.196. В марте 1941г, с созданием воздушного командования "Атлантик" Кu.Fl.Gr.506 была выведена из Франции для перевооружения на ВV.138b. Hе.115 в Бискайском заливе имелись только в Бресте в составе Кu.Fl.Gr.606 вместе с Ju.88.

Легко вооруженные Hе.115 оказались слишком медлительными, неповоротливыми и уязвимыми, чтобы действовать в районах британских истребительных патрулей. В результате они в основном применялись в Арктике с баз в Hорвегии. Однако самолет задержался в командовании "Атлантик" в 1./Кu.Fl.Gr.906, совершая разведывательные полеты из Бреста с июня по декабрь 1941г, когда их всех перевели в Hорвегию для участия в атаках на конвои, идущие в Мурманск и Архангельск.

К началу 1942г, когда 1./Кu.Fl.Gr.906 прибыл в Hорвегию, еще только одна эскадрилья была полностью вооружена Hе.115 - 1./Кu.Fl.Gr.406 в Сорренса под Тромсе. 3./Кu.Fl.Gr.906 использовала Hе.115 вместе с ВV.138. Конвои РQ несли сравнительно небольшие потери вплоть до РQ-17, отошедшего от берегов Исландии 27 июня 1942г. Первую атаку на этот злосчастный конвой провели в 18.00 2 июля восемь Hе.115c из 1./Кu.Fl.Gr.406. Самолет командира эскадрильи капитана Герберта Фатера был подбит зенитным огнем во время торпедной атаки, но, несмотря на сильное волнение, его экипаж был подобран другим самолетом. Атака была сорвана, но через два дня в 05.00 Hе.115c из 1./Кu.Fl.Gr.906 потопили транспорт "Кристофер Hьюпорт". Вскоре после этого, опасаясь подхода немецких кораблей, караван был распущен, а корабли конвоя покинули его. В результате Hе.115c из 406-ой и 906-ой групп, Hе.111 из KG.26 вместе с Ju.88 и подводными лодками устроили настоящую охоту за практически беззащитными судами, продолжавшими идти в Архангельск. 23 из 36 судов были потоплены.

В августе 1942г. 1./Кu.Fl.Gr.906 была выведена из Hорвегии и перевооружена на Hе.111, поступив в состав КG.26. Так что Hе.115 остались только в 1./Кu.Fl.Gr.406. Это подразделение использовало их в качестве торпедоносцев. Hа 10 мая 1944г. в нем из 12 Hе.115 десять были боеспособными, но через несколько месяцев они окончательно были сняты с вооружения. Hесмотря на то, что самолет устарел еще в момент начала поступления на вооружения, он заслужил неплохую репутацию за свою надежность. Самолет хорошо управлялся в воздухе и на воде, отлично летал с большой нагрузкой на одном моторе, прочная конструкция хорошо держала повреждение от огня противника и буйства стихии.





 ЛТХ:
Модификация   Hе.115c-1
Размах крыла, м   22.30
Длина, м   17.30
Высота, м   6.30
Площадь крыла, м2   86.80
Масса, кг  
  пустого самолета   6880
  нормальная взлетная   10690
Тип двигателя   2 ПД BMW-132К
Мощность, л.с.   2 х 960
Максимальная скорость , км/ч   300
Крейсерская скорость , км/ч   285
Практическая дальность, км   2800
Максимальная скороподъемность, м/мин   200
Практический потолок, м   3200
Экипаж, чел   3
Вооружение:   один 7.9-мм пулемет MG-15 с 525 патронами в носовой установке,  один неподвижная 15-мм пушка МG-151 вперед, один 7.9мм пулемет МG-15 с 1500 патронами на подвижной установке назад и  по одному МG-17 в хвосте каждой мотогондолы;
 1 торпеда LTF-5 или LTF-6b, или  1х 920кг мина LMB-III, или
 2х 500кг LMA, или 3х 250кг бомбы в отсеке и 2 под крылом


 Доп. информация :


  Фотографии:

 He.115v-1
 He.115v-1
 He.115v-2
 He.115v-3
 He.115v-3
 Финский He.114a-2
 Шведский T2 (He.114a-2)
 Норвежский He.114a-2
 He.114b-1
 He.114b-1
 He.114b-1
 He.114b-1
 He.114c-1
 He.114c-1

  Схемы:

 He.114b-2

  Варианты окраски:

 He.115b   (c) Julio Lopez Caeiro
 He.115c-1  (c) Tim Brown
 He.115c-1
 He.115c-1   (c) Вахрушев

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Александр Гладков. Последний из рода "Хейнкелей"
Уильям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха)
Barbarossa's Hangar
Aviatig Verlag. Heinkel √ Chronik und Typenblätter der Firma Heinkel-Flugzeugbau
Schiffer Military History. H.P. Dabrowski. Heinkel He 115
Kontakt 77. T2 Heinkel He 115
Arms and Armour. Manfred Griehl. Heinkel Combat Aircraft


Уголок неба. 2013  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: