Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой бомбардировщики
   Hampden TB.I
       
Разработчик: Handley Page
Страна: Великобритания
Первый полет: 1942
Тип: Торпедоносец
  ЛТХ     Доп. информация
   


Handley Page Hampden ТВ.I - торпедоносец на базе среднего бомбардировщика, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Хэндли-Пэйдж" под руководством Г. Лачманна. Опытный образец "Хэмпдена" совершил первый полет 21 июня 1936 г. Серийное производство начато в июне 1938 г. Выпускался заводами "Хэндли-Пэйдж" (Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), "Кэнэдиан ассошиэйтед эйркрафт" (Мэлтон, Сент-Губерт). Всего построено 1580 экз. Производство прекращено в марте 1940 г.

В конце 1941-го летно-исследовательский центр в Фарнборо предложил использовать ╚Хэмпден╩ в качестве торпедоносца. Еще в 1935-м фирма Хэндли-Пейдж прорабатывала такой вариант самолета по техзаданию М.15/35, в соответствии с которым позже появился Бристоль ╚Бофорт╩. ╚Хэмпден╩, имевший морской опыт постановки мин и атак на немецкие линкоры, как нельзя лучше подходил для роли торпедоносца. По старому проекту предполагалось расширить фюзеляж для размещения двух торпед в бомбоотсеке. Но в условиях войны требовались более доступные решения. Выяснилось, что одна торпеда Мк.XII вполне свободно размещается в ╚брюхе╩ стандартного ╚Хэмпдена╩, выходя за габарит всего на 90 мм.

Весной 1942-го шесть самолетов прошли успешные испытания в экспериментальном подразделении по отработке боевого применения торпедоносцев в Госпорте. Переделку ╚Хэмпденов╩ В.Мк.1 в ТВ.Мк.1 провели фирмы Болтон-Пол и Инглиш Электрик.

Требовалось немногое: переоборудовать кабину нижнего стрелка, углубить заднюю часть бомбового отсека, демонтировать центральные створки бомболюка и зафиксировать внешние в положении ╚открыто╩, смонтировать на бомбодержателях специальную подвеску для торпеды. Подкрыльевые бомбодержатели для двух 227-килограммовых бомб остались на месте. По сравнению с ╚нормальным╩ ╚Хэмпденом╩, взлетный вес ТВ. Мк.1 вырос примерно на 450 кг. Таким образом, были отконверсированы 144 самолета.

Когда в октябре 1942-го завершились последние испытания прототипов, на ╚Хэмпденах╩ - торпедоносцах уже воевали 5 дивизионов, ╚ушедших╩ в береговое командование. 408, 415 и 489-й полностью заменили ╚Бофорты╩ к апрелю. Модернизация ╚Хэмпденов╩ шла без отрыва от боевой работы. Экипажи из 144 и 455-го дивизионов освоили свои ТВ.Мк.1 в мае на базе Лейчерс, бросая учебные торпеды (цилиндры с песком) по мишеням на острове Мэй. Все пять подразделений действовали над водами Арктики.

Торпедоносцам ╚Хэмпден╩ досталось не меньше, чем бомбардировщикам. 415-й дивизион понес первые потери 30 мая. Из атаки на немецкий конвой не вернулся один экипаж. 13 июня самолет из 489-го дивизиона, вылетевший на поиск кораблей противника у побережья Норвегии, чудом уцелел в схватке с двумя FW-190. 144-й и 455-й дивизионы пока не несли потерь, но им еще предстояли суровые испытания.

Всем известна трагедия конвоя PQ-17. Суда, оставленные без охраны, были растерзаны немецкими подлодками и бомбардировщиками. Дабы подобное не повторилось, британское командование решило усилить воздушное прикрытие, встречавшее караваны у советского берега. Наряду с 210-м дивизионом, оснащенным амфибиями ╚Каталина╩, и подразделением разведчиков ╚Спитфайр╩ PRU в Заполярье отправились два дивизиона ╚Хэмпденов╩. 32 торпедоносца вылетели из Симбурга в Шотландии вечером 4 сентября. Пунктами назначения были аэродромы на Кольском полуострове - Африканда, Ваенга и Кандалакша. От ╚Хэмпденов╩ ожидали активных действий уже с 7 сентября. Ведь конвой PQ-18, снаряженный в кратчайший срок после гибели PQ-17, был уже в пути. Для того чтобы сразу наладить работу дивизионов, не дожидаясь прибытия технического состава морем, в каждом ╚Хэмпдене╩ летел специалист из наземных служб. Маршрут пролегал над Северным морем, территорией оккупированной Норвегии, севером нейтральной Швеции и Финляндией.

Экипажи ╚Хэмпденов╩ ожидала сильнейшая болтанка над штормовыми водами и ограниченная видимость. При этом любая навигационная ошибка стоила слишком дорого (дальность полета ╚Хэмпдена╩ с пустым бомбоотсеком и максимальным запасом топлива не намного превышала длину маршрута). Существовала большая вероятность стать жертвой немецких истребителей, действовавших из Петсамо в Финляндии. В конце пути оставались опасности приземления в утреннем тумане на абсолютно незнакомом аэродроме и возможность сразу попасть под немецкие бомбы (частота налетов была велика из-за относительно близкого, в 70 - 100 км расположения аэродромов противника). И еще накладывались проблемы, связанные с взаимным недоверием союзников. Так, советское командование отказало в фотографировании со ╚Спитфайра╩ аэродромов, на которых должны были базироваться английские самолеты, а британская сторона упорно секретила прибор ╚IFF╩ (радиоответчик ╚свой - чужой╩), хотя он стоял на всех ╚Харрикейнах╩, поставляемых в СССР.

До советских аэродромов благополучно добрались 23 ╚Хэмпдена╩. 144-й дивизион лишился шести, а 455-й - трех машин. Один торпедоносец, сбившись с курса, приземлился с пустыми баками на норвежском побережье. Экипаж попал в плен. Два самолета разбились в Швеции, еще три перехватили истребители Me-109. Уже на советской территории два ╚Хэмпдена╩ сильно пострадали при вынужденной посадке. Один сел на ╚брюхо╩ в Кировской области, а другой - в лесах между Мурманском и Полярным. Их экипажи остались целы.

Последней потерей стал ╚Хэмпден╩, сбитый близ Ваенги советским ╚Харрикейном╩, пилот которого принял английский самолет за Me-110. ╚Хэмпден╩ сел на воду. Спаслись все, кроме нижнего стрелка. Из-за отсутствия информации о прилете англичан, еще по крайней мере два самолета были по ошибке обстреляны зенитчиками. Поспособствовала этому и густая облачность. Летчики из экипажа майора Фостера не смогли сразу опознать в истребителях, эскортировавших их ╚Хэмпден╩ до ближайшего аэродрома в Мончегорске, советские ╚Аэрокобры╩ и, согласно инструкции, съели секретные документы. Благо, что они печатались на тонкой рисовой бумаге.

Несмотря на досадные и трагические недоразумения, отношения, сложившиеся между английскими и советскими авиаторами, отличались неподдельной сердечностью и отсутствием неприязни. Дух товарищества укреплялся не только в регулярных футбольных матчах на летном поле, но и в совместной работе.

На англичан неизгладимое впечатление произвели опыт и изобретательность техников, помогавших чинить ╚Хэмпдены╩. Из-за множества повреждений и неисправностей самолеты смогли совершить первый (и единственный) боевой вылет из Ваенги только 14 сентября. ╚Хэмпдены╩ под командованием подполковника Мак-Логлина искали надводные корабли противника в Альтен-фьорде, на пути конвоя PQ-18. Но в атаках на этот конвой участвовала только авиация и подводные лодки. Одной из многих причин практически полного отсутствия германских надводных сил были английские торпедоносцы, появившиеся на советских аэродромах.

Операция ╚Оратор╩ - проводка конвоя PQ-18 ≈ завершилась 22 сентября. До Мурманска не дошли 13 торговых судов, группа охранения потеряла эсминец, миноносец, танкер и четыре самолета. Нападения на конвой стоили немцам четырех подводных лодок и 41 самолета.

С относительно благополучным прибытием PQ-18 встал вопрос о возвращении ╚Хэмпденов╩. Командиру 455-го дивизиона подполковнику Линдеману удалось убедить руководство RAF в нецелесообразности перелета торпедоносцев обратно в Шотландию. Тем временем, немецкие бомбардировщики 29 сентября уничтожили на незащищенных стоянках три и серьезно повредили девять ╚Хэмпденов╩.

1 октября советская сторона сделала официальное предложение о передаче торпедоносцев. 6-го премьер-министр Черчилль утвердил решение о предоставлении оставшихся самолетов СССР. По договоренности, ╚Хэмпдены╩ перешли к новому хозяину, 3-й эскадрилье 24-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) Северного флота, без английских прицелов, фотокамер и некоторых приборов, считавшихся секретными. Уезжал в Англию и запас торпед Мк.XII.

Техники 24-го МТАП быстро восстановили бортовое оборудование самолетов и приспособили узлы подвески под торпеды отечественного производства (североморские ╚Хэмпдены╩ отличались усиленным на один пулемет вооружением в кабине нижнего стрелка). Британские летчики оказали советским коллегам неоценимую помощь в скорейшем освоении техники. В полетах на не приспособленных для обучения машинах инструктор сидел в штурманской кабине или позади кресла пилота. По тому, как смело и уверенно летчики 24-го полка осваивали абсолютно новый для себя самолет, англичане поняли, что это люди отчаянной храбрости.

22 октября после приема последних ╚экзаменов╩ личный состав английских дивизионов отплыл на родину, а на 17 уцелевших торпедоносцах начала боевую работу 3-я эскадрилья (1-я и 2-я воевали на бомбардировщиках СБ-2 и ДБ-3Ф). Североморские ╚Хэмпдены╩ редко действовали большими группами, чаще они вылетали на охоту парами.

18 декабря 1942-го ╚Хэмпден╩ капитана Трунова совместно с одним ДБ-3Ф потопил два немецких транспорта. 14 января 1943-го два ╚Хэмпдена╩ обнаружили караван из семи судов. Самолет капитана Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Пылающий торпедоносец не свернул с боевого курса и прежде чем упасть в море, успел потопить транспорт водоизмещением 8000т. (Этот случай нашел отражение в известном художественном фильме ╚Торпедоносцы╩, правда, вместо ╚Хэмпдена╩ там снят Ил-4). Второй ╚Хэмпден╩, ведомый капитаном Киселевым, поразил еще одно судно и, несмотря на повреждения, вернулся на свой аэродром. Командир экипажа А.А.Баштырков и стрелок-радист В.Н.Гаврилов посмертно удостоены звания Героя Советского Союза.

15 января ╚Хэмпдены╩ капитана Трунова и лейтенанта Зайченко потопили два немецких корабля у норвежского берега. 29 января самолеты капитанов Островского и Малыгина торпедировали 12 000-тонный транспорт (самая крупная победа ╚Хэмпденов╩). Машина Островского с горящим двигателем еле дотянула до базы. 28 марта четыре ╚Хэмпдена╩ атаковали вражеский конвой в Сольтен-фьорде. Им удалось отправить на дно три судна.

25 апреля 1943 г. 3-я эскадрилья атаковала немецкий конвой в Конг-фьорде. Самолет командира эскадрильи капитана В.Н.Киселева был подожжен при пуске торпеды по крупному судну ╚Лииси╩. Экипаж ╚Хэмпдена╩ совершил таран, потопив вражеский транспорт.

20 сентября шесть торпедоносцев под командованием майора Костыкина атаковали корабли противника, не взирая на подоспевшее прикрытие из 25 самолетов. ╚Хэмпдены╩ потопили транспорт и два сторожевика. Самолеты Костыкина и капитана Островского погибли.

Торпедоносцы ╚Хэмпден╩ летали в 24-м МТАП, ставшем позже 9-м гвардейским, до конца 1943-го, когда были списаны последние уцелевшие самолеты (снижение характеристик вконец изношенных машин и настоящая катастрофа с запчастями породили поговорку: ╚Ты мне друг или ╚Хэмпден╩?). По времени это совпало со снятием последних ╚Хэмпденов╩ с вооружения боевых частей RAF. Пять уже упоминавшихся дивизионов берегового командования перешли на самолеты Бристоль ╚Бофайтер╩. В 1943-м несколько разведчиков погоды ╚Хэмпден╩ Мет Мк.1, бывших бомбардировщиков, использовались в метрополии и в Гибралтаре. 96 машин еще послужили в качестве учебных в Канаде.

 











 ЛТХ:
Модификация   Hampden TB.Mk.I
Размах крыла, м   21.08
Длина, м   16.28
Высота, м   4.55
Площадь крыла, м2   60.75
Масса, кг  
  пустого самолета   5400
  нормальная взлетная   8800
  максимальная взлетная   10660
Топливо, л   2973
Тип двигателя   2 ПД Bristol Pegasus XVIII
Мощность, л.с.   2 х 1015
Максимальная скорость , км/ч   406
Крейсерская скорость , км/ч   350
Практическая дальность, км   3300
Боевая дальность с максимальной загрузкой, км   1920
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   6920
Экипаж   4-5
Вооружение:  шесть 7,69-мм  пулеметов
 
бомбы до 1250 кг или одна 907-кг торпеда


 Доп. информация :


  Чертеж "Handley Page Hampden"
  Фотографии:

 Hampden TB.I  521-й эскадрильи Берегового командования, аэродром Докинг
 Hampden TB.I над Северным морем
 Hampden TB.I над Северным морем
 Снаряжение перед вылетом
 Hampden TB.I капитана А.З. Стоянова 24-й минно-торпедный полк, аэродром Ваенга (под Мурманском)
 Экипаж капитана А.З. Стоянова у своего самолета, 24-й минно-торпедный полк, аэродром Ваенга (под Мурманском)

    Схемы:

 Hampden TB.I

  Варианты окраски:

 Hampden TB.I 24 МТАП Северного флота, зима 1942-43 гг.
 Hampden TB.I, Шотландия, 1942 год

 



 

Список источников:

Владимир Котельников. Морские самолеты палубного и берегового базирования 1939-1945
Крылья Родины. Сергей Иванников. Хроника "Летающего чемодана"
Jaap Teeuwen. British Aircraft of World War II
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2004  (Страница:     Дата модификации: )



 

  Реклама: