Уголок неба ¦ Kawanishi H8K

Реклама...

    


 
главная авиация второй мировой морские
   H8K
       
Разработчик: Kawanishi
Страна: Япония
Первый полет: 1940
Тип: Летающая лодка-разведчик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Не успели еще остыть стволы орудий броненосцев, обеспечивших Стране Восходящего солнца у Цусимы победу над Российской Империей, как перед Японией возник новый противник - США недвусмысленно давали понять, что интересы своего капитала в Китае они готовы отстаивать всеми имеющимися средствами. Знаменитый поход "Великого белого флота", когда в 1907-1909 гг. полтора десятка американских броненосцев совершили кругосветный поход по следам уничтоженной у Цусимы эскадры адмирала Рождественского, по замыслу президента США Теодора Рузвельта, должен был показать в первую очередь японцам, что линейный флот США - не российские "балтийские аргонавты", а сила, призванная реально доминировать на Тихом океане.

Подобный демарш мог бы поколебать кого угодно, но только не целеустремленную и последовательную в своих целях японскую военно-политическую верхушку. Вызов янки лишь подстегнул самурайский боевой дух, морскую техническую и военную мысль. Определив с 1908 г. США, как главного вероятного противника. Островная империя начала подготовку к неизбежной схватке. При этом японские адмиралы учитывали, что США экономически превосходят Японию, да и политически не допустят невыгодного соотношения своего линейного флота с японским. Это подтвердила и Вашингтонская морская конференция 1920 г., когда Японии грубо навязали соотношение линкоров 3:7 по отношению к США и Великобритании, превратившейся из союзника Японии в противника и конкурента.

Менее решительная в достижении своих целей нация смирилась бы, но только не японцы.

Выход был найден в разработке новых, не подпадающих под договорные ограничения типов и классов морских вооружений. К началу 40-х годов разработали и приняли на вооружение "суперэсминцы" и громадные кислородные торпеды для них, патрульные подводные лодки-авианосцы, тяжелые крейсеры и линкоры, в индивидуальном противостоянии с которыми был бы обречен любой иностранный аналогичный корабль.

Наряду с этим создали и построили новые типы кораблей - быстроходные гидроавианосцы - носители карликовых субмарин, огромные быстроходные минные заградители, торпедные крейсеры (с 40 торпедными аппаратами каждый) и пр. Но, пожалуй, самое пристальное внимание уделили новому роду флотских вооружений - авиации (палубной, береговой и гидропланам). Начав в 20-х годах с лицензионных германских, английских и американских машин, Япония вступила в войну, располагая лучшими в мире палубными истребителями, пикировщиками и торпедоносцами. Береговая авиация флота получила торпедоносцы просто с фантастической дальностью полета, а тяжелые ударно-разведывательные летающие лодки, по комплексу боевых характеристик равных которым не было до конца войны, вели стратегическую разведку на всей акватории Тихого океана. Последние строили на фирме "Кавниши Кокуки К.К." под обозначением Н8К, а американцы присвоили им впоследствии кодовое имя "Эмили".

Создавали эти уникальные образцы техники в соответствии с тактикой и стратегией, отработанной и проверенной на множестве учений и способной принести Японии победу в блицкриге и тотальном уничтожении тихоокеанского флота США.

Кстати, авианосная атака Пирл-Харбора 7 декабря 1941 г. не вписывается в канву этих разработок планов. Однако главком Объединенного флота вице-адмирал Ямомото Исороку, сумевший увлечь идеей атаки большую часть "молодых офицеров флота" и политической элиты, превратил быструю плановую победу в затянувшуюся катастрофу.

Отправив в "нокдаун" линейный флот США в Пирл-Харборской бухте, Ямомото не смог предотвратить последовавшего быстрого подъема и ремонта судов, как не смог ни пленить, ни уничтожить кадровые экипажи американских кораблей. Это и стало отправной точкой в затяжной войне на истощение с единственно возможным финалом. Только неожиданный полный разгром флота США в чужих водах по "цусимскому сценарию" мог привести Америку к политическому кризису и мирному договору на выгодных для Японии условиях. Только понимание того, что тихоокеанского флота больше нет, стало бы тем шоком, от которого Штаты не оправились бы. Так что, как это ни парадоксально звучит, Пирл-Харборская авантюра была куда более выгодна США, чем Японии. Ведь в случае осуществления базового сценария планов японского главного морского штаба, примерный ход событий представлялся следующим:

Одновременная атака, захват или угроза захвата Филиппин, Гуама и Уэйка вынуждает линейный флот США вступить в дело, т.к. общественное мнение США требует немедленно выручить свои отрезанные гарнизоны и покарать "желтомазых макак" (как японцев тогда называли американцы). Поскольку главные события, скорее всего, развернутся в районе Филиппин, именно туда и будет направлено острие ответного удара американцев. В этих условиях японский флот должен последовательно решить ряд оперативно-тактических задач:

  1. С помощью патрульных подводных лодок-авианосцев и больших гидросамолетов-разведчиков (в том числе и лодок типа Н8К) определить состав и направление удара американских сил для развертывания своего Объединенного флота.
  2. Используя маневренное соединение авианосцев, ночные атаки летающих лодок -торпедоносцев и завесы подводных лодок, в том числе карликовых, за сутки - двое до начала боя нанести по американским линейным кораблям, и в первую очередь по авианосцам, ослабляющий удар. Если позволит расстояние, то в дело вступит и базовая торпедоносная авиация.
  3. В ночь перед боем обескровить американский флот торпедными атаками эсминцев и торпедных крейсеров при поддержке тяжелых и линейных крейсеров.
  4. В линейном бою уничтожить ослабленные линейные силы противника.
  5. Всеми имеющимися силами и средствами не допустить отрыва и отхода разбитых соединений и отдельных кораблей противника, обеспечив полное его уничтожение или пленение.

Этот план составлял главный военный секрет Императорского флота и, несмотря на очевидные успехи американской разведки, до конца войны не был известен в США даже в общем. Предусмотренное в нем последовательное наращивание усилий, близость к своим базам и возможность эффективного преследования менее быстроходного противника реально ставили тихоокеанский флот США на грань катастрофы, несмотря на существенный перевес в линейных кораблях.

Использование больших летающих лодок, и в частности, типа Н8К, в трех из пяти стадиях этого плана накладывало определенный отпечаток как на облик самой машины, так и на всю сложную систему оружия, основной составной частью которого этот гидроплан являлся. Кроме большой летающей лодки, в нее должны были входить транспортно-ремонтные авиатендеры типа "Акицусима" и патрульные подводные лодки-заправщики водоизмещением 2500 т с разведывательными самолетами на борту.

Дизельный авиатендер "Акицусима", спущенный на воду 25.04.1941 г., представлял собой корабль в 5000 т стандартного водоизмещения с огромной дальностью плавания (14 000 миль на 14 узлах), способный транспортировать одну ЛЛ типа Н8К и необходимые для нее боезапас, топливо и пр.

На первом этапе плана гидроплан на корабле-базе доставляли в район, откуда вылет самолета-разведчика был бы для противника наименее вероятен. ЛЛ, получив сводку погоды и дозаправившись с подводных лодок, выполняла разведывательный полет, после чего возвращалась или к кораблю-базе, или на маневренную базу флота. В третьей фазе ЛЛ использовали как торпедоносец с двумя торпедами типа 91 массой 800 кг каждая (дальность полета - до 4600 км) или четырьмя, что снижало боевой радиус носителя до 2306 км при условии сброса торпеды через 1000 км полета. Такой залп если и не топил авианосец или линкор, то гарантировал тяжелые повреждения. В завершающей фазе операции против отходящего противника Н8К логично было использовать и как разведчик, и как торпедоносец - все зависело от конкретных условий и боевой обстановки.

Разработка новой ЛЛ была поручена фирме "Каваниши Кокуки К.К." 21 августа 1937 г. Фирма относилась к молодым авиастроительным предприятиям. Но в ее капитале существенная доля (хотя и в завуалированном виде) принадлежала английской фирме Short Brothers - давнему партнеру императорского ВМФ. Любовь была "с интересом" - японцы получали доступ к свежим достижениям английского гидроавиастроения, a Short Brothers не платила налогов с продажи в Японию лицензий, так что схожесть принципиальных схем и некоторых технических решений Н8К и Sunderland не удивляют. Однако, как и в случае с некоторыми другими боевыми самолетами, японские инженеры спроектировали нечто большее, чем их западный прототип.

Коллектив конструкторов под руководством доктора Шидзуо Кикухара создавал свое детище на собственном опыте, полученном при разработке Н6К - машины того же класса, поступление которой на вооружение состоялось в самом начале 1937 г. Собственно, если нарастить на корпус Н6К еще одну палубу, и вместо схемы парасоль получить классический высокоплан, это и будет главным отличием Н8К от прототипа. Более объемный корпус в сочетании с улучшенной аэродинамикой позволили создать качественный скачок в ТТХ, удовлетворивший требованиям заказчика. Основные параметры ТЗ были следующими: взлетная масса - не свыше 25 т; максимальная скорость при нормальной взлетной массе (включая нормальную боевую нагрузку) -450 км/ч на высоте 5000 м; дальность полета при тех же условиях - 4000 км; максимальная боевая нагрузка - 2000 кг, предельная -3600 кг; максимальная скорость при нормальной взлетной массе и с максимальной боевой нагрузкой 3200 кг - 430 км/ч при дальности полета 2500 км; крейсерская скорость на высоте 5000 м - 300 км/ч; перегоночная (патрульная) дальность при нормальной взлетной массе - 6500 км, а при максимальной взлетной массе - 7500 км; экипаж - 9 человек.

Достигнутые на испытаниях ТТХ опытной машины лишь незначительно отличались от требований спецификации и полностью удовлетворяли японский МГШ, получивший не только лучший самолет в своем классе, но и, с учетом постройки авиатендеров типа "Акицусима", очередную трансокеанскую разведывательно-ударную систему оружия.

29 декабря 1940 г. на заводе "Конан" фирмы "Каваниши" в предместье Осаки завершилось изготовление первого прототипа ЛЛ, а через два дня он был предъявлен на заводские испытания. Командиром корабля был опытный летчик - капитан-лейтенант Ито Хиромиши (у японцев сначала указывают фамилию, а затем имя). Первые пробеги по воде и подлеты вскрыли серьезную проблему гидроплана - на скорости 45-55 км/ч фонтан брызг от носовой части лодки заливал ближайшие к фюзеляжу двигатели. А 11 января 1941 г. на одном из них даже повредило пропеллер. После протяжек модели в гидроканале с участием ученых Токийского университета на бортах в носу подводной части лодки установили дополнительные скуловые кили - волноломы, а редан лодки заглубили на 50 см. Увеличили площадь руля направления, тяжелое управление которым отметили летчики.

После доработки испытания как на первой опытной машине, так и на трех следующих продолжили. Последние отличались от головного самолета: вместо двух 20-мм пушек и четырех 7,7-мм пулеметов - пять 20-мм пушек и три 7,7-мм пулемета, вместо двигателей МК4А Касей 11 взлетной мощностью 1500 л.с. - более экономичные Мицубиси МК4В Касей 12 взлетной мощностью 1530 л.с. и ряд других доработок, включая наддув топливных баков выхлопными газами и удлинение носовой части на 1,3 м. 5 февраля 1942 г. самолеты приняли на вооружение авиакорпусов "Йокосука" и "Йокогама" под обозначением Н8К1 тип 2 модель 11.

В составе "Иокогамы" две ЛЛ приняли участие в малоизвестной, но уникальной операции (получившей обозначение "К") -втором ударе по главной базе американского тихоокеанского флота Пирл-Харбор на Гавайских островах. Цель операции -разведка гавани и бомбардировка нефтехранилища главной базы американского флота, практически не пострадавшего во время авианосного рейда вице-адмирала Нагумо Тюити. Экипажи лейтенантов Хашизуми и Томано из состава авиакорпуса Иокогама с четырьмя 250-кг авиабомбами на каждой машине перелетели с атолла Во-тье к рифам Френч-Фригейт к северу от Гавайев, где дозаправились с крейсерных подводных лодок 1-15 и 1-19, и продолжили полет к Пирл-Харбору. Плохая погода над целью заставила японцев отбомбиться сквозь облака, что предопределило нулевую эффективность удара, после чего самолеты благополучно возвратились на Вотье. Вторая попытка провести эту операцию закончилась гибелью экипажа лейтенанта Томано при доразведке цели - его сбили истребители, а вскоре американский флот взял под свой контроль рифы Френч-Фригейт.

Всего до конца 1942 г. (с учетом прототипов) было построено 17 летающих лодок типа Н8К1 м.11. С середины 1943 г. в корпуса "Йокосука", "Йокогама" и 14-й авиакорпус (после реорганизации в середине 1943 г. в 801, 851 и 802-й соответственно) начали поступать модернизированные "Эмили" модели Н8К2 м.12, оснащенные новыми двигателями Мицубиси MK4Q Касей 22 взлетной мощностью 1850 л.с. с индивидуальными реактивными выхлопными патрубками. Кроме того, эти самолеты получили и многослойное резиновое протектирование топливных баков, а кресла пилотов и командира корабля - бронеспинки.

До конца боевых действий в августе 1945 г. в строй вступили 112 машин типа Н8К2. Им пришлось заниматься разведкой в Тихом и Индийском океанах, наносить бомбовые удары по Коломбо, Калькутте, Тринкомали и целям в западной Австралии, выполнять рейсы по снабжению изолированных в океане островных гарнизонов, а также противолодочное патрулирование. Для этого на части ЛЛ типа Н8К в 1944 г. установили поисковые БРЛС. Кстати, в этой роли они действовали под стать английским "Сандерлендам". Не менее семи американских субмарин отправились на дно при непосредственном "содействии" японских летающих лодок.

В ходе боевой работы "Эмили" нередко сталкивались с американскими истребителями, летчики которых признавали, что эта машина - самый крепкий орешек из всех. Случалось, чтобы заставить Н8К упасть, 5-6 истребителей расходовали весь боезапас. Но на втором этапе войны и истребителей, и патронов у янки было в достатке, так что к моменту капитуляции Японии уцелели только две ЛЛ этого типа. Были уничтожены и все гидропланы транспортной модификации L. Она появилась после весьма печального для японского флота события.

В апреле 1943 г над Бугенвилем из архипелага Соломоновых островов сбили два бомбардировщика G4M1, на которых погибли и несколько офицеров штаба Объединенного флота во главе с главкомом - адмиралом Ямамото Исороку. Американцы знали японские морские коды и обладали полной информацией о том перелете. Убийство адмирала санкционировали Франклин Рузвельт и Фрэнк Нокс (министр ВМФ США). В итоге японское командование ВМС решили обеспечить более надежными "пулеустойчивыми" самолетами. Выбор пал на летающую лодку Н8К. К осени модернизировали первый самолет, получивший обозначение H8K1-L м. 31. После достроили в транспортном VIP-ва-рианте четыре самолета Н8К2-L м. 32. Помимо экипажа они вмещали по 29 пассажиров. Остальные 32 машины этого типа построили в 64-местном транспортно-десантном варианте. Вооружение самолетов составили две 20-мм пушки или одна 20-мм пушка и 13-мм пулемет. Это были надежные машины, не вызывавшие нареканий ни со стороны экипажей, ни со стороны пассажиров, но вторично штаб Объединенного флота потеряли вместе с новым командующим, вице-адмиралом Кога Минэити, именно на борту H8K2-L Самолет главкома в 1944 г. попал в тайфун при перелете с островов Палау на Давао и пропал без вести.

В 1944 г. к серийному производству готовили очередную модель самолета - Н8КЗ м. 22 с убирающейся башней верхней огневой точки, без блистеров и с убираемыми в полете поплавками на консолях крыла. На два прототипа в ходе испытаний установили новые двигатели Мицубиси МК4В Касей 25 взлетной мощностью 1825 л.с, после чего модификация получила обозначение Н8К4 м. 23. Эти машины обладали самой высокой для "Эмили" скоростью - 472 км/ч, но серийно их не строили, так как заводы фирмы "Каваниши" срочно перепрофилировали на выпуск истребителей-перехватчиков для защиты островов метрополии.

В первом десятилетии по окончании Второй Мировой войны, когда мир вступил в эпоху ядерного противостояния, военные специалисты в СССР и на Западе рассматривали различные способы доставки атомного оружия, но наиболее реальная ядерная триада представлялась тогда состоящей из сухопутной стратегической бомбардировочной авиации, баллистических ракет и бомбардировщиков-гидропланов. При этом последние с дозаправкой от подлодок теоретически могли поразить любую точку на территории вероятного противника.

Нетрудно понять, что в основе этих планов лежал и опыт создания японской летающей лодки Н8К, способной "дотянуться" до любой цели на территории США еще в конце 1941 г.




 Модификации :
 H8K1  обозначение трех опытных образцов и 14 первых серийных самолетов с двигателями MK4A; поздние серийные машины оснащались двигателями MK4B той же мощности, вооружение 7x7,69.
 H8K1-L  первый прототип после переделки его в транспортный самолет с двигателями MK4Q.
 H8K2  основная серийная модификация с двигателями MK4Q, усиленным вооружением, протектированными топливными баками и РЛС обнаружения надводных целей; построено 112 самолетов под обозначением Navy Type 2 Flying-Boat Model 12.
 H8K2-L  серийный транспортный самолет, разработанный на базе H8K1-L с вооружением 1x20+1x13; вмещал от 29 до 64 пассажиров; имел сокращенный состав вооружения; запущен в серийное производство под обозначением Navy Type 2 Transport Flying-Boat Seiku ("Чистое небо") Model 32; построено 36 самолетов.
 H8K3  обозначение двух опытных образцов с убирающимися стабилизирующими поплавками на концах крыла и убирающейся надфюзеляжной турелью; в остальном - как серийная модель H8K2, однако в производство вариант этот не пошел.
 H8K4  новое обозначение опытного самолета H8K3 после установки на него двигателей Mitsubishi MK4T-B Kasei 25b мощностью 1825 л.с.; в производство не пошел.



 ЛТХ:
Модификация   Н8К2
Размах крыла, м   38.00
Длина, м   28.13
Высота, м   9.15
Площадь крыла, м2   160.00
Масса, кг  
  пустого самолета   18380
  нормальная взлетная   24500
  максимальная взлетная   32500
Тип двигателя   4 ПД Мицубиси МК40 Касей -22
Мощность, л.с.   4 х 1850
Максимальная скорость , км/ч   460
Крейсерская скорость , км/ч   290
Практическая дальность, км   7050
Максимальная скороподъемность, м/мин   490
Практический потолок, м   8850
Экипаж, чел   9
Вооружение:   три 20-мм пушки тип 99 модель 1 в носовой, верхней и хвостовой башнях (в носовой и хвостовой башнях),
 7,7-мм пулеметы тип 92 в нижней установке, в боковых люках и в кабине пилотов (в боковых блистерах, нижней
 и верхней установках);
 2х 800-кг торпеды или до 2000 кг бомб


 Доп. информация :


  Чертеж "Kawanishi H8K"
 Фотографии:

 Прототип H8K1
 Прототип H8K1
 Прототип H8K1
 H8K1
 H8K2
 H8K2
 Захваченная американцами H8K2
 H8K2-L
 H8K2-L
 H8K3
 Кабина пилота H8K2

  Схемы:

 H8K2
 H8K3
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 Прототип H8K1   (с) T.Hadler/M.trim/T.Brittain
 H8K2   (с) T.Hadler/M.trim/T.Brittain
 H8K2-L   (с) T.Hadler/M.trim/T.Brittain
 H8K2-L   (с) T.Hadler/M.trim/T.Brittain

  



 

Список источников:

АКО. Александр Горьковский. H8K - лучшая тяжелая летающая лодка на Тихом океане
Андрей Фирсов. Авиация Японии
Д.Хирокоши, М.Окумия, М.Кайдин. Японская авиация во Второй Мировой войне
Rene J. Francillion. Japanese Aircraft of the Pacific War
Joao Paulo, Juliao Matsuura. WWII Imperial Japanese Naval Aviation Page
Aircraft Profile 233. M.C. Richards. Kawanishi 4-Motor Flying-Boats (H6K and H8K)
Famous airplane of the World. Type 2 Flying Boat
ww2drawings.jexiste.fr. Kawanishi H8K3 Emily


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: